Оригинал статьи с обновлениями
Нашей экспедицией в 2010 году на двух из четырех островов озера Ракшас Тал (тиб. Ла-Нга Цо), также известное среди бонпо как Муле Цо (Серебряное озеро), были обследованы добуддийские археологические памятники, расположенные среди восхитительного природного ландшафта. Докханги на островах До-Сер (Желтый Остров) и До-Мук (Багряный Остров) расположены между двумя великими горами Верхнего Тибета: на севере легендарная гора Кайлас (Тисе), а на юго-востоке гигантский священный массив под названием Гурла Мандхата (Такри Трабо). По словам местных дрокпа (кочевников), поселения на острове До-Сер появились с началом всего сущего…
Такри Трабо – гора души святой бонской царицы-воительницы Драле Гьелмо (другое имя Драблай Гьялмо). Ла-Нга Цо – озеро души Драле Гьелмо, на языке Шанг-Шунга известное как Цаца Ме/Мутса Ме (Небесная Женщина)/Мутинг Цаме (Женщина Бирюзового Озера).
Текстовые источники говорят, что острова в озере Ла-Нга были культовым центром Драблай Гьялмо – самого могущественного женского божества королевства Шанг-Шунг. Она была королевой всех воинственных духов и двойственных духов неба и земли. Посещение ее геомантического «сердца» считалось великим благом. Поэтому представление о демоническом характере этого озера является относительно недавними.
Небесный супруг Драблай Гьялмо – самый могущественный бог Шангшунга Гекхо, происхождение которого связано с горой Кайлас и озером Манасаровар. Информацию о нем мы публиковали ранее. А вот еще перевод с английского Дж.В.Белецца о Драблай Гьялмо.
«Супруга Гекхо – Драблай Гьялмо, которая, подобно своему супругу, также является божеством с небес. Ей до сих пор почтительно поклоняются бонские практики, как бы далеко от Верхнего Тибета они не жили. Главная резиденция Драблай Гьялмо – гора Кайлас (Тисе) и озеро перед ней – Ла-Нга Цо. Говорят, что эта богиня обладает огненным сиянием солнца и имеет солнечные и лунные украшения на своей голове. Ее брови – зигзагообразные молнии, а ее волосы – вихревой поток золотого света и громовых стрел. Четки Драблай Гьялмо сделаны из восьми великих планет (включая два лунных узла), а ее кружево – это двадцать созвездий. В своей мирной форме она представляет белую богиню, восседающую на львице и держащую украшенную тканями стрелу жизни. В своей гневной форме она – черная колдунья, облаченная в шкуру козы, выпускающая бело-красную сову смерти. В ужасающем аспекте у Драблай Гьялмо в беспрекословном повиновении находятся все боги-воины Шанг-Шунга».
Изображение любезно предоставлено Арта-Ламой
«Согласно бонским ритуальным текстам, эта богиня обитает на губительной горе победы посреди озера – намек либо на До-Сер, либо на До-Мук, либо на оба острова. Поэтому, До-Сер является исключительно значимым священным местом (Не), культурное прошлое которого восходит к довольно крупному находившемуся здесь древнему жилому поселению. По-видимому, это поселение являлось одним из первых древних религиозных центров в районе Гангри Цо Сум (Тисе, ма панг гью мтсо и Пори Нгеден) в юго-западном Тибете».
Комплекс жилых сооружений на острове До-Сер располагается в один ряд с г.Кайлас (Тисе) и Такри Трабо, предоставляя образцовое геомантическое положение. Здесь был ритуальный центр Ла-Нга Цо. В настоящее время сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных стен.
На восточной стороне острова До-Мук, также существовало древнее поселение. Оставление комплексов До-Мук и До-Сер подчеркивает их исключительно незначительное место в священных географических концепциях буддистов.
Согласно местным источникам (Дж.В.Беллецца), в Домук Цамкханг медитировали один или более буддийских мастеров. Старшие жители клана драктса (которые обладают правом выпаса скота на островах Лан-Га Цо) рассказывают, что в До-Мук Тсамкханг одно время жил лама по имени Бале. Во время вторжения сингпа, пришедших из Центральной Азии (историческая обстановка и этническая группа неясны) лама Бале собрал ценные вещи людей, проживающих в Пуранге, и закопал их на Домуке, чтобы уберечь от захватчиков. Спустя три или четыре года, после смерти ламы Бале, люди Пуранга пришли забрать свои вещи. На месте люди рассорились друг с другом на предмет того, что кому принадлежит. Эти волнения негативно сказались на ламе Бале, который находился в это время в промежуточном состоянии (бардо), и, в результате, он переродился в образе демона (дре). Этот дре принес множество смертей в Пуранг, пока лама из Пуранга по имени Чиме не связал его буддийской клятвой. Эта история может указывать на то, что буддийское пребывание на До-Муке было незначительным и очень ограниченным. В любом случае, на До-Муке отсутствуют буддийские архитектурные символы.
История о том, что в начале 20 века на озере в течение 7 лет жил буддийский лама, описана и у индийского исследователя Свами Пранавананды.
В планах наших будущих экспедиций в регион.г.Кайлас посещение обителей Драблай Гьялмо – более детальное исследование руин на островах в озере Ракшас Тал и исследование пещер на склонах горы Гурла Мандхата. Подробнее…