Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Как появились дирижабли

Дирижабли, как правило, не вызывают ненависти. И даже более того, психологи отмечают, что величественно проплывающая по небу колоссальная сигара радует глаз наблюдателя. Словно это не летательный аппарат, а котик. Тем не менее, что-то рассказать можно и о дирижаблях.

...Ну, например, впервые дирижабль попытались построить в России. История это полулегендарная, но представляется вполне правдоподобной. В 1812 году инженер Леппих предложил встретить прущих к Москве французов градом бомб с летающих кораблей. Учитывая что ситуация, вообще, выглядела так себе, – шансов победить врага на поле боя практически не было, – в согласие правительства попробовать поверить нетрудно. Деньги Леппиху дали. И аппарат представляющий собой вытянутый в форме капли воздушный шар, перемещающийся с помощью приводимых в движение командой солдат крыльев, якобы был построен… Правда, уже осенью, когда французы отступали. И, само собой, испытания «летающего корабля» на привязях показали невозможность управляемого полёта мускульным крыломашеством.

Дирижабль Жиффара
Дирижабль Жиффара

В этой истории интересно, скорее, то что мысли использовать монгольфьер без двигателя, именно на привязи, для разведки, а не для бомбардировки, ни у кого не возникло. Хотя, техническая возможность для изготовления аэростатов наблюдения была… Но, так, она была и у французов. Более того, французы отряд военных воздухоплавателей в самом конце XVIII века даже и создали. Отряд даже участвовал в африканской компании, пока сам Наполеон его не расформировал.

Даже лучше полководцы начала XIX века представляли себе, как действует бомба, но не знали, как организовать разведку с воздуха и извлечь из неё выгоды. Опыт, однако, постепенно приходил. В течение XIX столетия воздушные шары всё чаще начинают использоваться в военных и развлекательных целях.

Невозможность же полёт направлять – самый очевидный недостаток воздушного, как средства передвижения. Устранить его пытались много раз, но большей частью методом Леппиха – в лоб, превратив воздушный шар в галеру. К концу века, разве что, крылья сменил воздушный винт с велосипедным приводом… И это даже немного летало. Последняя попытка построить дирижабль-мускулолёт была предпринята во время франко-прусской войны в осаждённом Париже. Но даже при полном безветрии за час корабль смог преодолеть… 120 метров. Слишком высокое лобовое сопротивление!

Между тем, первый настоящий дирижабль был построен Анри Жиффаром во Франции же в 1853 году. Аппарат имел паровой двигатель при собственном весе (с водой) полтора центнера развивавший мощность в 3 лошадиные силы.

Дирижаблю Тиссадье
Дирижаблю Тиссадье

...Но с Жиффаром ситуация такая же мутная, как и с Леппихом. С одной стороны, известно, что полёт на своём аппарате он совершил. С другой же, – причисление его творения к дирижаблям спорно. Ибо полёт по признанию самого изобретателя не был управляемым. Паровой двигатель против ветра не тянул, – да и вообще эффект его работы не казался очевидным. По этой причине чаще в качестве первого дирижабля упоминается взлетевший в 1883 году оборудованный электромотором аппарат братьев Тиссандье. Скорость его удалось измерить. Составляя всего 15 километров в час, она, однако, обеспечивала возможность управляемого полёта в очень благоприятных условиях.

Некоторый прогресс в судьбе дирижаблестроения произошел в 1897 году, когда немецкий изобретатель Герман Вельферт поставил на свой аппарат бензиновый двигатель. В этом же году австриец Давид Шварц приступил к разработке жесткого цельнометаллического дирижабля. Над воздушным кораблем собственной конструкции в это время уже работал и граф Фердинанд фон Цеппелин.

И вот на Цеппелине стоит остановиться подробнее. Страсть к воздухоплаванию поселилась в душе прусского офицера после первого полета на воздушном шаре, который ему довелось совершить еще во время гражданской войны в Соединенных Штатах. Десять лет спустя, когда прусская армия осадила Париж, он снова пересёкся с воздушными шарами, массово применявшимися французами для отправки писем в город и из него. Полностью зависящие от ветра аэростаты часто падали прямо на прусские штыки… Но совсем не обязательно падали. А больше-то немцы ничего не могли сделать, – полёт проходил на высоте, делавшей огонь с земли бесполезным. Вот, если бы у нас был управляемый воздушный корабль, думал тогда Цеппелин, коммуникацию легко удалось бы пресечь.

Дирижабль Велферта
Дирижабль Велферта

...Но из рассказанного выше уже можно понять в чём засада. Управляемость полёта подразумевает его высокую (а по меркам XIX столетия огромную) скорость, –от 60 километров в час. Ибо такова характерная скорость движения воздушных масс. Чтобы двигаться управляемо, – куда надо, а не куда ветер несёт, – дирижабль должен иметь скорость выше скорости ветра… Посмотрев же на картинки, даже на чистой интуиции можно понять, что проблема тут не в мощности двигателя. Дирижабли мягкого типа (все упомянутые относились к нему) просто не могли быть управляемыми.

«Мягкий» дирижабль, это вытянутой формы аэростат, под которым на верёвках подвешена гондола. И гондола, на которой размещены рули и двигатели, жёстко не связана с баллоном, а просто пытается тянуть его за собой… Удовлетворительно работать это не может.

Более-менее рабочей была лишь полужёсткая схема. Дирижабль строился вокруг жёсткой балки – киля. Сверху к ней крепилась оболочка наполняемая газом, с прочих же сторон – гондола, двигатели и рули. Получалось, в принципе, практично, – на земле дирижабль сдувался и закатывался в узкий длинный ангар. Но – высокое лобовое сопротивления позволяло развить скорость на нижнем пределе управляемости полёта.

Понимая всё это, выйдя в отставку граф Цеппелин начал конструировать дирижабль жёсткого типа. Основой такого аппарата являлся цилиндрический «скелет» из металлических или деревянных шпангоутов. Снаружи к «ребрам» скелета присоединялись моторы и рулевые лопасти. А внутри каркаса располагались емкости с водородом. Наилучшим материалом для их изготовления считалась «золотая кожа» – оболочка слепой кишки крупного рогатого скота. «Золотая кожа» в сочетании с внешней обшивкой из алюминиевого листа практически исключали утечку летучего газа.

Конструкция получалась сравнительно с другими дирижаблями очень тяжёлой. Но только она позволяла создать обтекаемый аппарат с высокой скоростью. Кроме того, двигатели и рули выгоднее всего было располагать на самой «сигаре», а не под ней. Такое было возможно только для аппаратов жесткой конструкции.

Получив отказ в официальных инстанциях, Цепеллин начал строить воздушный корабль за собственный счет. И построил, – быть графом во многих случаях оказывается очень полезно. В 1900 году в небо поднялся первый дирижабль его конструкции. За ним последовали второй, третий, четвертый… Наконец, в 1908 году 136-метровый аппарат Цепеллина «воздухоизмещением» 15000 кубических метров совершил полет с королем и королевой Вюртембергскими на борту. А уже в 1910 году в Германии было разрешено использовать дирижабли для регулярных пассажирских перевозок.

...А дальше началась война, – но дирижабли в бою это уже другая история.