Давайте снова поговорим об аланской истории – уж очень много мне в комментариях пишут, про доказанное В.И.Абаевым и многими другими учеными родство современных осетин и скифов, которое прослеживается через аланов, а значит, осетины – и есть потомки аланов.
Вот сколько бы я ни писал, что В.И.Абаев вовсе не доказал тождественность скифского и современного осетинского языков, а лишь высказал такое предположение, меня не слышат или не хотят слышать. Напомню, в книге "Осетинский язык и фольклор" В.И.Абаев открыто пишет: "Сюда [к иранским языкам] относятся, во-первых, предполагаемые языки скифов, которые, как можно думать, были в ближайшем родстве с осетинским".
Но все же давайте опираться на факты, изложенные в исторических источниках, а не гипотезы, выдвинутые на основании лингвистического анализа сохранившихся в переводе на другие языки личных имен скифских вождей и ряда топонимов, которые могли иметь вовсе даже не скифские корни.
История аланов в исторических хрониках
Первые сведения об аланах встречаются в китайских хрониках. Так аланы впервые упоминаются в "Исторических записках" ("Ши цзы") Сыма Цяня и "Истории Старшей династии Хань" ("Цянь Хань шу"). Там указывается, что "Яньцай лежит в 2000 ли [около 800 км] к северо-западу от Кангюя, имеет до 100000 войска и в обыкновениях совершенно сходствует с Кангюем. Оно примыкает к великому озеру (болоту) с пологими берегами. Это есть Северное море".
Судя по этому описанию, коль скоро Кангюй располагался на территории современного Центрального Казахстана, Северное море – это Аральское море, и Яньцай локализуется в пределах Восточного Приаралья и низовьев Сырдарьи.
Но сразу встает другой вопрос отождествления Яньцай с тем или иным этносом или государством, известным по древним источникам. Исходя из локализации Яньцай в Восточном Приаралье, это могли быть либо массагеты, либо перешедшие Сырдарью тохары-асианы, либо сарматы. Надо сказать, что, по крайней мере, во II веке до н.э. нет никаких оснований отождествлять Яньцай ни с аорсами, ни с аланами. Так как Ф.Теггартом показана невозможность лингвистического отождествления аорсов и Яньцай. Аланы же появляются в исторических источниках значительно позже, только в I веке н.э.
К слову, есть попытки отождествления Яньцай непосредственно с осетинами: Yen-t’sai = Ya-tse-i = Yastae = Osset. Это совсем не смешно. Ведь заменой букв из любого слова можно получить абсолютно любое другое, например: Russia = Lyussia = Yussai = Yen-t’sai.
Наиболее достоверной представляется версия об отождествлении Яньцай с массагетами. Если посмотреть на локализацию массагетов у Страбона, то обнаруживается весьма точные совпадения с описанием китайских авторов: в обоих случаях речь идет о болотистой местности, граничащей с морем, причем, как и в китайских летописях, Страбон называет это море Северным. На Аральское море указывает и то, что, по сведениям "Истории Младшей династии Хань" ("Хоу Хань шу"), Яньцай изобилует елями и соснами, орешником и ковылем.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что именно массагеты были известны китайцам как Яньцай.
В I веке н.э., как пишет "Хоу Хань шу", Яньцай меняет свое имя на Аланьляо, то есть "Земля Аланов". Так впервые на исторической арене появляется имя аланов. Практически синхронно западные хронисты, например, Аммиан Марцеллин, пишут об аланах, как о бывших массагетах. Причем, отмечу, локализуются аланы в восточном Приаралье.
"Хоу Хань шу" содержит очень важную информацию, что Яньцай был переименован в Аланьляю и состоит в зависимости от Кангюя. Это означает, что доминирующие на этой территории массагеты (Яньцай) сменяются усилившимися к тому времени аланами. Важно отметить, что Аммиан Марцеллин указывает, что аланы подчинили себе в многочисленных победах соседние народы и передали им свое имя. В этом указании можно увидеть, в частности, происходивший на Северном Кавказе процесс, где территория "нижних" аорсов к середине I века н.э. стала основной территорией расселения аланов.
Если говорить о подчинении массагетов аланами и подчинении Аланьляо Кангюю, то все указывает, что процесс "замены" массагетов на аланов в плане доминирующего народа стал следствием кангюйской экспансии. А подчинение Яньцай Кангюю и его переименование в Аланьляо указывает на то, что исполнителями этой экспансии были кангюйские аланы. Вхождение аланов на раннем этапе их этногенеза в состав кангюйских племен подтверждается и археологическим материалом.
Таким образом, между 25 и 50 годами I века н.э. усилившийся Кангюй, если быть точным, входившие в его состав аланы, подчиняет себе массагетов Приаралья (Яньцай). Но, как показывает археологический материал, никаких серьезных этнических изменений в Яньцай-Аланьляо не происходит. Напротив, отмечается близость быта, обычаев и одежды Аланьляо и Кангюя. То есть, уместно говорить не об этнической смене народов, а о замене прежней массагетской знати на аланскую аристократию.
