Всё о быте первых студентов в Западной Европе: как они жили, организовывали своё существование, как к ним относилось общество.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Слово «университет» происходит от латинского «universitas» — «общность» или «корпорация». Также оно созвучно слову universum, что означает «вселенная». Первые университеты появились в Европе XI–XIII веках (например, Болонский, Парижский, Оксфордский) и стали центрами науки, теологии и права.
Обучение делилось на факультеты: свободных искусств (грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка), права, медицины и теологии. Студенты изучали труды античных мыслителей и церковных авторитетов, спорили на диспутах, а экзамены сдавали устно. Но мы оставим в стороне великие идеи и околонаучные дискуссии тех времён, а обратимся к конкретному быту простого (или не очень) учащегося. Сегодня речь пойдёт о повседневности, братстве и развлечениях средневекового студента.
Немного о социальном значении средневековых университетов
Становление студенческой жизни в Средневековой Европе базировалось на двух противоположностях. С одной стороны, университеты возникали в городе — в самом свободном месте того времени, наполненном различными соблазнами. С другой стороны, высшая школа стала ответом на запросы Церкви в развитии теологического образования для клира и помощь в идеологической подготовке чиновников от духовенства.
При этом клирики, вышедшие из университетов, становились не только священниками, но и администраторами на городской и государственной службе, а также наставниками у богатых людей. В закрытом сословном социуме Средневековой Европы образование ещё было и средством вертикальной мобильности, учитывая то, что возможность учиться в университете зависела не от родословной, а от размера кошелька родителей. Другим важным условием был статус холостого человека и необходимость посвятить всю свою дальнейшую жизнь Церкви.
Как любая средневековая корпорация, университет претендовал на особые знаки отличия. Студенческие коллегии и преподаватели обладали автономией. По некоторым видам преступлений члены университета не были подсудны королевскому или городскому суду, а имели право на внутреннее разбирательство. Учащиеся и преподаватели были обязаны носить особую одежду. Устав регламентировал внешний вид студентов, подробно расписывая где и в каких случаях тот мог появиться и что должен был носить. Например, запрещалось при любых обстоятельствах надевать жилеты, облегающую нижнюю одежду, нарядные перчатки и береты.
Вместе с развитием университетов, Церковь начала предъявлять требование образования для высшего клира. Уже в Позднем Средневековье для сана епископа стало обязательным наличие учёной степени. Примерно в это же время начинают подобные условия ставятся даже для простого приходского священника. В минимум входила общая грамотность, умение играть на органе и петь псалмы. При этом в клир мечтали попасть представители любых сословий: от младших членов королевских семей до детей крестьян (если бы нашёлся покровитель). Это вело к парадоксальному явлению: в рамках духовенства, пусть и номинально, складывалось нечто отдалённо похожее на социальное равенство. Вместе с тем рос общий уровень образования внутри этого сословия, что в конечном итоге приведёт к эпохе Возрождения, а затем Реформации и Нового времени с его рационализмом. Западная Церковь сама взрастила своих палачей.
Условия жизни
Университеты редко имели выделенную от города территорию и входили как бы в его состав, при этом были полностью независимыми. Они имели отдельные здания для обучения, но жильё студентам до возникновения систем колледжей приходилось снимать у довольно жадных горожан. Жители Оксфорда, Парижа, Болоньи здорово наживались на аренде, что приводило к конфликтам между университетом и городом. Видя в учебных заведениях возможность щёлкнуть по носу слишком независимые города, университеты часто обретали высоких покровителей, которые помогали продавить муниципальные администрации. Для студентов и профессоров добивались льготы, отторгались некоторые городские территории в пользу университета. Так, герцог Баварский Руперт Старший при открытии Гейдельбергского университета ввёл огромные штрафы, защищая студентов от движимых жадностью горожан. Впрочем, это всё равно не спасало учащихся от крохоборства.
Апогеем самостоятельности университетов от местных стало создание коллегий или колледжей. Это были своеобразные общежития для студентов, главным образом для церковных стипендиатов. Работали они по следующему принципу: студенты получали бесплатное или относительно дешёвое жильё, а взамен в свободное время постоянно молились о спасении душ основателей и покровителей колледжа. Поэтому богатый клир и знать частенько строили подобные заведения. Самым известным колледжем является коллегия, построенная на средства каноника Робера де Сорбонна в 1257 году. Впоследствии Парижский университет перенял название этого колледжа (Сорбонна).
