Найти в Дзене
Ночная собеседница

Замечательная женщина

С Таисией Егоровной Люда познакомилась в поезде. Они ехали в одном купе, она возвращалась из командировки, а эта пожилая женщина, как потом выяснилось, от своей племянницы, у которой была на пятидесятилетнем юбилее. Они занимали две нижние полки, а на верхних расположилась молодая пара: шумный мужчина и капризная девушка. Они постоянно о чем-то говорили, порой спорили, а потом принялись разгадывать кроссворд. Люда читала книгу, а пожилая женщина, укутавшись красивой вязаной шалью, просто смотрела в окно, любовалась проносящимся мимо пейзажем. Поездка была однодневной, даже ночевать в поезде не придется. Утром сели на станции отправления, вечером уже прибудут на свою. Людмила поглядывала на соседку напротив, хотела заговорить, но та уже прикрыла веки, уютно примостившись у стены и, похоже, дремала. Вдруг послышался голос сверху: – Столица Никарагуа, 7 букв! – Полегче там ничего нет? Что это за «никара нигуа» такая? – возмутилась девица. – А я откуда знаю, страна какая-то… – Государство

С Таисией Егоровной Люда познакомилась в поезде. Они ехали в одном купе, она возвращалась из командировки, а эта пожилая женщина, как потом выяснилось, от своей племянницы, у которой была на пятидесятилетнем юбилее.

Они занимали две нижние полки, а на верхних расположилась молодая пара: шумный мужчина и капризная девушка. Они постоянно о чем-то говорили, порой спорили, а потом принялись разгадывать кроссворд.

Люда читала книгу, а пожилая женщина, укутавшись красивой вязаной шалью, просто смотрела в окно, любовалась проносящимся мимо пейзажем. Поездка была однодневной, даже ночевать в поезде не придется. Утром сели на станции отправления, вечером уже прибудут на свою.

Людмила поглядывала на соседку напротив, хотела заговорить, но та уже прикрыла веки, уютно примостившись у стены и, похоже, дремала.

Вдруг послышался голос сверху:

– Столица Никарагуа, 7 букв!

– Полегче там ничего нет? Что это за «никара нигуа» такая? – возмутилась девица.

– А я откуда знаю, страна какая-то…

– Государство в Центральной Америке, - неожиданно ответила пожилая женщина. – Столица Манагуа.

Девушка фыркнула, а парень свесился вниз и спросил с легким вызовом:

– Вы-то, бабуля, почём знаете? Ходячая энциклопедия?

Женщина посмотрела на него с какой-то жалостью, но все же ответила:

– Географию в школе преподавала. И «почём» не говорят, молодой человек, если, конечно, не интересуетесь ценой на рынке.

– Ой, Эдик, да оставь ты ее в покое, - громко сказала девица, и парень, что-то пробубнив, исчез из поля зрения.

Люда улыбнулась и предложила женщине выпить чаю.

– А у меня свой, племянница заварила. Будете? – охотно ответила соседка.

Она достала термос, разлила чай, купе наполнилось каким-то приятным ароматом. Люда извлекла из сумки приготовленные в дорогу лимонные кексы, и они приступили к чаепитию.

-2

Разговорились, познакомились. Таисия Егоровна рассказала про свою племянницу, про юбилей и вскользь проронила:

– Почти тридцать лет прошло, как я справляла свой пятидесятилетний юбилей. Даже не верится. Будто пять-десять лет назад это было.

И Людмила удивилась, как прекрасно выглядит эта женщина в свои почтенные годы. Красивая седина, умный взгляд, даже морщины и те, казалось, облагораживали ее улыбчивое лицо.

-3

Она буквально любовалась ею, а слушать эту женщину было одно удовольствие: правильная речь начитанного человека. Даже говорливая парочка притихла наверху.

По прибытии в пункт назначения Люда предложила взять такси и довезти сначала Таисию Егоровну до дома, а потом и она поедет к себе. Это было удачное решение, как раз все по дороге, и пожилая женщина согласилась.

При расставании убедительно попросила Люду не теряться, позвонить ей и приходить в любое время. Номер своей квартиры назвала, и они расстались.

Ну почему некоторые люди как-то сразу западают в душу? Людмиле очень понравилась эта женщина, и она решила не терять связи, а, возможно, и помочь чем-то. Возраст все-таки солидный, а живет Таисия одна.

И она стала навещать ее. Оказалось, что мужа нет уже лет пять, а единственная дочь живет в Санкт-Петербурге, работает лаборанткой в университете (СПбУ), мечтает о преподавательской карьере, так как сама окончила этот университет, дипломированный химик.

– Умница она у меня. Замуж вышла недавно второй раз. Звонит часто, а приезжает редко. Я скучаю, Людочка, но виду не подаю.