Дальнейшее продвижение аланов на запад было вызвано усилением княжества Согюй на севере Бактрии и юге Ферганы, подчинившее, как пишет "Хоу Хань шу", 55 государств Западного края, а в 50-х годах I века н.э. захватившие власть в Кангюе и Давани. Кангюйская знать, часть которой составляли аланы, была вынуждена отступить на запад, увлекая с собой массы кангюйских и яньцайских аланов.
Таким образом, прародиной аланов следует считать Приаралье, откуда они распространились до Северного Кавказа и Придонья.
Генетический след аланов в современных народах
Существует версия, что под напором гуннов аланы вынуждены были отступить на Северный Кавказ, где составили костяк современного осетинского народа.
И здесь нам на помощь приходит генетика. Не ДНК-генеалогия Клесова, а классические археология и генетика.
Если, как утверждается, часть аланов была впоследствии ассимилирована тюркоязычными народами, а другая, основная часть аланов сама ассимилировала местное население, то в народах Кавказа должны прослеживаться аланские гены. Причем, доля аланских генов просто обязана быть выше там, где аланы заняли главенствующее положение, ассимилировав местное население, нежели там, где сами были ассимилированы.
Но, вот незадача. По опубликованным на сайтах Грузинского и Осетинского ДНК-проектов данным, у народностей Кавказа преобладает автохтонная гаплогруппа G2a1. Ее частота у сванов достигает 90%, осетин - 77%, абхазов - 48%, черкесов, кабардинцев и балкарцев - около 40%.
В то же время, свойственная скифам и аланам, судя по материалам захоронений в Приаралье, Причерноморье и на Дону, гаплогруппа R1a-Z2124 у некогда входивших в состав Алании черкессов достигает 20%, карачаевцев - 27,5%, балкарцев - 26%. В то же время, у осетин частота R1a-Z2124 достигает наименьшей концентрации среди всех народов Северного Кавказа и не превышает 1%.
Эти данные очень убедительно показывают, что что генетически осетины на 77% сохранили автохтонную гаплогруппу G2a1, в то время, как привнесенная свойственная аланам R1a-Z2124 представлена лишь 1%. И эти данные полностью опровергают гипотезу ассимиляции местного населения, предков осетин, аланами.
В то же время, севернее современной Осетии ситуация с точностью обратная. Автохтонная G2a1 представлена у черкесов, кабардинцев и балкарцев меньше, чем половиной (40%), а доля привнесенной аланской R1a-Z2124 достигает 20-28%.
И тогда возникает резонный вопрос: кто где кого ассимилировал? И кто является прямым генетическим потомком аланов?
Кому аланы передали свой язык
А теперь обратимся к лингвистике. В своей работе "Осетинский язык и фольклор" В.И.Абаев указывает: "Появление иранского языка на Северном Кавказе нельзя объяснять чисто культурным явлением… Язык не мог свалиться с неба. Его должны принести люди, живые люди, носители иранской речи". Совершенно правильное замечание.
Были ли это аланы? Нет! И вот почему.
Если бы аланский язык лег в основу современного осетинского, то это было бы возможно лишь в одном единственном случае, если бы осетины и были потомками той самой части алан, которая перешла на территорию современной Осетии, ассимилировав местное население. Ведь если бы аланы не были доминирующим компонентом среди народов на территории современной Осетии, то оказать существенного влияния на трансформацию местного кавказского языкового субстрата в сторону своих языковых форм они никак не могли. Это было бы возможно только, если бы аланы ассимилировали местное население. Но в этом случае следовало бы ожидать значительного влияния алан на генетический тип осетин, чего в реальности не наблюдается.
Таким образом, принадлежность осетинского языка с индоевропейской языковой семье, что, и тут не поспоришь, убедительно доказал В.И.Абаев, объясняется тем, что иранский язык, легший в основу современного осетинского, был привнесен кем-то другим. А именно, персами, долгое время контролировавшими Южный и Центральный Кавказ.
Почему так? Да потому что больше некому!
Все остальные народы (кабардинцы, черкесы, балкарцы, дагестанцы и прочие), ранее входившие в состав Аланского государства на Северном Кавказе, либо сохранили свои абхазо-адыгский и аварский языки, либо значительно позже перешли на языки кыпчакской группы тюркских языков. Да, возможно, во II-IV веке они и перешли на язык аланов, а позже, в период тюркской экспансии были подчинены ими и перешли на тюркский язык. Возможно. Возможно, и предки осетин также могли бы перейти на язык аланов и даже сохранить его. Возможно. Но это было бы возможно лишь в случае, если бы аланы занимали в праосетинской среде доминирующее положение, но тогда и аланские гены составляли бы среди осетин далеко не 1% на уровне статистической погрешности.
На этом позвольте закончить. Умеющий видеть, да увидит, а умеющий думать сперва пропустит увиденное через мозг.