Найти в Дзене
Боевая техника мира.

С мотором в багажнике. Хрущёв, Долматовский и "Белочка".

Инициатором проекта был Федор Александрович Реппих – в те годы заместитель главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода. Как-то он привез в Москву пачку писем, приходивших на завод, где в разных выражениях повторялось одно и то же: «Дайте нам простой и дешевый автомобиль!» Советские граждане хотели в общем-то совсем немного: пусть маленькую, тихоходную, но вмещающую хотя бы троих машину – эдакий мотоцикл с коляской и с крышей. Потому-то, кстати, обращаясь в разные инстанции, не забывали и мотоциклетные заводы.
Очень удачно Ф.А. Реппих попал в НАМИ и столковался с Ю.А Долматовским.
Это было время начала Хрущёвской "оттепели", когда за инициативу уже не наказывали сроком на Колыме, а часто даже поощряли. Поощряли даже если инициативный проект сильно поимел инициатора и закончился ничем. Машина, по сути ходовой шоу-кар, была сделана в очень сжатые сроки, буквально за полгода. По всей видимости в ход пошли наработки конца 40-х годов, когда в НАМИ рисовали эскизы машины на замену
Оглавление

НАМИ-А50 "БЕЛКА". 1955 год. На фото - новодел.

НАМИ-А50 «Белка» (1955-1956) - Блог

Инициатором проекта был Федор Александрович Реппих – в те годы заместитель главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода. Как-то он привез в Москву пачку писем, приходивших на завод, где в разных выражениях повторялось одно и то же: «Дайте нам простой и дешевый автомобиль!» Советские граждане хотели в общем-то совсем немного: пусть маленькую, тихоходную, но вмещающую хотя бы троих машину – эдакий мотоцикл с коляской и с крышей. Потому-то, кстати, обращаясь в разные инстанции, не забывали и мотоциклетные заводы.
Очень удачно Ф.А. Реппих попал в НАМИ и столковался с Ю.А Долматовским.
Это было время начала Хрущёвской "оттепели", когда за инициативу уже не наказывали сроком на Колыме, а часто даже поощряли. Поощряли даже если инициативный проект сильно поимел инициатора и закончился ничем.

-2

Машина, по сути ходовой шоу-кар, была сделана в очень сжатые сроки, буквально за полгода. По всей видимости в ход пошли наработки конца 40-х годов, когда в НАМИ рисовали эскизы машины на замену ГАЗ М20.
Конструкция была очень простой - на пространственную раму из труб и профилей навесили жестяные и алюминиевые панели выколоченные вручную. Двигатель от мотоцикла "Урал"... Вернее М-72... Вернее БМВ Р71, расположили в корме машины. Долматовский остался верен своей любимой компоновке.
Впрочем при таких размерах машины - другого места для мотоциклетного мотора с воздушным охлаждением просто не было.

-3
  • Двигатель - объёмом 746 кубических сантиметров, 23 л.с.
  • Скорость: мог разгоняться до 90 км/ч.
  • Вес: всего 495 кг,
  • Подвеска: независимая,
  • Габариты: длина — 3,3 метра, ширина — 1,4 метра.

Маленький багажный отсек располагался за спинкой задних сидений. Как в Москвич 400. Только был ещё меньше по объёму. Очень необычно был решён доступ в салон. На задние сидения можно было попасть через единственную широкую дверь справа по ходу машины. А для доступа на передние, нужно было откинуть всю лобовую часть машины. Руль на шарнире при этом уходил в сторону не мешая процессу посадки.
Довольно спорное решение. Впрочем и достаточно изящное при этом. Позже предполагали сделать лицевую часть монолитной, а доступ на передние сидения сделать из салона, для этого правое сиденье пассажира крутилось на оси освобождая проход.

-4

Шоу-кар "Белка" была показана правительству страны в ноябре 1955 года. Хрущёв пришёл в восторг и дал добро на запуск машины в серию.
Тут то главное приключение и началось...

-5

ФИАТ Мультипла.


Машина впервые показана в январе 1956 года. Всего через пару месяцев после "Белки". Однако идентичный подход к созданию машин с играл с ними злую шутку.

  • Двигатель объемом 663 куб.см выдающий 21.5 л.с.
  • Колёсная база - 2 000 мм
  • Длина - 3 531 мм
  • Ширина - 1 448 мм
  • Высота - 1 581 мм
  • Снаряженная масса - 700 кг

Машины получились практически идентичными. С той разницей что Мультипла, была сразу создана для постановки на конвейер и в серию.
А "Белку" ещё нужно было проектировать.
Что бы там ни говорили о том что "Белка" неудачная опасная и ненадёжная, но ФИАТ Мультипла почти один в один "Белка", была весьма популярной и востребованной машиной. А немного больший по размерам Фольксваген Транспортёр вообще стал бестселлером.

-6

БЕЛКА"-НАМИ-48


Видимо к кураторству над проектом подключились военные. Которым было интересно покатать малогабаритный транспортёр поля боя. В Европе в это время как раз появились лёгкие джипы разных версий.
На этапе подготовки машины к серии - вернее полноценному проектированию - Долматовского "ушли" с темы. Назначив главным Б.М. Фиттермана. Автора многих малолитражек НАМИ в дальнейшем.
Прекрасный дизайн Долматовского и Арямова, "выкинули ф топку". Заменив изящный но нетехнологичный кузов, плоскопанельной коробкой без крыши.
Мотоциклетный завод с трудом справлялся с производством бокового прицепа к мотоциклу. А тут такое округлое авто из будущего!

-7

Вопрос о производстве народного автомобиля 30 января 1957-го обсуждал Совет Министров СССР.
В длинном постановлении наконец-то сказали главное: машине – быть, причем заднемоторной. Но своей «Белке» предпочли «проверенную зарубежную конструкцию». На Московском заводе малолитражных автомобилей начали копировать кузов ФИАТ-600, а в НАМИ разрабатывать два четырехцилиндровых мотора: оппозитный, и V-образный.
На "Белке" -же ставили оптимизированную версию мотоциклетного мотора с большим вентилятором гонявшим охлаждающий воздух.
Вообще с моторами какая-то путаница. Объём чаще всего называемых моторов от 500 кубиков до 750, мощность от 18 л.с. до 22.
Моторы сильно разные, большой - старый нижнеклапанный созданный ещё в Германии. Малый - новая верхнеклапанная версия созданная уже в СССР, и полученная путём "обрезания" цилиндров и уменьшением хода поршня. При этом верхнеклапанная головка почти не выходила за габариты старого нижнеклапанного мотора. Моторы для "Белки" оснащались мечтой мотоциклиста до 1989 года - электростартером.
Ширина моторов при этом одинаковая. И они без переделок помещались в мотоотсек любого варианта "Белки".
Причина отказа от этих машин не озвучивается. Но если вспомнить что в эти годы снова началась борьба с чрезмерно зажиточными жителями села - повышали налоги, обрезали огороды, уничтожали личные фруктовые сады, то отказ от слишком утилитарного автомобиля, который наверняка мог быть использован врагами "великого светлого комунистического будущего" для личного обогащения, становится понятен.

В итоге интересные машины, так нужные жителям села, никогда не увидели покупателей.
Ниже фото западных аналогов.

-8

Porsche 597 Jagdwagen («Охотничий автомобиль»)

Первый полноприводный внедорожник который собирали на мануфактуре в Штутгарте с 1954 по 1958 год. Машина создавалась для армии самообороны ФРГ, по конкурсу 1953 года. Но военные выбрали машину ещё меньших размеров и цены - DKW Munga. А Порше-джип-ягдваген пошёл в народ. 
DKW Munga будет показан в статье про Ниву.

  • Габариты: длина — 3700 мм, ширина — 1600 мм, высота — 1430 мм, колёсная база — 2060 мм.
  • Мощность: 50 лошадиных сил. 
  • Максимальная скорость: 100 км/ч. 
  • Вес: 870 кг. 

Машина достаточно известная и наверняка на неё - вернее её фото - смотрели при создании НАМИ-48. Кстати - двигатель сзади. Мой клиент!!

-9

Шкода Type 997\998 Agromobil.


Малоизвестный полноприводный автомобильчик из Чехословакии. Создавался по заказу военных в 62-63 годах. Внешность явно была подсмотрена в том числе и у НАМИ-48. Вот только двигатель стоял между передними сиденьями сразу за передним мостом.
Однако в серию так и не пошёл. Хотя о нём были публикации в прессе, была даже подробная схема в 4- проектциях, по которой в СССР в 1966 году был построен самодельный автомобиль почти полностью повторявший облик Шкоды-Агро.

  • Габариты: длина — 3470 мм,
  • ширина — 1700 мм,
  • высота — 1410 мм,
  • колёсная база — 1900 мм.
  • Мощность: 45 лошадиных сил. Мотор 1.22литра объём.
  • Вес: 936 кг. 
-10
-11

Steyr-Puch Pinzgauer.

Разработан в 1969м году в производстве с 1971 года.
Ну а это прямой клон-наследник Шкоды. Вплоть до компоновки. Разве что значительно крупнее и мощнее. Поскольку машина значительно крупнее своих предшественников, механики касаться не буду.

-12

Honda Vamos.


Японский "пляжный автомобиль" появившийся в 1970м году. Машина "сидела" на агрегатах микрогрузовичка Honda TN360. С мотором в 360 кубиков и мощностью 30 л.с.
Двигатель и трансмиссия находились перед задней осью. Где-то под задними сидениями. Доступ к ним сверху открывался после демонтажа лёгких сидений через большой люк. До 73 года сделано всего 2500 штук.
Не берусь утверждать что машина вот прямо таки скопирована с Белки. Хотя и есть некоторое сходство.
Но так-же "некоторое сходство" есть и с пляжными машинками на базе ФИАТ Мультипла и советским миниавтомобилем "Муравей".

И на этом сегодня всё. Продолжение следует.

С мотором в багажнике. | Боевая техника мира. | Дзен
Очерки истории джипа. | Боевая техника мира. | Дзен
Два ФИАТА. | Боевая техника мира. | Дзен

Все изображения взяты из открытого интернет.

Спасибо за просмотры, лайки и подписки.