Найти в Дзене
Культурный код

«Одна из первых религий в мире»: верования древнего Урарту

Оглавление

Урарту — древнее государство, существовавшее на Армянском нагорье с IX по VI век до нашей эры. Это государство оставило после себя не только мощные крепости и величественные каналы, но и уникальную религиозную систему — одну из первых в мире, которая была проработана столь подробно и глубоко. Надо сразу сказать, что вера в этой древней стране была типичной для древневосточных деспотий: множество богов, кровавые жертвоприношения, культы природных сил и воинственных божеств.

Урартское крылатое божество, бронза, Топрак-кале, Эрмитаж.
Урартское крылатое божество, бронза, Топрак-кале, Эрмитаж.

Да, внимательный читатель скажет, что параллельно с религией Урарту уже давным-давно существовала сложная система верований Древнего Египта, Китая, Индии и Майя. И будет прав. Но в этом разрезе обсуждаемая нами тема тем и важна, и интересна, что уходит своими корнями в столь пугающую тьму веков, в самые первые месопотамские культы, что позволяет понять, как первые цивилизации вообще видели жителей условного рая и условного ада и на что были готовы, чтобы умилостивить капризных и требовательных богов.

Давайте же сегодня с большой внимательностью окунёмся в одну из самых древних религий планеты. И постараемся понять, как жители Армянского нагорья видели параллельный мир, существующий с реальностью.

Проблема изучения урартской религии

Основная проблема заключается в том, что урарты оставили не так много письменных свидетельств о своих верованиях. В отличие от египтян с их «Книгой мёртвых» или шумеров с эпическими поэмами, урартские религиозные тексты — большая редкость.

«Дверь Мхера» — «врата бога» близ Русахинили.
«Дверь Мхера» — «врата бога» близ Русахинили.

Тем не менее, кое-какие источники имеются. И ниже я перечислю самые основные позиции.

«Дверь Мхера» — уникальная скальная надпись у Топрак-кале, где перечислены все боги Урарту и указано, сколько животных нужно принести в жертву каждому из них. Нашли её в 1916 году во время экспедиции Иосифа Орбели.

«Царские надписи» — стандартные формулы вроде: «Именем бога Халди я, царь Урарту, построил этот храм…».

«Археологические находки» — жертвенные алтари, храмы, изображения богов на щитах, поясах и печатях.

Верховный бог Халди, вооружённый огнём.
Верховный бог Халди, вооружённый огнём.

Всё это позволило довольно хорошо изучить урартский пантеон, а так же составить внятные представления о том, как вообще проходило большинство религиозных обрядов на заре цивилизации.

Бог грома, Тейшеба, верхом на льве.
Бог грома, Тейшеба, верхом на льве.

Интересно, что урартская религия во многом перекликается с ассирийской и хеттской, поэтому учёные часто проводят параллели. Это как раз лучше всего иллюстрирует мысль о том, что у многих древних религий была одна «колыбель». И только время и целый сонм событий разделил общие представления на отдельные потоки.

Как возникла религия Урарту

Итак, урарты не придумали свою веру с нуля. Они добавили кое-что своё — бесспорно. Но при этом впитали многие элементы культов соседей:

  • Месопотамия дала им основы пантеона (многие боги — прямые аналоги ассирийских);
  • Хурриты (народ, живший до урартов) передали им бога грозы Тейшебу (аналог хурритского Тешуба);
  • Хетты добавили элементы своей мифологии.
Бог солнца, Шивини, верхом на быке.
Бог солнца, Шивини, верхом на быке.

Но главное — урарты создали государственную религию, которая помогала царям удерживать власть. Грубо говоря, ту систему, которая работала на правителей и способствовала обретению ими «божественного статуса». А что как не божественный статус может удержать сотни тысяч людей в подчинении? Всё-таки мифы и легенды действуют намного лучше оружия и плетей.

В этом контексте весьма показательна история царя Ишпуини (828—810 до нашей эры). Именно он сделал религию инструментом власти. Царь действовал последовательно: захватил священный город Мусасир — центр культа Халди; ввёл обязательные формулы в надписях: «Именем Халди…», а так же упорядочил пантеон в пользу «своего бога» и установил нормы жертвоприношений.

Халди — верховный бог Урарту

Если в тексте прозвучало имя верховного бога, то, естественно, я не могу оставить читателя без раскрытия его «функций». И, согласитесь, что «вглядываться» в минувшие века, в исчезнувшую систему верований лучше всего через верховное божество.

Бронзовый шлем Урарту с религиозной символикой.
Бронзовый шлем Урарту с религиозной символикой.

Сегодня Халди считается исконно урартским богом, хотя его культ мог быть частично вдохновлён месопотамскими и хурритскими традициями. Существует предположение, что имя «Халди» связано с корнем «hal», встречающимся в кавказских языках и означающим «небо». Это даёт основание полагать, что Халди мог восприниматься как небесный бог.

Роль верховного божества была архиважной — он был главным покровителем Урарту, ассоциировался с войной, защитой государства и божественным огнём. Основные символы — оружие (щит, копьё), что отражает его связь с военными делами и божественный (карающий) огонь. Да и храмы, посвящённые Халди, часто назывались «домом оружия» или «домом щита».

Религиозный сюжет на бронзовом шлеме.
Религиозный сюжет на бронзовом шлеме.

Священный город Мусасир (на территории современного Ирана) был главным культовым центром Халди. Здесь находилась его главная статуя, которая была захвачена ассирийцами в 714 году до н. э., что стало началом упадка его культа.