Помещения, в которых проживали студенты, были однообразно простыми, без индивидуальных удобств. Как правило здание колледжа состояло из следующих помещений: зал-столовая, отдельная комната патрона-ректора, пять-шесть маленьких комнат на каждом этаже, которые напоминали кельи и вмещали четырёх студентов или двух бакалавров. Профессора имели отдельные комнаты, но даже они были довольно тесными и минимальным количеством мебели. Зимой в таких колледжах было холодно, а летом душно. Однако подобное тесное общежитие формировало настоящее братство и взаимовыручку по монастырскому типу.
Другим вариантом общежития был холл, особенно распространённый в Англии. Если колледж — это здание в черте города, то холлы больше напоминали совокупность полноценный монастырь в предместье или современный кампус. Холлы являли собой собственность университета, которые арендовали студенты на время учёбы (чтобы не платить жадным горожанам). Такого формата строения существовали в Оксфорде и Кембридже. Каждый отдельный холл был закреплён за своим факультетом. Прежде чем студент заселялся, он давал различные клятвы, например, о том, что не будет пить, распутничать, а сосредоточится только на учёбе. Если клятва нарушалась, то студента выгоняли из холла, но не университета. В таком случае учащийся мог снять жильё уже в городе. Более того, студенты старших курсов и бакалавры самостоятельно отказывались от общежития, предпочитая немного свободы. Вспоминаем Николса из «Кентерберийских рассказов» Д. Чосера.
Стоимость обучения и прочие расходы
Сейчас довольно сложно оценить стоимость обучения в средневековом университете, где студент должен был отдельно оплачивать труд лекторов, допуск к экзаменам и получение степени. К этому добавлялась плата за проживание, еда и насущные расходы. При этом аренда жилья чаще всего требовала самую большую плату. Если отсутствовал покровитель, то учиться в университете своему сыну могли позволить родители как минимум землевладельцы, члены поместной администрации, благополучные ремесленники и мелкие купцы. Но даже хорошему каменщику (одно из самых прибыльных ремёсел Средневековья) было тяжело содержать только на свои деньги сына-студента.
Бедные студенты создавали сообщества для совместного проживания и питания. Они общими усилиями запасали еду, дрова, зерно, перебивались случайными заработками в свободное от учёбы время.
Студенту приходилось платить за всё: не только за еду, учёбу и жильё, но даже за пользование книгами, форменную одежду и свечи. Поэтому средневековый студент был постоянно в поисках заработка. Кто-то обучал грамоте простых людей, а кто-то слёзно просил родителей помочь лишней копейкой. В местных администрациях даже была специальная услуга, позволяющее за небольшую составить слёзное письмо по образцу для своей семьи. Вот один из примеров:
Мои расходы здесь настолько велики, что денег мне вряд ли хватит на прожитьё до тех пор, когда вернётся податель сего письма. Эти расходы вызваны не только тем, что я не могу тратить на питание менее восьми пенсов в неделю, но и тратами на другие необходимые предметы… на покупку книг в университете мною потрачено 6 шилл. 8 пенсов. Доктору, у которого я слушаю лекции, необходимо заплатить 2 шилл. И если к этому присовокупить плату нашему эконому и повару, то стоимость моего обучения и многих других вещей, от перечисления которых я воздержусь, ибо это займёт много времени, составит немалую сумму.
От денежного довольствия сильно зависели результаты в учёбе.
Вы хотите, чтобы я вам написал, как идут дела у меня в Гейдельберге и как мне нравятся здешние профессора и магистры. Итак, вы должны знать, что немедленно по прибытии в Гейдельберг я получил место повара в бурсе, где меня даром кормят и даже платят, так что я могу заниматься и готовиться к магистерскому экзамену. Прошёл же его бедный Генрих, у которого не было ни книг, ни бумаги и который всё писал на своём тулупе.