Люда попросила Таисию Егоровну рассказать о себе, о своей жизни. Ей было все интересно! Хотелось в преклонном возрасте очень походить на нее, чистую, аккуратную, какую-то даже необыкновенную женщину, которую язык не поворачивался назвать старушкой.

И она не противилась, рассказывала, как училась, работала, как замуж вышла, родила дочь. Какую прекрасную жизнь они прожили с мужем. А сейчас…

– Сейчас я осталась одна, но приняла этот посыл судьбы с пониманием. И в мыслях не было, чтобы привязать дочь к себе. Она счастлива там. Знаю, что спросите, не звала ли она меня к себе. Лукавить не буду: нет, не звала. Просто знает, что я не поеду. Старые деревья не любят, когда их пересаживают. Поэтому я живу здесь, где мне хорошо и уютно.

-4

Каждый день Таисия начинала с чистого листа. Она готовила себе завтрак и варила в начищенной медной турке свежемолотый кофе. Пила не крепкий и с молоком. Да, от некоторых привычек пришлось отказаться.

Затем он собиралась неспешно, одевалась по погоде, тщательно оглядывала себя в зеркале и выходила на улицу. Полчаса ходьбы до парка, пленяющего густыми зарослями жасмина, красивыми деревьями-исполинами и чистым, словно хрустальным озерцом. Эти прогулки были своего рода ритуалом и придавали женщине жизненных сил.

– Если погода скверная, и я не иду в парк, я весь день чувствую себя разбитой, верите? Мне нужен этот воздух, эта красота. Они наполняют меня живительным соком! – говорила Таисия Егоровна, а Люда смотрела на нее и внимала каждому слову.

К полудню Таисия возвращалась домой, а по пути заходила в магазин полуфабрикатов, который раньше назывался «Кулинария» , и покупала себе что-то на обед. Ела она очень мало, а любимым ее перекусом был чай с вареньем и маленький бутерброд с золотистым топлёным маслом. Его она покупала на рынке у одного и того же торговца.

Вечером допоздна любила провести в уютном кресле под торшером, читая Франсуазу Саган или Агату Кристи, по настроению. Телевизор смотрела мало, в основном передачи про путешествия, про удивительные уголки мира, красоты природы.

А по ночам ей снились удивительные сны! Она часто видела себя молодой и даже девочкой. Будто она бежит по солнечному лугу, кругом цветы, бабочки порхают. А там, впереди ее ждет мама. Тая бежит навстречу и мечтает, чтобы мама обняла ее…

-5

– Но тут я обычно просыпаюсь, так и не добежав до нее. Рано мне еще к ней, значит, - задумчиво говорит Таисия, улыбается и тут же просит: - Расскажите мне о себе, Людочка.

Но рассказывать Людмиле нечего. С мужем давно в разводе, детей нет. От тоски и одиночества спасает работа с частыми командировками снабженца. Правда, наметилось тут вроде бы одно неплохое знакомство. Как раз в последней деловой поездке ей представили нового сотрудника их фирмы-поставщика.

– Ну это пока и все. Он меня на ужин пригласил перед отъездом. На следующий день проводил на вокзал. Помните, он еще в купе зашел со мной.

– Да-да-да, припоминаю. Приятный мужчина. Ну что ж, время покажет. Если ваше, от вас не уйдет, помяните мое слово, - по-доброму сказала Таисия.

Так они и общались. Минимум раз в неделю Люда старалась приходить к Таисии Егоровне и обязательно не с пустыми руками: то к чаю что-нибудь принесет, то журнал интересный про путешествия, то просто букетик цветов.

Женщина все принимала с благодарностью и старалась угостить свою гостью. Однажды Люда предупредила, что на следующей неделе не появится, так как снова уезжает, на что Таисия сказала ей:

– Я буду ждать, Людочка. Знаешь, ты лучшее из того, что подарила мне жизнь под конец!

-6

Пока Людмилы не было, женщина так и продолжала свои прогулки в парк и в один прекрасный день увидела там кошку. Сначала не обратила на нее внимания, но потом встретила снова и наконец поняла, что ее кто-то подкармливает. Под кустом стояла гнутая алюминиевая миска с кошачьим кормом и стеклянная плошка с водой.

Кошка вызывала жалость, лохматая, неухоженная, с затравленным взглядом. Таисия стала тоже носить ей еду: то молочка, то сметанки. Спросила в магазине, чем кормить, ей подробно рассказали про пакетики с кормом. Купила один, кошка съела за минуту.

– Как я тебя понимаю, - говорила она ей, сидя на скамейке рядом с кустом, под которым та ела. – Одиночество - это то еще удовольствие. Но и к нему привыкаешь, уж поверь мне.

