При написании "Родословной книги" мы собираем материал не только о членах семьи - рождении, бракосочетании, профессии, занятиях. Для того, чтобы представить жизнь предков полнее, мы изучаем историю тех мест, в которых прадеды жили, служили, растили детей, формировался их характер, взгляды на жизнь. При изучении истории этих мест, зачастую мы раскрываем очень интересные факты, истории, обстоятельства жизни наших героев, часто удивляясь тому, как плотно она переплеталась с историей великой державы!
I. Где служил Василий Федорович Лебедев и жила наша прабабушка Мария Александровна Флоринская
1.1. Замужество Марии Александровны Флоринской
У нашего прапрадеда Александра Матвеевича Флоринского (1803 - 1866 гг.) и его жены Праскевы Павловны (1812 - 1851 гг.) была большая семья - у них было 11 детей: Иван (1828 г.р.), Надежда (1830 г.р.), Мария (1833 г.р.), Василий (1836 г.р.), Павел (1838 г.р.), Матфей (1839 г.р.), Николай (1842 г.р.), Федор (1843 г.р.), Александра (1845 г.р.), София (1847 г.р.), Анна (1849 г.р.). Выросло 5 мальчиков и 4 девочки. Одной из них была наша прабабушка Мария Александровна Флоринская (1833 – после 1860 гг.). О мальчиках и их судьбе мы уже писали. Пришло время изучить историю того села, куда выйдя замуж, уехала из дома Мария вместе с мужем.
На момент замужества Марии вся семья Флоринских проживала в селе Селинское Клинского уезда Московской губернии, по месту служения ее отца священником местной церкви. Мария Александровна Флоринская 1 июня 1851 года вышла замуж за Василия Феодоровича Лебедева (1827 - после 1860 гг.), ученика Вифанской семинарии, сына священника Церкви Казанской иконы Божией Матери села Трехсвятское Клинской округи. Бракосочетание состоялось в церкви села Селинское. "Поручителями по невесте были: Дмитровского уезда села Чернаева Дмитрия Солунского церкви священник Дмитрий Яковлев Берцкин, Клинского уезда села Воронина священник Платон Радугин и того ж уезда Спасской церкви села Телешева дьякон Александр Павлов". Александр Павлович Лебедев, родной брат мамы Марии Александровны приехал на семейное торжество - свадьбу племяннице из села Телешево Клинского уезда Московской губернии.
Но пройдет всего 2,5 месяца и 15 августа 1851 года Александр Павлович вместе с братом Василием, многочисленные родственники и близкие вновь приедут в село Селинское, но теперь уже в связи с тяжелой для всей семьи утратой - умерла их родная сестра, мама Марии Александровны Праскева Павловна Флоринская. Далее растить, поднимать, давать образование детям главе семьи Александру Матвеевичу придется одному.
В каком из сел Клинского уезда будет жить молодая семья Лебедевых? Их поиск занял у нас немало времени.
1.2. Поиски места жительства семьи Лебедевых - Марии Александровны, её мужа Василия Фёдоровича
Василий Федорович Лебедев на момент заключения брака с Марией Александровной был еще студентом духовной семинарии. Куда его направят служить, где их искать? Работа с документами успеха не приносила - сведения о направлении выпускников семинарии в места службы епархии еще не публиковали и будут делать это значительно позже, анализ записей о поручителях жениха и невесты во время бракосочетания тоже не дал результата - в этих селах мы их тоже не нашли, по месту службы отца Василия Федоровича священника Церкви Казанской иконы Божией Матери села Трехсвятское Дмитровской округи Московской губернии молодой семьи Лебедевых не было.
Уже позже нам на помощь пришла Нейросеть Яндекса.
Василий Федорович Лебедев окончил семинарию в 1855 году и направлен на службу священником церкви Казанской иконы Божьей Матери в селе Богословском, Богородского уезда Московской губернии[1]. Здесь он служил с 1856 до 1863 гг., здесь мы и нашли семью Лебедевых, нашей прабабушки Марии Александровны.
Когда мы нашли сведения о селе Богослово, мы удивились красоте большого каменного храма Казанской иконы Божьей Матери, в котором служил Василий Федорович. Величественный храм был построен в очень маленьком селе, которое насчитывало 10 (!) дворов и находилось недалеко от уездного города. В 1859 году, в период службы священника Василия Федоровича Лебедева, здесь проживало всего 76 жителей - 36 мужчин и 40 женщин [2]. Это привлекло наше внимание.
Почему такой необыкновенно красивый храм, который "искусствоведы ставили церковь села Богослово в ряд лучших подмосковных памятников эпохи классицизма, к созданию которой, по-видимому, приложил руку талантливый зодчий школы Матвея Казакова" [3], появился в таком маленьком селе? Кто был автором идеи, кто воплотил ее в реальность и кто оплачивал строительство храма?
II. История село Богослово и автор идеи строительства такой красоты
2.1. История села Богослово
Первое упоминание села в документах относят с 1498 году, называлось оно тогда Фомино, возможно по фамилии бояр Фоминых, которые служили митрополитами. В селе Фомино была церковь Иоанна Богослова, по названию этой церкви и стали называть село Богослово, что было в традиции того времени. В начале XVII века село стали называть "село Фоминское, Богослово тож, на речке Лашутке". Такие сложные названия встречаются и для других селений, но постепенно это село стало называться Богослово. Существовавшая церковь Иоанна Богослова была разрушена или сгорела. Необходимо было строить новую.