Сохранилось немало свидетельств того, что преподаватели и ректоры строили своё благополучие, ссужая студентам деньги, а затем назначая более высокие гонорары за свои занятия, что являлось скрытым процентом. В письмах студентов сохранились благодарности Богу и судьбе за то, что им удалось попасть в руки к честным магистрам и профессорам.
Но нельзя сказать что университеты не пытались облегчить участь своих студентов. Ректора добивались установления приемлемых цен на продукты питания. Прогрессивные власти, например, в Мюнхене и Болонье освобождали студентов от таможенных пошлин на зерно и письменные принадлежности. Однако всё равно без богатых родителей или нормального места работы студенческая жизнь была синонимом нищеты. Отсюда и все подобные образы в культуре.
Как проходили занятия
Даже в старейших университетах Европы — Парижском и Болонском — до XIV века не было ни специальных учебных зданий, ни аудиторий. Занятия проводились в арендованных помещениях (оплата со студента), иногда в церкви или в доме преподавателя. Если позволяла погода, то некоторые предметы начитывались на городской площади.
Студенту необходимо было много писать на лекциях, готовить материалы для диспутов, переписывать необходимые для учёбы отрывки из книг. Для этого использовались наиболее дешёвый метод записи — восковые таблички. Учащиеся носили их на поясе, что стало атрибутом средневекового студенчества. Только к концу XIV восковые таблички стали заменять на пергамент. Однако и тогда это было далеко не каждому по карману.
Рост числа учащихся привёл к интересному и важному культурному и социальному образованию. В Средние века книги переписывались в монастырях вручную и были довольно дорогим удовольствием. Однако для учёбы студентам требовалось гораздо больше экземпляров, чем могли предоставить местные клирики, а потому в городах, где находились университеты — Париж, Болонья, Перуджи, Рим и другие, — стали отдавать переписывание ремесленникам. Для большего числа книг отказывались от сложной каллиграфии, миниатюр и дорогих материалов отделки. Главное же — был создан современный формат книги для удобства её транспортировки и передачи из рук в руки. По словам Ле Гоффа, это была первая интеллектуальная революция в Европе, которая превратила книгу из предмета роскоши в инструмент познания.
Экзамены были противоречивыми. С одной стороны, нужно было быть настоящим неучем, чтобы с треском провалить проверку, но с другой стороны, преподаватели совсем не жалели своих учеников и спрашивали в свободном формате всё, что только можно было спросить. Финалом экзамена всегда был диспут с одним из профессоров, который студент должен был выиграть или не упасть в грязь лицом. При этом почти всегда экзамены заканчивались совместной попойкой учеников и учителей.
Развлечения
Свидетельства современников единодушны в описаниях порочной жизни студенчества. Такая модель формировалась в силу того, что молодые люди проживали практически вне всяких ограничений со стороны родителей, государственных и городских законов. Это приводило к тому, что многие представители богатых семей шли в студенты только ради развлечений, без малейшей мысли об учёбе. Об этом с возмущением свидетельствует статут папы Григория IX:
Мы категорически запрещаем студентам ношение оружия в городе, а университет отказывается от покровительства тем, кто нарушает мир и учебный процесс. Те, кто называет себя студентами, но не часто посещают классы, не знают какого либо магистра, ни в коем случае не должны пользоваться вольностями студентов.
Встречались «вынужденные» студенты, как священник Томас Хофру из нормандской деревни Вимервиль (XIII в.). После долгих разбирательств в епископском суде о противозаконных связях с женой его прихожанина, архидьякон вынес решение: отправить Томаса на два года (от греха подальше) на учёбу в Парижский университет. Остаётся только догадываться, скольких юных школяров он наставил на «путь истинный».
Очень красноречив перечень запретов и предписаний под названием «Руководство совершенного студента», созданного на прецедентах. Там говорится о том, что студентам запрещалось играть в азартные игры по воскресеньям с мирянами, а в дни учёбы прогуливать занятия; нельзя было бить детей; рвать и грязнить книги; устраивать бунты и подстрекать к беспорядкам; вести глупые разговоры; петь богохульные песни во время торжественных церемоний; устраивать комические пьесы в церквях и на кладбищах. Неплохой список, правда? Буйное поведение студенты проявляли даже на лекциях. Если им не нравился преподаватель, они могли спокойно его освистать, обозвать, закидать камнями и избить.
