Никита Петрович Федосов (1939—1992) — целиком и полностью дитя советской культуры и цивилизации и созданной ими системы художественного образования. Никита Петрович Федосов — Дитя Войны. Великую Отечественную войну с разведённой матерью встретил в Одессе, откуда они успели уехать в столицу СССР, чтобы потом оттуда отправиться в эвакуацию в Пермь на время Битвы за Москву. Потом они возвратились в первопрестольную и здесь мальчик, родившийся в семье с несколькими художниками и/или искусствоведами и помещённый в совершенно поэтическую природную среду, просто обречён был с малых лет стать живописцем:
Жили мы тогда на Пироговке, и нашим привычным маршрутом был путь к Новодевичьему монастырю с его сказочной архитектурой, прудиком с лебедями, а там — к Москве–реке, с видом на Воробьёвы горы. Стадиона тогда ещё не было, это были именно Лужники с заросшей деревьями поймой, одно из красивейших мест Москвы. Помню, как однажды малыш, переполнившись восторгом перед панорамой, открывшейся в ореоле золотистых лучей заходящего солнца, останавливается и, взмахнув рукой кругом, с воодушевлением восклицает: «Мама! Я сейчас всё это нарисую!» (Воспоминания матери художника В.Г.Брюсовой.)
После обучения родственниками на дому Никита Федосов окончил Московскую среднюю художественную специальную школу при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова (МГХИ) (1949—1956) и затем сам МГХИ (1956—1962). В 1962 г. во время защиты выпускных квалификационных работ вынос картины Федосова «На Двине» был встречен феноменально — все присутствовавшие в экзаменационном зале поднялись со своих мест и устроили выпускнику овацию, а само полотно получило высший балл. В 1963 г. Федосов начал обучение в аспирантуре Академии Художеств СССР в мастерской Б.В.Иогансона.
За свои восхитительные жанровые полотна и пейзажи Федосов получил ряд наград — Почётную грамоту Президиума Верховного Совета РСФСР (1965), медаль «За трудовое отличие» (1986), Государственную премию РСФСР имени И. Е. Репина (1990).
Внезапная смерть Федосова осталась загадкой — его нашли в петле в бане своего деревенского дома в деревне Вёшки. Для всех его близких это было страшным и неожиданным ударом:
Кончина Никиты Федосова вызвала много вопросов. По видимости это было самоубийство. Но это самоубийством не было. Это было ясно всем, кто знал Никиту, кто общался с ним перед этой трагедией. Об этом говорит и всё его искусство — светлое, ясное… Но что же произошло? Наверное, можно было бы что-то выяснить, если бы тогда, по живым следам, было кому заняться этим. Но в районном центре Спирове решили: «Пусть этим занимается Москва». Так им было удобнее. Мы же, близкие, были так подавлены, так потрясены случившимся горем, что не было никаких душевных сил заниматься этим уже, в сущности, бесполезным делом. Человека уже не вернёшь… (Воспоминания матери художника В.Г.Брюсовой.)
Но за свою короткую и так резко оборвавшуюся человеческую и творческую жизнь Федосов успел создать столько живописных полотен, что навсегда вошёл в пантеон славы величайших пейзажистов России и мира. Кроме того, он рисовал портреты и натюрморты. В своих картинах он прославлял Русскую Природу и Русскую Деревню.