Итоги зимовки - это всегда волнительно. Каждый новый сезон начинается у нас с мониторинга посадок, за которым неизменно следует разбор полетов с целью выяснить, что же пошло не так.
Особое внимание всегда уделяется садовым новобранцам, которые зимовали впервые. Это понятно и объяснимо, ведь любой не до конца укоренившийся саженец всегда слабее и уязвимее по сравнению со старожилами. И это верно как для пограничников и экзотов, так и для привычных надежных растений.
Сегодня мы рассмотрим интересный и поучительный на мой взгляд кейс умирания одного, казалось бы, неубиваемого растения. Речь пойдет о туе западной.
Уж казалось бы тут ждать подвоха неоткуда: каждый новичок знает, что западная туя для нашего климата растение устойчивое и с зимовкой проблем не имеет. Но как всегда не все так однозначно и есть нюансы. Именно об этом наша история.
И наш сегодняшний сабж, на примере которого мы будем расследовать причины неудачной зимовки, - это туя западная Примо. Статус ее в моем саду примерно вот такой:
По предварительной оценке мой Примо мертв на 50%, возможно за этим состоянием воспоследует и полное умирание.
И для того, чтобы разобраться в истории болезни, нам понадобится поднять архивную карту больного.
Примо приехал в прошлом октябре и вид имел вполне товарный:
Первое, что приходит на ум, когда видишь такую неприятную метаморфозу за одну короткую зиму (да еще и не особо зимнюю, как в этом году) - вырвите руки афтару, он сам убил тую своим неумелым обращением!
Так-то оно так. Но не так) Пенять на конкретный экземпляр и конкретные кривые руки в данном случае нельзя. Исследуя проблему, я навела справки о зимовке еще трех Примо той же поставки у моих елочных коллег. Да не просто коллег: среди них парочка зубров елководства, которые на выращивании хвойных поели уже немало собак и зазря ничто в их саду помирать не будет.
Итог во всех наших 4 случаях оказался схожий - все наблюдаемые туи Примо осенней поставки активно пытаются преставиться после зимовки, причем все с одинаковыми симптомами.
Сравним их визуально:
Образец 1 - мой:
Образец 2
Образец 3:
Условия в садах естественно не одинаковые. Одна из туй зимовала вообще в прикопе под укрытием. И все равно итог один - остались от козлика рожки да ножки. Может быть частично оно и выживет, но товарный вид вернется не скоро и такая туя пойдет на горох в дальний угол.
Так в чем же дело? Почему бессмертное растение так плохо перенесло зимовку (при том что и зима была не лютая)?
Явно причина не в погоде и не в условиях. Может быть сорт маленький более уязвим? И снова нет: устойчивость наследуется от вида даже у мелких сортов туи западной, что подтверждается многочисленными беспроблемными саженцами туй по всему Подмосковью. Болезнь мы тоже исключаем, поскольку поражение в разных уголках области маловероятно.
Что ж с ней такое? Порча? Сглаз? Чтобы ответить на этот вопрос нам предстоит обратиться к ее происхождению. В нем кроются два важных нюанса.
1) Обрати внимание: сделано в Германии
Тем, кто не прогуливал географию в школе, хорошо известно, что западная Европа стоит на Гольфстриме и купается в его согревающих воздушных массах. Чем дальше от него, тем суровее климат. До нас вот в МО вообще уже ничего не долетает. Ну и собственно основная часть производителей растений располагается южнее нас.
Самой дурной славой в мире хвоелюбов пользуются саженцы из Голландии. Они приучены к мягкой погоде и любят у нас помереть. Многие даже опасаются сажать их осенью в принципе, а иные и вовсе избегают в пользу поляков, которые в среднем значительно устойчивее.
Ну а где Голландия, там и Германия... Именно оттуда прибыли наши пострадавшие. И прибыли осенью, в октябре.
2) Перекормыш
Если б просто Германия - это ладно. Но тут еще и "премиальная" коллекция питомника Джеддло, Серия Botanico.
Эта коллекция примечательна тем, что растения там исключительно жирные, пушистые, лоснящиеся. И дорогие. Эффект жирности достигается за счет конских доз удобрений, которые гонят вершки расти как можно активнее и гуще.
У всех обладателей елей разное отношение к подобным приемчикам. Я лично категорически против перекормышей, потому что мои наблюдения за такими в условиях обычного сада в МО показывают их ощутимо бОльшую уязвимость. Уже в первую зимовку весь западноевропейский лоск теряется, и хорошо, если растение выживает.
Как-то раз я на своем опыте по слабости своей столкнулась с таким вот перекормышем:
Детоксикация шла все лето, когда сосна Макопин теряла ветки, давала шишки и всячески психовала. Но зиму, к счастью, пережила. Ее историю подробнее рассказывала вот тут:
Эта статья в свое время подожгла немало панталон среди любителей "премиальных" саженцев и даже местами среди их продавцов.
Суть проблемы такова: голландский или немецкий перекормыш-акселерат не вывозит наш климат, ему сложнее зимовать и сложнее сохранить пушистые вершки при слабых корешках. Питаться самостоятельно "подножным кормом" такие саженцы не приучены, поскольку привыкли что под рукой всегда гора вкусняшек. А тут открытый грунт, противный суглинок, зима и вот это все.
И вот мы взяли премиального Примо, посадили его осенью и... сами дураки.
Возможно во время перевозки корешки у туи к тому же пересохли и повредились. Плюс немецкий перекорм. И вот итог - несколько трупов или полутрупов на месте премиальных саженцев, которые обошлись нам прошлой осенью в 4 тыс. рублей штучка.
Какой из всего этого можно сделать вывод?
Лично я корю себя за то, что связалась с премиальным еще раз. Против именно голландцев и немцев ничего не имею, но сажать их предпочитаю все же весной. А вот посадочный материал из Джеддло нравится мне все меньше.
Конкретно эту тую можно было бы купить у поляков, чти саженцы значительно дешевле и растят их без особого перекорма. Они выглядят, возможно, поскромнее, но зато живут лучше.
В нашем случае самонадеянность нас подвела. Видовая устойчивость, на которую мы понадеялись, не смогла победить немецкость и перекорм, и мы потеряли туи. Призываю не повторять моих ошибок и внимательнее относиться к выбору посадочного материала.