Как верховное божество Халди требовал самых масштабных жертв среди всех урартских богов: 17 быков и 34 овцы за один ритуал. Жертвоприношения проводились на специальных площадках. Например, таких как Ванская скала в Тушпе (столице Урарту). Но и «ответка» от бога была солидной — перед военными походами цари молились Халди, прося у него победы. Например, царь Аргишти I в своих записях упоминал, что обратился к верховному божеству перед завоеванием страны Урме.

Урартская фреска с изображением дерева жизни.
Урартская фреска с изображением дерева жизни.

После разграбления Мусасира ассирийским царём Саргоном II в 714 году до н. э. культ Халди начал слабеть. Его символическая власть была подорвана, так как ассирийцы продемонстрировали превосходство своего бога Ашшура. А это — прямое отражение того, что один бог мог победить другого на земле. И это — неотъемлемая часть верований древних людей. После столь жестокого избиения, в последующие периоды урартские цари всё реже обращались к Халди, предпочитая других богов (например, Тейшебу) или даже ассирийских божеств.

Урартский пантеон: боги войны, солнца и пещер

Халди был не единственным богом указанного пантеона. Но всех упомянуть в рамках одной статьи не представляется возможным: всего урарты поклонялись 79 богам. Но главными были три фигуры.

Крылатые божества, резьба по кости, Топрак-кале, Музей анатолийских цивилизаций..
Крылатые божества, резьба по кости, Топрак-кале, Музей анатолийских цивилизаций..

Уже упомянутый Халди.

Тейшеба — бог грозы и аналог ассирийского бога Адада и хурритского Тешуба. Почти всегда изображался стоящим на быке и только иногда на льве. Покровительствовал войне и бурям. А его жена — Хуба, была богиней-защитницей.

Шивини — бог солнца. Почти полностью соответствует ассирийскому Шамашу. Его символ — крылатый диск (как у египетского Ра, что также очень показательно). Связан с правосудием (как и почти все другие солнечные боги древнего мира). Конечно же, и этот бог имел супругу. Её имя — Тушпуеа.

Крылатое божество, украшавшее урартский трон, бронза, Топрак-кале, Эрмитаж.
Крылатое божество, украшавшее урартский трон, бронза, Топрак-кале, Эрмитаж.

В каком-то смысле очень интересен бог Аираини — бог пещер. И это божество является довольно уникальной наработкой урартского пантеона. И, вполне вероятно, этот бог берёт своё начало в том тёмном времени, когда первые люди пытались познать хоть какие-то явления природы, сидя в тёмной глубине обитаемых пещер.

Мифологические символы: дерево жизни, змеи и крылатые диски

Урартское искусство полно загадочных образов.

Площадка в Тушпе, на Ванской скале где происходили жертвоприношения.
Площадка в Тушпе, на Ванской скале где происходили жертвоприношения.

К примеру, дерево жизни и змей. Оно часто изображалось на шлемах, печатях и фресках. И символизировало бессмертие и связь с богами. Либо грифоны и «ангелы». Причём грифоны были переходной формой между зверями и богами. А «ангелы, с наибольшей вероятностью — защитные духи (как херувимы у евреев).

Основной ритуал в Урарту — заклание животных. И чем «больше» был бог, тем больше жертв ему полагалось. Но самое жуткое — были и человеческие жертвоприношения. В уже упомянутом Топрак-кале нашли алтарь с останками людей, а в Аянисе обнаружили текст о жертвоприношении мальчика Халди.

Восстановленная стена храма бога Халди с фресками и элементами перистиля, Эребуни.
Восстановленная стена храма бога Халди с фресками и элементами перистиля, Эребуни.

Храмы — настоящие «музеи» оружия. Урарты поклонялись всему, что могло нести смерть. Поэтому в них хранились медные щиты, шлемы, копья. Согласно записям, только в Мусасире ассирийцы нашли 100 тонн меди, 300 000 мечей и 25 000 щитов! Конечно, эти данные, скорее всего, были преувеличены победителями, но факт остаётся фактом — древние религиозные сооружения напоминали средневековые оружейни.

Урарты чаще всего сжигали покойников, но были и другие способы:

  • Погребальные урны с тремя отверстиями (возможно «3» — магическое число);
  • В обычные могилы клали бронзовые пояса, оружие, украшения (возможно, такой человек отправлялся в загробный мир «на задание»);
  • Царские гробницы вырезали в скалах (как у фригийцев и в Иерусалиме) — дешёвые и суровые аналоги древнеегипетских пирамид. И действительно, зачем что-то десятилетиями строить в пустыне, если есть столь больше природные объекты рядом?
Жертвенный алтарь из храма бога Халди в Русахинили, Археологический музей Стамбула.
Жертвенный алтарь из храма бога Халди в Русахинили, Археологический музей Стамбула.

Кстати, несмотря на относительную жестокость культов, урарты не притесняли другие религии: Даже во времена полного главенства Халди в Эребуни построили храм хеттскому богу Иммаршиа, а полудикие племена продолжали поклоняться каменным идолам. Да и в одном городе могли соседствовать кремация и обычные захоронения — это ли не признак предельной веротерпимости?

Заключение

Урартская религия — это кровь, металл и магия. Древние урарты верили в самых разных богов, приносили жертвы и строили храмы-арсеналы. Но при этом позволяли другим народам сохранять свои культы. И хотя эта империя пала, отголоски древней веры до сих пор живут в мифах и символах народов Кавказа и Ближнего Востока. Да и вполне вероятно, что и по настоящий день на планете Земля есть люди которые верят в то, что где-то в горах ещё ждёт своего часа каменная дверь, за которой спит Халди и ждёт своего часа, чтобы вернуться в Подлунный мир.

Урартская погребальная урна, Кармир-Блур, музей «Эребуни»
Урартская погребальная урна, Кармир-Блур, музей «Эребуни»

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». В этих проектах будут концентрироваться статьи о мистических событиях и других исторических событиях.