Вот скажите, честно ли это? - Вьетнамец отучился в Москве, поехал на Украину, заработал миллиарды на жителях и приехал к себе, чтобы сделать Вьетнам великим. Я вот не знаю. Но история - впечатляющая! Меня очень впечатлила
Я сейчас во Вьетнаме, а мой автомобиль под огромным сугробом ждет моего возвращения. Еще немного, и я смогу снова любоваться своим минивенчиком Honda Stepwgn. Но поскольку тема авто мне интересна всегда ,я решил узнать для себя и рассказать вам о местном Вьетнамском автобренде VinFast.
Тема может стать актуальной для нас, россиян, потому что компания развивается достаточно быстро и может оказаться этот бренд и на нашем рынке!
Откуда деньги на свой автобренд?
Родился главный герой Фам Нят Выонг в 1968 году в обычной семье. Отец военный, мама - продавец чая. Но судя по источникам, не просто продавец ,а хозяйка собственной небольшой чайной лавки. Ибо после войны, по архивам, отец ничего толком не зарабатывал и жили они только на деньги с продажи чая.
Итак, сынку - Фам Нят Выонг - будущий первый миллиардер Вьетнама. Парень оказался не глупый. Оно как в жизни бывает - если в семье тяжко с деньгами, дети либо спиваются и становятся бандитами, либо мотивируются плохим положением и становятся успешными. Герой нашей истории - второй тип.
Он учится хорошо и получает стипендию в Московском Геологоразведочном Институте. Едет в Москву учиться и в год окончания университета СССР распадается. Значит, на дворе 1993 год и он решает поехать в Украину.
В Украине он начал с небольшого ресторанчика вьетнамской кухни. Но он видел, что
"Украинцы того времени были очень голодные и очень бедные" (Фам Нят Выонг, Forbes, 2013)
Он решил этим воспользоваться и не зря. Он создает бренд "Мивина" - лапша быстрого приготовления в простой упаковке
Это был успех. Разрыв и огромные продажи. Недорогая, но вкусная лапша становится настолько популярной, что всю лапшу быстрого приготовления начинают называть словом "Мивина".
Бренд развивается, компания увеличивается. В 2001 году наш герой уезжает домой, чтобы сделать Вьетнам великой страной ,в которую будут ездить туристы и любить сами вьетнамцы.
Лапшичка продается хорошо и в 2010 году Фам Нят Выонг (напомню, что это сложное имя нашего героя) продает свою компанию по производству лапшички бренду Nestle за 150 миллионов долларов! Неплохо, а?
Скачок во времени
В общем, период с 2001 по 2017 автолюбителям будет не так интересен, поэтому пройдемся быстренько. Организовывает конгломерат Vingroup, которая занимается недвижимостью, строит школы, парки развлечений, клиники, образование, транспорт, автобусы!
И в 2017 году, когда деньги уже есть на лицензии, специалистов и так далее, он организовывает первый независимый автомобильный бренд Вьетнама - VinFast.
Автобренд VinFast
Все творения героя в конгломерате VinGrop носят название, которое начинается с Vin. VinBus, VinFast, VinHomes, VinWonders и так далее. Я вначале думал, что его так зовут, пока не начал копать глобальнее.
Оказалось, он более мудр. Vin - это сокращение от Вьетнам (Việt Nam). И когда кажется очевидным, откуда слово Fast (перевод с англ. быстрый), то оказывается чуть более прозаично и пафосно - Phong cách (стиль, сочетание Ph произносится как F), An toàn (безопасность), Sáng tạo (творчество) и Tiên phong (пионер).
Поехали к машинкам.
2017 год образован бренд.
2018 первый автомобиль. Быстро?) Еще бы. Они выкупили завод General Motors в Ханое. Там собирали ранее Opel and Chevrolet. И на базе Opel построили первый авто VinFast Fadil. Снаружи это Opel Karl Rocks, а вот внутри уже передали - вариатор, двигатель от Шеви Спарк. В базе - подушки, АБС и обязательно - кондер.
В 2020 году продал бренд 30 000 машин, что неплохо. Половина из них Fadil. В своем видео про этот бренд допустил фактическую ошибку. Кстати, если читать неудобно, то велком к моему первому видео - буду рад обратной связи.
Итак, 2020 год, делали идут у компании неплохо и продолжают развиваться. Подбираемся к тому, почему этот бренд может оказаться в России. Компания вырывается из своей страны на мировые рынки.
Интересный факт - осенью 2023 года компания оценивалась в 230 млрд долларов - это больше чем Ford Motors и General Motors взятые! Круто? Круто!
Компания в тот момент была третьей по капитализации автопроизводитель в мире и была лишь позади Tesla and Toyota. Круто? Круто!
Но оказалось все не так сладко. Компания вышла на биржу в августе 2023 года путем слияния с компанией пустышкой VFS (этот факт интересен, потому что большинство автомобилей теперь идут с названием VF вначале - Vfe34, VF4, VF5, VF6 и так до 9-ти). После выхода на биржу компания еще чуть подросла, а потом обвалилась. Итоговый спад обрушил капитализацию до 80 млрд долларов, а на текущий момент еще меньше. Просто посмотрите на график!
Что примечательно графике - акции компании оценивались в 10 долларов за штуку, потом раскачка и разгон. В пике 93 доллара и потом резкое падение и на текущий момент одна акция стоит больше 3-х долларов.
Конец ли это? Наврядли. У компании было желание появиться на российском рынке - герой Фам Нят Выонг очень этого хотел. Импорт из этой страны был беспошлинным до неких событий.
Что же они могут предложить?
В зависимости от рынка сбыта они предлагают различные модели.
Соответственно и в Россию если и придут, то не все модели. "А можно всех посмотреть?" - да, можно.
Итак, пройдемся по модельному ряду предлагаемому в родной стране - Вьетнаме.
Машины с ДВС - уже описанный Fadil на базе Opel. Далее две модели, которые вышли в "серию" с 2019 года, и "Президент"
- LUX A2.0 - построен на базе БМВ "пятерки" (F10) - мотор лицензия БМВ на 2 литра турбо, автомат, 174 или 228 л.с. Стоимость от 1 млрд вьетнамских донгов - на текущий момент 3,5 млн рублей. Без учета налогов. А они во Вьетнаме от 65% до 100%, а то и выше!
2. LUX SA2.0 - тоже база БМВ, Х5, мотор такой же, но только на 228 сил. Цена стартует от 1,5 млрд местных донгов - это 5 млн рублей!
3. President - это уже зверь. Его я вживую не заснял. Максимальная скорость 300 км/ч. Двигатель 6,2 литра от Chevrolet Corvette! Цена от 4,5 млрд местных денег, что в рублях сейчас почти 16 млн!
И теперь пройдемся по электричкам. Компания делает на них большую ставку. Они выпускают автобусы VinBus на электромоторе и проезд на них бесплатен для каждого! Также, есть VinBike - электро мотоциклы для города, и собственно целая линейка авто.
Сделаем фотогалерею от младшего к старшему
VF3 - малыш
VF5 - чуть постарше
VF6
VF7
VF8
VF9
Друзья, у меня на этом все! Спасибо за внимание!
Итак, проведем опрос - достоин ли этот авто нашего рынка? Интересны ли были нам такие автомобили? Или только вопрос цены? Что вообще думаете об электричках?
Рекомендую к прочтению!
И рекомендую к просмотру мое первое видео!
Если вы на меня не подписаны, то скорее всего не увидите больше моих публикаций. Подпишитесь, чтобы не потерять! До встречи на дорогах!