I. Неожиданные выводы из изученных документов
При составлении родословной мы внимательно изучаем ту местность, в который жили и служили наши предки. Самое пристальное внимание уделяем их окружению - с кем они могли общаться, с кем в одно время жили и служили, с кем роднились, у кого были восприемниками и поручителями. Расширяя круг изучаемых фактов и событий, мы обратили внимание на то, что в селах, в которых служили священниками наши предки, были очень красивые церкви. Об этом мы писали в своих статьях. Так в статье канала Academia-nadezhda
мы описали церковь Казанской иконы Божьей Матери в селе Богослово Богородского уезда Московской губернии, построенную на средства Прасковьи Фёдоровны Остафьевой, урождённой Лопухиной (1697−1757 гг.):
В Метрических книгах церкви Казанской Богоматери села Богословского владелица вотчины названа: "генеральша Параскева Федорова Оставьева села Богослово".
Это село с очень красивой церковью далеко не единственное, что мы встретили в ходе наших поисков. Можно назвать, например, село Поджигородово Клинского уезда Московской губернии в котором начинался наш род и здесь, как мы установили по документам, в сельской церкви Архангела Михаила, сначала деревянной, а затем каменной, на протяжении более 115 лет (с 1715 г. по 1832 г.) священниками служили наши предки. Каменная церковь была построена в 1783 году по проекту великого русского архитектора В.И. Баженова или одного из его учеников. Она уже больше 240 лет служит людям и как прежде создает возвышенную духовную атмосферу, радует глаз совершенством архитектурных форм.
Справка Academia-nadezhda:
Василий Иванович Баженов (1737/1738- 1799 гг.) - великий русский архитектор, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма. Член Российской академии (1784 г.), вице-президент Академии художеств (1799 г.), действительный статский советник (1796 г.). К числу его великих архитектурных творений принадлежит Дом Пашкова (1784–1786 гг.), поражающий своей изысканностью и воздушностью, украшающий самый центр Москвы. Благодаря его творчеству созданы уникальные Михайловский замок (1792 г. ), ансамбль Царицыно (1776–1786 гг.), московские храмовые ансамбли Большого Вознесения у Никитских ворот, Св. Духа на Лазаревском кладбище и др. В.И. Баженову и его ученикам принадлежит авторство уникальных частных владений в Москве и усадеб в ее пригородах.
На сайте Клинского благочиния об этом сказано: "Церковь построена тщанием родных братьев - статского советника Алексея, капитана Петра и коллежского асессора Николая Михайловичей Юрьевых. Проект храма разработал архитектор В.И. Баженов (или один из его учеников)" [1].
Красивейшие церкви, построенные в селах, в которых проживало иногда всего 70 - 100 человек, стараниями помещиков, создавали обстановку, которая стала основой российской государственной идеологии (1833 г.) в период царствования императора Николая I "Православие, Самодержавие, Народность", пронизывавшей с первых классов школы все культурное пространство страны и служившей консолидации политических сил, выступающих за самобытный путь исторического развития России.
II. Родовое село Столыпиных Середниково и наши предки
В статье канала Academia-nadezhda
мы рассказывали об удивительном факте из жизни нашей семьи, когда наш предок Тимофей Алексеевич Терновский, священник церкви Архистратига Михаила села Поджигородово Клинского уезда Московской губернии, в 1835 году поехал в село Середниково Московского уезда Московской губернии молитствовать при рождении ребенка. Путь по тем временам совсем не близкий, да и транспорт на все случаи один - телега, запряженная лошадью. Но случай был особый - в Метрической книге церкви Святителя Алексия, Митрополита Московского села Середникова Московского уезда Московской губернии в разделе "Родившиеся" об этом записано так: «В декабре шестого числа села Середникова у священника Василия Сергеева (Терновского) и законной жены его Екатерины Михайловны сын Николай», а молитствовал при этом наш предок Тимофей Алексеевич Терновский:
Оказывается родной племянник нашего предка Василий Сергеевич Терновский (1805 - ? гг.) служил священником в церкви Святителя Алексея Митрополита села Середникова Московского округа. Восприемниками новорожденного Николая Васильевича Терновского (6 декабря 1835 - ? гг.) были "Ея превосходительство Генерал-майорша Екатерина Аркадьевна Столыпина, малолетний сын ея Аркадий Дмитриевич Столыпин (13 лет)".
Нас удивил этот факт - не верилось, что бабушка и отец будущего реформатора России были восприемниками у новорожденного сына простого сельского священника! Мы стали изучать жизнь села Середниково и сегодня делимся с вами сведениями, обретающими для нас новый смысл, поскольку в церкви села Середниково служили священниками три поколения наших предков.
Село Середниково Московского уезда Московской губернии сыграло заметную роль в судьбе ряда выдающихся людей. Село было родовым поместьем семьи Столыпиных, именно здесь постепенно сложится образец русского парково-усадебного ансамбля:
- в 1825 году село Середниково куплено было генерал-майором Дмитрием Алексеевичем Столыпиным (1785-1826 гг.);
- в 1826 году владелицей стала его вдова Екатерина Аркадьевна Столыпина (1791-1853 гг.). Именно она со своим малолетним 13-летнем сыном Аркадием Алексеевичем (1785-1826 гг.) стала восприемницей младенца Николая из семьи наших предков священников Терновских;
- В 1855 году владельцем усадьбы стал Аркадий Дмитриевич Столыпин (1822-1899 гг.);
- здесь же в 1860-х годах прошло детство сына Аркадия Дмитриевича Столыпина, будущего выдающегося государственного деятеля России Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911 гг.)!
