Для тех, кто живёт миром кино, сценарий является началом всех начал. Именно с него начинаются легендарные фильмы, именно в сценарии зарождается драматургия, характеры, конфликты, эмоции и будущее экранное воплощение замысла. Однако немногие знают, что сценарий не всегда существовал в той лаконичной и сухой технической форме, которая сегодня принята в мировой киноиндустрии. Изначально сценарий был намного ближе к литературе, чем можно себе представить.
Как появился литературный сценарий?
В самом начале кинематографа (конец XIX — начало XX века) сценарий как отдельное литературное произведение не существовал. Вплоть до 1910-х годов авторы и режиссёры не чувствовали необходимости в классическом сценарии в нынешнем его понимании. Снимали чаще всего небольшие сюжеты, импровизировали прямо в процессе съёмки, оставляли право финального монтажа костюмеру или продюсеру без строго очерченного литературного каркаса истории.
Но как только кино стало обретать сложную режиссуру, возникла потребность в детальном описании сюжета и характеров персонажей. Так родился литературный сценарий (иногда называемый сценарий-повесть или сценарий-рассказ), текст, который сам по себе уже имел художественную ценность и мог быть напечатан отдельно, вне связи с самим процессом съёмок.
Первые литературные сценарии появились в эпоху немого кино в 1920-х годах, когда авторам необходимо было передавать визуальные образы, эмоциональные состояния и основы будущего изображения посредством литературных описаний. Такие сценарии становились настоящими произведениями словесного искусства, их могли публиковать как художественную прозу, они печатались в журналах, романах, издавались отдельными книгами. Среди авторов, активно создававших литературные сценарии, были и такие мастера, как Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко.
Чем литературный сценарий отличается от технического?
Чтобы понять разницу, отметим, что классический технический сценарий — это краткий, лаконичный текст, описывающий очень ёмко то, что будет видно и слышно с экрана. Он пишется в чрезвычайно строгом каноне и представляет собой прямое руководство к действию для всех специалистов на съёмочной площадке. Технический сценарий сух, прагматичен, он не допускает вольных, авторских фантазий или художественных отступлений, он должен быть конкретным и функциональным.
Литературный сценарий, напротив, отличается эмоциональностью и выразительностью художественного слова, в нём часто допускаются подробные эмоциональные описания внутреннего мира героев, их мыслей и переживаний, имеется место ярким метафорам и лирическим отступлениям. Эта особенность сближает его с художественным рассказом или повестью, раскрывая тонкости и нюансы предстоящего экранного воплощения.
Что такое сценарий-"Американка"?
В отдельном контексте стоит упомянуть так называемый сценарий-«американку» — особый вид киносценария, получивший своё развитие в Голливуде в середине XX века. «Американка» предполагает чётко структурированное написание, разделение на отдельные сцены и кадры, показывает действия лаконично, с точными диалогами, сокращая до минимума описание эмоций и переживаний, оставляя это на усмотрение режиссёров и актёров.
Формат «американки» очень удобен — он чётко регламентирован, имеет строгий формат страниц и даже специальное расположение текста на странице. Именно такой стиль сегодня доминирует в мировом кинопроизводстве. При этом стоит отметить, что сценарий-«американка» ориентирован прежде всего на четко выстроенные драматургические структуры и максимальную эффективность повествования.
Нужен ли сегодня литературный сценарий?
Современное кинопроизводство, конечно, в первую очередь, должно быть быстрым, эффективным, экономически оправданным. Этим условиям гораздо более соответствует сценарий-«американка» или технический сценарий, которые позволяют отдельным цехам кинопроизводства (режиссёрам, операторам, декораторам, монтажёрам, монтажу и многим другим специалистам) находить нужную информацию с максимальной быстротой и ясностью.
Однако было бы ошибкой полагать, что литературный сценарий полностью утратил свою актуальность. Он и сейчас используется для создания авторского кино и независимых фильмов, где важны не только функциональность и экономика процесса постановки, но ещё и авторский взгляд, глубина и эмоциональная насыщенность текста. Многие известнейшие режиссёры современности (например, Квентин Тарантино, Андрей Звягинцев, Ларс фон Триер, Валерий Тодоровский) и сегодня пишут сценарии, приближённые по стилю к литературе, чувственно, насыщенно и эмоционально своеобразно представляя свою картину задолго до начала съёмок.
Не стоит забывать, что литературный сценарий и сегодня остается важнейшей культурной, авторской и исследовательской формой сценарного искусства. Он способен вдохновлять, передавать настроение и погружать актёров, операторов и режиссёров в особый мир будущего произведения. В конце концов, именно глубина текста, внутренний литературный потенциал часто становится залогом создания настоящего кинематографического шедевра.
Таким образом, литературный сценарий не просто исторический реликт, ушедший вместе с эпохой немого или авторского кино. Он успешно существует сегодня рядом с сухим, рациональным и практичным техническим сценарием, сохраняя для кинематографа гуманистичность, глубину и высокое художественное слово. Тем самым он напоминает нам, сценаристам и режиссёрам, зрителям и кинокритикам, что кино начинается не с камеры, не со звезды-актёра и не с масштабного спецэффекта, а с сердца и души — с первых слов сценариста, написанных в одиночестве при свете настольной лампы.