У студентов было достаточно свободно времени по меркам Средневековья. В течение года было много праздников (до 90), кроме того, к ним добавлялось 11 дней на Рождество, 14 на Пасху и 14 на Карнавал. Наконец, в самое жаркое время лета, когда на небе появлялось созвездие Малого Пса, устраивались каникулы (лат. canicula – собачка, щенок).
Определяя такое число свободных дней, университеты совсем не беспокоились об организации отдыха студентов. Поэтому молодые ребята занимали себя чем могли. Летом развлекались различными играми на свежем воздухе, купались и просто слонялись без дела. В плохую погоду играли в кости, карты, шахматы. Причём страсть к азартным играм доходила до того, что несколько раз ректор пытался запрещать их. Однако студенты устраивали бунты и возвращали себе право на столь сомнительный досуг.
Но настоящим пороком студенчества было пьянство. Средневековое общество вообще достаточно терпимо относилось к выпивке, даже среди совсем юных лиц. Пьянки случались даже во время лекции и на территории университетов, но всё-таки чаще студенты гуляли в городе. Ушлые предприниматели, зная любовь учащихся к спиртному, открывали многочисленные заведения неподалёку от колледжей. Так, в XIV веке зарегистрировано более шестидесяти таверн по соседству с Парижским университетом. Подобная ситуация приводила к постоянным пьяным дракам и бунтам, учитывая ещё и некоторую неприязнь между студенчеством и горожанами. Не было ни одного праздника, который не заканчивался массовым побоищем. Иногда дела доходили до вооружённых столкновений — отсюда запрет для студентов носить оружие. Всё ещё усугублялось тем, что членов университета за подобное могли судить только внутри университета, а не городские власти. Хоть и особо провинившихся бросали по тюрьмам, учащиеся часто чувствовали свою безнаказанность.
Однако студенты дрались и между собой, отстаивая честь собственного факультета или любимого профессора. Да и внутри факультетов была своя политическая возня. Например, на богословских факультетах часто сталкивалось белое и чёрное духовенство. Здесь учащиеся поступали ещё жёстче, чем с горожанами. Они не только били друг другу морду, но и отрубали пальцы, бросались с холодным оружием, натравливали друг на друга собак. Однако всё это терпели, ибо университеты производили очень важные кадры для городов и государств и часто имели значимых покровителей.
В заключение хочу сказать, что на протяжении всего Средневековья отношение к повседневной жизни и досугу студентов было неоднозначным со стороны церкви и мирян, а также и власть предержащих, в том числе и самих университетов. Только в эпоху Возрождения гуманисты осознанно отнеслись к спорту и играм, как воспитывающим физически красивого человека, придали им воспитательное значение. В период Реформации и Контрреформации как католические, так и протестантские моралисты отнесли игры к преступным деяниям, подобным пьянству и проституции.
В течение XVII века большую роль в восстановлении авторитета игры сыграли иезуиты, которые ввели игры в уставы своих учебных заведений. Они составили список игр и развлечений, рекомендуемых наряду с учебными дисциплинами. В школах и колледжах, курируемых иезуитами, появились уроки танца, игры в мяч. Иезуиты издали гимнастические трактаты, где впервые были упорядочены и предложены правила рекомендуемых игр. Средневековый опыт, подправленный гуманистической и иезуитской системой воспитания,
оказал в конечном итоге положительное влияние на повседневную жизнь студенчества, способствовал утверждению ряда традиций университетской жизни в Западной Европе нового времени.
Что почитать на эту тему?
- Сперанский Н.В. Очерки по истории народной школы в Западной Европе
- Леонова Т.А. Социальный мир и культура Средневековья
- Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе
- Aston, M., Duncan, G., Evans, T. The medieval alumni of the University of Cambridge (на английском, хорошая и подробная работа про Кембридж)
- Haskins C. H. The Rise of the Universities (на английском)
- Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages (на английском)
Другие статьи по Истории повседневности:
Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.
Теперь канал можно поддержать небольшим пожертвованием по кнопке ниже ↓