- в 1829 - 1832 гг. в село Середниково на лето приезжала сестра Дмитрия Алексеевича Столыпина, привозя с собою внука Мишеньку Лермонтова! Бабушку Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 - 1841 гг.) со стороны матери Елизавету Алексеевну Арсеньеву, урождённую Столыпину (1773-1845 гг.) литературоведы называют «самой знаменитой бабушкой русской литературы»[2]. Здесь она воспитывала внука, здесь великий русский поэт М.Ю. Лермонтов писал свои юношеские стихи, читал, переводил. Здесь еще совсем юный М.Ю. Лермонтов написал стихотворение "Нищий" и его знаменитые, пронизанные болью слова: "... И кто-то камень положил в его протянутую руку!"
Взаимоотношения членов семьи сельского священника и семьи помещиков Столыпиных складывались из частого общения по богоугодным делам и ярко проявились в том, что Генерал-майорша Екатерина Аркадьевна и её малолетний сын Аркадий Дмитриевич взяли на себя ответственность за судьбу сына священника Сергея Алексеевича Терновского, став восприемниками младенца Николая.
III. Поместья как источник великой российской усадебной культуры
Развитие поместий как центра культуры и образованности, паркового искусства, библиотек, театра, картинных галерей и строительства православных храмов в селах России было не случайным. 18 февраля 1762 года российский император Петр III издал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».
Петр I, нуждаясь в дворянском сословии как на гражданской так и военной службе, в 1714 году издал указ "О единонаследии". По данному указу поместье наследовал за отцом семейства только старший сын, а остальные сыновья должны были служить государству. В Манифесте Петра III об этом сказано:
"Бессмертные славы премудрый Монарх, Любезный Государь Дед Наш, Петр Великий и Император Всероссийский, какую тягость и коликие труды принужден был сносить единственно для благополучия и пользы отечества своего, возводя Россию к совершенному познанию, как военных, гражданских, так и политических дел, тому не только вся Европа, но и большая часть света неложный свидетель".
По Манифесту Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне теперь получили право увольняться с военной и гражданской службы, поселяться в своих поместьях, заниматься хозяйственными делами поместий, селений и их жителей. Но требование Манифеста держать отчет перед престолом о том, чему их дворянские дети "до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают... чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом".
Это вызвало необходимость создавать для этого определенные условия. Постепенно церковь и усадьба становятся двумя системообразующими центрами духовности и культуры на селе, будучи в союзе своем ориентированы на поддержание православия, самодержавия и народности, став неотъемлемой частью жизни многих поколений русского дворянства, создавая многочисленные родовые и семейные центры в российской глубинке, сформировав традицию многочисленной российской семьи, ее исторической памятью и частью культурного наследия.
В начале XX века стали традиционными семейные фото в усадьбах. Вот и на этом снимке многочисленная семья нашего деда - героя русско-японской войны 1904-1905 гг., штабс-капитана Федора Федоровича Флоринского (1872-1911 гг.). Он сидит в центре у стола рядом с богатым малиновым кустом - гордости всей семьи, а слева виден примус с медным тазом, в котором варится традиционное малиновое варенье, царит идеальный семейный мир и спокойствие!
Выводы:
В России во второй половине XVIII-XIX веках к церкви, как центру духовности и воспитания добавилась дворянская усадьба, поместье как институт светского культурного развития страны, сделав ее мощным фактором развития. Именно поместья в союзе с природой, народностью и народной культурой создавали творческую атмосферу, в которой выросли великие российские таланты: музыканты, художники, писатели и поэты. Имение просвещенного дворянина являлось идеальным местом творческого вдохновения, тихой гаванью, в кругу родных и друзей. Источником вдохновения были «Михайловское» и «Болдино» для А.С. Пушкина, «Тарханы» для М.Ю. Лермонтова, «Мураново» для Н.В. Гоголя и Ф.И. Тютчева, «Абрамцево» для С.Т. Аксакова, М.В. Врубеля и Ф.И. Шаляпина, «Караул» для Б.Н. Чичерина [3]. В усадебном пространстве происходит влияние народной культуры на дворянскую и светской, дворянской – на народную, их взаимное обогащение.
В такой атмосфере жили, росли, становились учеными, литераторами, педагогами, врачами, военными, чиновниками, просто хорошими людьми, наши предки.
Получается у нас - получится и у вас!
Источники:
2. Хаецкая Е. Лермонтов. М.: Вече, 2011. 478 с. (Великие исторические персоны).
3.Традиции русской усадебной культуры. https://infourok.ru/tradicii-russkoj-dvoryanskoj-usadebnoj-kultury-5841339.html
Больше статей о составлении родословной в подборке канала Academia-nadezhda:
Понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda