Найти в Дзене

Дурак или мудрец: кем были шуты на самом деле

Оглавление

Хитрый интриган, забавный балагур из итальянской комедии, маленький карлик, развлекающий толпу, и даже дурочек-юродивый — все они подходят под описания шута, неоднозначного персонажа, появляющегося на протяжении всей мировой истории.

Шуты были жрецами, комедиантами, а со временем стали влиять даже на политику государства, став непременным атрибутом королевских дворов и вотчин высокопоставленных аристократов. Так кто же такие шуты? Какое влияние они оказали на культуру? И правда ли, что шут и король — это разные стороны одной медали?

Сакральное значение шутовства

Шут — отражение хаоса

Любая культура — это не только музыка, живопись и народные традиции, но и система запретов, действий, которые в данном обществе недопустимы. Но всегда существовали люди, которые нарушали священные табу. Они становились либо изгоями, либо шутами.

Шуты были необходимы: нарушая правила, они показывали (напоминали) про запреты и показывали, что неисполнение приведет к тому самому хаосу, который они так старательно воспроизводили. Поэтому шутовские представления вызывали у простого народа не только смех, но и страх. Шут — он представитель иного мира, мира хаоса.

Отсюда и внешность шута, выделяющая его из толпы, — это отражение его сущности, неправильности. Поэтому среди шутов много карликов и людей с физическими изъянами. Такие люди редко бывали принятыми в обществе и всегда оставались в сознании простого народа иными, что очень подходило для шутовской профессии.

Шут в народном представлении — герой почти мифический, он мог быть отмечен как Богом, так и дьяволом. В современной культуре это хорошо сохранилось, правда, уже без религиозного подтекста, а в категории «хороший» и «плохой» — злой и добрый клоун. В поп-культуре, особенно западной, больше прослеживается соотнесение шута со злом: персонажи от кинговского Оно до Джокера.

Трикстер шут в мифологии

В народной культуре и мифологии шут-дурак, насмешник — один из распространенных персонажей. Причем поражает удивительное сходство поведения шута, неважно, где находился паяц: при европейском королевском дворе, в палатах русского царя или дворце восточного правителя. Это служит подтверждением архаичности персонажа.

Шута ассоциируют с такими мифологическими персонажами, как трикстер — нарушитель правил, насмешник (скандинавский Локи, греческий Гермес и даже русский Иван-дурак). Трикстер одновременно разрушитель и созидатель, он рушит старые порядки и законы для обновления мира. Трикстер, как и шут, и хороший, и плохой персонаж, он мог проявлять как предельную жестокость, играть на грани фола, рисковать и не соблюдать правила, так и спасать и помогать.

Гермес (Меркурий) — типичный трикстер — хитрец и обманщик, способный провести любого.
Гермес (Меркурий) — типичный трикстер — хитрец и обманщик, способный провести любого.

Таких персонажей не любят, поэтому трикстеры зачастую выступают антагонистами главных «правильных» героев. Но не будь рушившего порядок шута, не будет и героя, его восстанавливающего. Интересно, что история с шутом и королем похожа на эти мифы: шут нарушает порядок, который король должен поддерживать. Следовательно, они взаимосвязаны, без шута нельзя оценить по достоинству короля.

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Мефистофель (Гёте. «Фауст»)

История шутовства

Сложно точно определить, когда появились первые шуты, скорее всего, их деятельность была связана с ритуальным смехом. Согласно этнографическим данным, у племен на ранних стадиях развития существовал человек, поведение и деятельность которого условно можно назвать шутовством. Шуты отмечаются и в древних индийских трактатах, и изображены на древнеегипетских барельефах в Гизе.

Античность

Развиваться шутовство как мастерство, присущее определенным людям, начало в античную эпоху. В Древней Греции шутовством могли заниматься:

  • Жрецы, совершавшие обряды и вызывавшие у людей священный смех;
  • Люди из среды философов, приглашенных на пиры, чтобы развлекать гостей беседой и острыми замечаниями.

В античности было божество Мом, убивать жрецов которого не смел ни разбойник, ни правитель.

Мом (насмешка) — бог насмешки, злословия и критики. Бог был порождением богини Нюкты и Эреба (одних из первых богов, символизирующих мрак, темноту и хаос). Мом был известным шутником, под его острый язык попадали даже грозные Аид и Посейдон. Ничего не напоминает? Этот образ в последующие века стал эталоном придворного шута. Самое интересное в этом божестве, что он ненавидел людей и всячески стремился уничтожить упорядоченный мир, провоцируя войны и ссоры.

Римской империи институт шутовства перешел по наследству от греческой античности. Собрания знати, основная форма ведения политики, были скучны, поэтому приглашали, не смейтесь, паразита (parasitus — гость, сотрапезник), который развлекал гостей и всю достопочтенную публику. Но это был не единственный пример, таких людей было много, вот некоторые обязанности таких людей:

  • Профессиональные собеседники (также как и в Греции зачастую из среды философов) отвечали за легкую беседу, были виртуозными рассказчиками — типичные для шутов умения.
  • Болтуны умели развлекать бездумной болтовней и пустяковыми шутками.
  • Паяц, весельчак — развлекал кривлянием и шутками «недозвалительного» содержания.

Причем такие люди были выведены из-под власти закона, как и жрецы греческого Мома.

Однажды в Риме попытка наказать шутов за насмешки над властью чуть не закончилась народным бунтом. Поэтому в Римской империи шуты были неприкосновенны и могли смешить толпу шутками о правителях, не боясь наказания, даже если у власти был откровенный тиран.

В Византии шуты именовались скроммохи, от слова «шутка», «острота». Несмотря на широкое распространение шутовства, здесь его не так уважали, было много осуждения со стороны церкви, особенно в более поздние времена.

Средневековье и Возрождение

Народное шутовство наиболее ярко проявило себя в эпоху раннего и классического Средневековья, когда по Европе «гастролировали» бродячие шуты. Они имели разные названия: в германских землях шпильманы (spielmann — играющий человек), во Франции — гистрионы (histrion — актер), в Англии — менестрели (minstrel — слуга), в Италии — мимы и т. д.

Французские гистрионы средневековая миниатюра
Французские гистрионы средневековая миниатюра

С XII века в Европе был расцвет карнавальной культуры и праздников глупцов. При строгих нормах поведения того времени эти праздники выглядели как языческие вакханалии, но что самое интересное, что праздновал не только простой люд, но и аристократия, и даже церковные чины и монахи, и, конечно же, студенты.

На Рождество и Новый год города превращались в хаос. Разряженная толпа, нацепив маски, пела, дурачилась, причем не только на улицах, но даже в церквях, причем грубо пародируя церковные обряды. И над всем этим хаосом стоял король дураков в шутовском обличии, который в эти дни руководил толпой. В его обязанности входило издавать дурацкие указы, смешить толпу и всячески поощрять разгульные действия.

Один из философских символов средневековых карнавалов — колесо фортуны, очень точно отразило последующую историю шутовства.

Судьба коварна: вот ты на вершине, но единственный поворот — и ты летишь вниз. Оседлав фортуну, непременно не только поднимешься, но и упадешь. Маска шута возносила из грязи в князи, но только на недолгий срок.

Карнавалы как действа стали более спокойными, и толпа больше не разносила в щепки дома и церкви. Но шуты никуда не делись, они так же смеялись над всеми, в том числе над правителями и церковью. Они по-прежнему остовались любимцами толпы, но теперь их шутки могли очень дорого стоить.

Мало кому нравилось становиться предметом злых насмешек, поэтому шутам в некоторых местностях было запрещено было появляться в пределах городов, их могли избить и покалечить без суда и следствия.

В германских землях законы XIII века лишали бродячих шутов всех прав, и даже разрешалось убивать на месте без суда, а в довершении всего их хоронили за церковной оградой, как бы намекая прихожанам, что при таком поведении не попасть вам в рай.

Подобные истории встречались и России.

В Твери в 1666 году во время масленичных гуляний скоморохи так разошлись в своих забавах, что решили избрать самозваного царя и усадить его на трон на потеху публики. И хотя все это напоминало настоящий фарс, власти шутки не оценили и приказали самозванца и всю его свиту наказать. Несчастным шутам отрубили по два пальца на правой руке, высекли кнутами при народе и сослали с семьями в Сибирь.

Но шутовство не так-то просто было изжить. В эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) шуты просто перекочевали с городских площадей в королевские дворцы. В принципе, все логично: культура обратила свой взор к античности, и шуты, следуя за модой, вернулись к своим истокам, где паяцы развлекали скучающих аристократов. И вот наконец шуты развернулись во всю мощь, нещадно смеясь и оскорбляя всех и вся, даже король попадал под их острый язык.

Просуществовав в такой форме несколько столетий, в XVIII веке шутовство как феномен исчезло в Европе, шуты оставались при дворах только в России, Испании и Германии. В Италии и Франции они перекочевали в театральные труппы.

Шут — король дураков

Когда шуты попали в королевский двор, они переняли привычки нового мира, и если король правил страной, то шут стал королем среди дураков, и, соответственно, у него были свои привилегии и атрибуты, как в принципе у всех власть имущих.

Шут и король средневековая миниатюра
Шут и король средневековая миниатюра

Привилегии шута

Привилегия шута — возможность говорить правду (роскошь, не многим доступная даже сейчас) и, конечно же, высмеивать всех, даже королей. И самое главное, шут опять стал неподсуден. Конечно, он мог так разозлить монарха, что тот приказал бы казнить паяца, но это встречалось очень редко.

Шуты могли преподносить любые неприятные новости.

В 1340 году французский флот был разбит англичанами в битве при Слейсе. Французскому королю Филиппу IV придворные боялись доложить эту новость, но всех выручил придворный шут, облекший неприятное известие в шутку: «Англичане в битве повели себя как трусы, у которых не хватило смелости прыгнуть в воду, догоняя наших доблестных французов».

Хотя шуты при дворе и обладали множеством свобод, но за это приходилось платить. Они должны были говорить правду в глаза даже монарху, причем бескомпромиссно и жестко, не щадя ничьих чувств. Врагов это прибавляло моментально, а вот друзей нет.

Атрибуты

Шут даже имел символы власти, защищающие его: колпак и скипетр — своеобразное отражение королевской власти.

Атрибуты «короля дураков» — колпак и марот.
Атрибуты «короля дураков» — колпак и марот.

Играя свою роль шут, как и монарх, должен был одет соответсвенно своему статусу в своеобразный наряд. Правда, шутовской костюм из обтягивающих трико и камзола из разноцветной ткани, увешанный бубенцами, появился только в XV веке, когда шутовство из призвания окончательно стало профессией. Но это не означало, что до этого шуты в одежде не чем не отличались, они всегда были заметны в толпе.

Как я уже писала выше, эпоха Средневековья была вся пронизана символизмом, это касалось даже одежды. Каждому сословию соответствовал свой цвет, так вот шут мог в своем костюме сочетать немыслимое: желтый крестьянский и синий и пурпурный цвет, который носили только высшие слои общества.

Помимо всего, шут носил специальный головной убор — тот самый шутовской колпак. Изначально во времена древнеримских Сатурналий шуты носили колпаки с ослиными ушами, впоследствии уши стали символизировать два длинных конца колпака. А когда на колпаке появилось много конусов, колпак стал шутовским отражением короны.

Другой символ королевской власти — скипетр — заменял марот (жезл с навершием). Навершие могло быть разным: от головы паяца до зеркала. Есть версии, что мароты — наследие языческой эпохи, об этом говорит и то, что они очень похожи друг на друга.

В завершении статьи хотелось привести фразу из сказа о Федоре Стрельце:

А история дурна — то рассказчика вина. Изловить бы дурака да отвесить тумака, ан нельзя никак, ведь рассказчик-то дурак. А у нас с покон веков нет суда для дураков.

Понравилась статья? Поблагодарить легко! Не стесняйтесь, подписывайтесь, оставляйте комментарий.