И в эту же ночь разразилась страшная гроза. Оглушительные раскаты грома, всполохи молний, тяжелые темные тучи делали небо непроглядно-страшным. Таисия проснулась и первым делом подумала про кошку. Как она там, бедняга? Боится ведь наверное, одна в парке среди этой стихии.

И еле дождавшись утра, надела дождевик, взяла старую дочкину куртку и пошла в парк. Но кошки на месте не было. Женщина медленно обошла все вокруг и, изрядно устав, уселась на мокрую скамейку у знакомого куста. Вскоре и кошка прибежала откуда ни возьмись и уставилась на нее своими янтарными глазами.

И как ее взять? Пойдет ли она в руки, вся такая мокрая, грязная, испуганная. Таисия достала из кармана кошачье лакомство, тонкую колбаску, и протянула ей. Та подошла и принялась уплетать угощение. Тогда она и сподобилась, прикрыла ее курткой и, изловчившись, взяла на руки.

Кошка оказалась тяжеловатой для пожилой женщины. Сначала пыталась вырваться, а потом, пригревшись, успокоилась. Так и дошли до дома. Вымыть ее оказалось тем еще испытанием, после чего кошка вырвалась кое-как вытертая полотенцем, убежала и забилась за кресло.

Таисия не трогала ее. Пусть пообвыкнется. Чуть позже принесла в комнату блюдечко со сметаной, и кошечка наконец вышла из своего укрытия.

-7

Когда Люда появилась вновь после своей поездки с пакетом всяких вкусностей, она немало удивилась . По квартире расхаживала пушистая красавица с гордым и независимым видом победительницы. Таисия Егоровна рассказала всю историю от начала до конца, а Людмила подумала: смогла бы она так?

– Значит у вас теперь подружка появилась, - сказала она, смеясь.

– Не очень-то она ручная и ласковая, Люда. Ее зовут Маркиза. Порой хочу взять ее на руки, не дается, мурзиться. А иногда сама запрыгивает на колени ни с того, ни с сего. Но я уже успела привыкнуть и к ней, и к ее характеру.

По вечерам Таисия частенько читала вслух свои любимые романы, а Маркиза возлежала на диване и внимательно слушала, удобно устроившись на бархатной подушечке.

Потом они пили тёплое молоко на ночь и отправлялись спать. У Маркизы был свой уютный уголок, который Таисия соорудила из старенького пледа.

Позже Людмила купила для нее удобное мягкое гнездышко, и кошка перестала резко вилять хвостом при ее появлении, что выдавало явное неудовольствие от прихода гостьи. После «царского» подарка смирилась наконец. Даже дала себя на руках подержать.

-8

Эта пара вызывала у Людмилы чувство какого-то благостного спокойствия. В доме Таисии ей всегда были рады, она была там своя. И намечающийся роман с Андреем, новым коллегой из фирмы-поставщика тоже вселял надежду, что ее не ждет одиночество.

Этим она как-то поделилась с Таисией, и радости той не было предела. Обняла и пожелала удачи. А об ноги Люды терлась Маркиза, будто что-то понимала.

Вечером Таисия Егоровна пошла проводить Люду до остановки. Погода была по-весеннему теплая, приятный воздух с легким ветерком. Они шли под руку и говорили о чем-то хорошем.

Люда села в полупустую маршрутку и долго смотрела в окно на хрупкую фигурку женщины в фетровой шляпке и бежевом плаще. Она махала ей вслед, а Людмила молилась о том, чтобы жизнь продолжалась и не обременяла эту женщину никакими потрясениями как можно дольше.

***

Таисии Егоровне сейчас 88 лет. Дочь приезжает чаще, у нее двое взрослых дочерей уже. Иногда и с внучками. Ну а Людмила со своим Андреем тоже частые, если не сказать постоянные гости.

Еще до свадьбы Андрей стал звать Людмилу переехать в свой город, но она категорически отказалась из-за Таисии. Тогда он принял решение и переехал к ней. И не жалеет, работают вместе теперь. Сыну у них пятый год. Таисина радость. Он родился как раз тогда, когда всеобщая любимица Маркиза ушла на радугу.

Пока все хорошо. Пожилая, а точнее, пожившая долгую и интересную жизнь женщина под присмотром. Одинокой себя не чувствует. А у Людмилы живой пример перед глазами – как нужно уметь любить жизнь! И как прожить ее так, чтобы никому не быть обузой, а лишь приятным в общении, очень душевным старшим другом. Да и просто замечательной женщиной.

-9
  • Дорогие читатели, знаю, что вы любите рассказы про питомцев, у многих из вас они есть. Я надеюсь вам понравился рассказ про Маркизу, но самое главное - про ее замечательную хозяйку!
  • Буду благодарна за оценку, отзывы и комментарии.
  • Здесь навигатор по моему каналу здесь 👈