2.2. Прасковья Федоровна Остафьева
Предполагается, что в конце XVIII века владелицей села Богослово Богородского уезда стала Прасковья Федоровна Остафьева, урожденная Лопухина. Именно она и задумала построить в селе Богослово такую красивую церковь. В книге "Памятники усадебного искусства", изданной Обществом изучения русской усадьбы (ОИРУ) в 1928 году, говорится, что прекрасная церковь из красного кирпича в стиле школы Матвея Казакова была построена «тщанием и иждивением вдовы, действительной статской советницы Прасковьи Фёдоровны Остафьевой, урождённой Лопухиной».
Мы решили узнать подробнее кто эта женщина Прасковья Федоровна Остафьева и почему она занималась возрождением сельской церкви, которая не действовала на протяжении уже 100 лет.
Окунаемся во времена далекие. Прасковья Федоровна родилась 19 июля 1754 г. в семье тайного советника, обер-церемониймейстера Высочайшего Двора Федора Авраамовича Лопухина (1697−1757 гг.), сына Авраама Фёдоровича Лопухина, казненного 8 декабря 1718 г. по делу царевича Алексея, сына Петра I. Авраам Федорович был родным братом царицы Евдокии Федоровны, первой жены императора Петра I, и дядей царевича Алексея. Мама Прасковьи Федоровны Лопухиной была Вера Борисовна Лопухина (1716-1789 гг.), урожденная графиня Шереметева, дочь генерал-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева.
Лопухины: родственники и родители Прасковьи Федоровны
2.3. Замужество Прасковьи Федоровны Лопухиной
Прасковья Федоровна Лопухина проживала вместе с мамой Верой Борисовной Лопухиной в приходе церкви Сошествия Святого Духа у Пречистенских ворот (позднее ставшем Китайским сороком). Вскоре после смерти мамы (8 июля 1789 г.) Прасковья Федоровна Лопухина венчалась 8 июля 1789 года в церкви Космы и Дамиана. Ее избранником стал статский советник Владимир Иванович Остафьев:
К сожалению, муж Прасковьи Федоровны умер в 1794 г. Вскоре в память о муже Владимире Ивановиче Остафьеве (1740 - 27.11.1794 гг.), который «Добродетельнейший был человек, чтил и хранил Божий закон и Государевы уставы, – вот слава, коей цвет не увядает век», она начинает возводить шедевр русского церковного зодчества храм Казанской иконы Божьей Матери в селе Богослово Богородского уезда Московской губернии, выделяет на это строительство деньги.
Церковь Казанской иконы Божьей Матери построена в стили классицизма, в котором работал М.Ф. Казаков и его ученики. Черты классицизма хорошо просматриваются в архитектуре церкви: использование светлых, пастельных тонов, оформление здания в бежевых, кремовых, молочных и приглушённо-жёлтых тонах; строгий ордер, колоннада, пилястры, портик; симметричность, в композиции фасада доминирует центр; строгость и лаконичность, отсутствие излишеств; ограниченное применение декоративных элементов; церкви-ротонды - излюбленный стиль Матвея Казакова.
Но почему Прасковья Федоровна решила построить прекрасную церковь в селе Богослово Богородской области? Точных сведений о владельцах этого села мы не нашли ни в одном современном источнике ни о его истории, ни о истории храма, ни рода Остафьевых. В поиске достоверной информации мы решили обратиться к Метрическим книгам, поскольку именно в части первой "О родившихся" всегда указывается владелец села. И нашли! В метрических записях 1801 года, когда церковь уже была построена и начала действовать, нами была найдена запись кому принадлежало село! Вот она:
В Метрической записи сказано: "Генваря 19. Вотчина генеральши Параскевы Федоровой Оставьевой села Богослово ...". Так что из предположения теперь это стало утверждением - село Богослово было вотчиной Прасковьи Федоровны Остафьевой!
Прасковья Федоровна проживала в Москве. После смерти мужа она в 1797 г. продала дом, в котором с ним жила, и купила другой дом в приходе церкви Святителя Николая в Кленниках, где проживет до своей смерти 14 августа 1810 г. и была погребена в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре рядом с мужем и родителями:
Вывод:
Изучая историю своей семьи, мы встречаемся с современниками наших предков, соприкасаемся с великими людьми и их великими делами! История жизни родных становится наполненной красотой дел и поступков людей, которые жили и творили рядом с ними.
Получается у нас - получится и у вас!
Источники. Литература.
- ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №747, дело №1799, стр. 370. 1860 г.
- Списки населённых мест Российской империи. Московская губерния. По сведениям 1859 года/ Обработано ст. ред. Е. Огородниковым. Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. СПб., 1862. Т. XXIV.
- Казанская церковь в Богослово. Истории святынь Подмосковья. Режим доступа: https://mosregtoday.ru/news/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/kazanskaya-cerkov-v-bogoslovo/
Фильм канала "Academia-nadezhda" о церквях и храмах Клинского уезда Московской области, в которых служили наши предки на протяжении 150 лет
Больше статей о составлении родословной в подборке канала Academia-nadezhda:
Понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda