Найти в Дзене

Эксперты предсказали исчезновение нефтяного пятна в Черном море к концу апреля

В Черном море после аварии с двумя танкерами «Волгонефть», произошедшей в декабре прошлого года, образовалось значительное пятно мазута. Специалисты компании SR Data прогнозируют, что к середине апреля это загрязнение может распасться на мелкие части и распространиться вдоль побережья Крыма и Краснодарского края. Анализ спутниковых данных показал, что за это время мазут может загрязнить акваторию площадью 2175 квадратных километров, что представляет собой серьезную угрозу для экологии региона.

В зоне риска оказались 115 километров побережья Крыма и 85 километров побережья Краснодарского края. Экологи также предупреждают, что в конце марта существует вероятность повторного загрязнения побережья Анапы легкими частицами мазута. В случае сильных штормов опасность загрязнения может распространиться до Сочи, Туапсе и даже Севастополя.

Специалисты из SR Data разработали модель, позволяющую отслеживать динамику пятна, его дрейф и процесс распада на отдельные фрагменты. В пресс-службе компании отметили, что мазут осел на дно моря из-за низкой температуры воды и начал подниматься только после ее прогрева. Для анализа использовались радиолокационные снимки, которые способны фиксировать движение нефтепродуктов, а также данные о морских течениях и ветрах.

Вениамин Голубитченко, биолог и член общественного экологического совета при главе Новороссийска, сообщил, что на дне Черного моря остаются три фрагмента затонувших танкеров, из которых мазут до сих пор не был откачан. Эти фрагменты находятся в аварийном состоянии, и ситуация может ухудшиться при неблагоприятных погодных условиях, таких как сильные штормы или землетрясения. Летний нагрев воды также может привести к утечке мазута, что создаст новые угрозы для экологии. Голубитченко подчеркнул, что крайне важно закрыть эти фрагменты для предотвращения дальнейших утечек, а в идеале — полностью поднять их с морского дна.

Эколог также отметил, что часть мазута уже осела на дне, перемешавшись с песком и илом, что затрудняет его обнаружение. Эти загрязнения могут быть не видны на спутниковых снимках, что делает их очистку практически невозможной без сложных водолазных работ. Однако, учитывая высокие риски, такие работы сопряжены с опасностью, и уже зарегистрирован случай гибели водолаза при попытке очистить дно.

Из-за крушения танкеров Краснодарский край потерял девять позиций в Национальном экологическом рейтинге по итогам зимнего сезона, что свидетельствует о серьезных последствиях этого инцидента для региона.

Компания SR Data, занимающаяся разработкой решений для анализа космических снимков и других геопространственных данных, продолжает работать над мониторингом ситуации в Черном море, используя технологии искусственного интеллекта и машинного обучения.