Найти в Дзене
"о Женском" онлайн-журнал

«Страшная как чёрт», а покорила сердце красавца с первой встречи: Кира Крейлис-Петрова

В фильмографии этой артистки не так много главных ролей, но каждое её появление на экране становилось настоящим бенефисом, затмевающим собой порой и ведущих исполнителей. Она, обладая искромётным комедийным даром, долгое время оставалась недооцененной кинематографом, словно драгоценный камень, ждущий своего часа.

Кира Крейлис-Петрова
Кира Крейлис-Петрова

В юности, словно героиня романтической новеллы, она смогла покорить сердце будущего супруга всего за один вечер, и их союз, полный любви и взаимопонимания, продлился без малого полвека – сорок пять лет.

Главной страстью Киры было дарить людям смех, и она сама неустанно хохотала над жизнью, будь то времена бедности или период неожиданного нагрянувшего на неё богатства.

Нашу героиню нисколько не задевало, а скорее забавляло, когда её называли «последней комической старухой», она видела в этом особый комплимент. В откровенном интервью для программы «Ты не поверишь!» на телеканале НТВ, красавица-актриса с неподражаемой самоиронией заявила, что осознает свою нетипичную внешность, заявив, «Я страшная как чёрт». Кира Крейлис-Петрова никогда не считала себя писаной красавицей, но именно комедийный талант всегда был её главным оружием, призванием и радостью – смешить публику.

Блокадные годы навсегда врезались в память харизматичной актрисы ощущением всепоглощающего голода, и, что возможно, более ужасно, прививкой равнодушия к чужой боли, к трагедиям, разворачивающимся вокруг, которые невозможно было пропустить через себя, иначе не выжить. Слишком много горя обрушилось на город, слишком много смертей было вокруг. Всю свою жизнь актриса несла в сердце убеждение, что забвение недопустимо, и говорить о войне необходимо лишь правду, без прикрас, чтобы это никогда не повторилось.

Отец Киры отправился на фронт, а она вместе с матерью и старшей сестрой Надеждой осталась в осаждённом Ленинграде. Девочка своими глазами видела смерть, голод и отчаяние, а мать, словно ангел-хранитель, старалась помочь каждому, кто нуждался в поддержке. Если видела упавшего на улице человека – не проходила мимо, обязательно подходила, помогала подняться, а если нужно, то и до дома провожала.

В те страшные дни многие падали на улицах, обессиленные голодом и морозом. Семья выстояла, отец вернулся с фронта живым, и, казалось бы, должна была наступить счастливая пора, однако жизнь продолжала оставаться суровой и полной испытаний.

В детстве Кира мечтала о карьере скрипачки и готовилась к поступлению в консерваторию. Педагог музыкальной школы отмечала её незаурядный талант, но природная лень и непоседливый характер мешали девочке добиться значительных успехов. Она постоянно находила оправдания для невыученных музыкальных произведений, а если оправданий не было, то начинала импровизировать, кривляться и шутить так заразительно, что учительница порой не могла сдержать смех сквозь слезы.

Но судьба распорядилась иначе. В Ленинград приехали преподаватели из легендарной Школы-студии МХАТ, и Кира, как и сотни других юных ленинградок, решила попытать счастья на прослушивании. Увидев нарядных, уверенных в себе и поразительно красивых ровесниц, Кира, никогда не отличавшаяся особой привлекательностью, ощутила себя неуютно и застенчиво. В своем скромном, не новом платье, она почувствовала себя перед строгой комиссией гадким утенком.

Когда наша героиня объявила, что собирается читать известную басню «Ворона и лисица», педагоги устало переглянулись, тяжело вздохнув, ведь за этот день они услышали её уже не один десяток раз. И тут в Кире вдруг взыграло озорство и артистическое упрямство! Она начала декламировать басню, придавая каждому слову комический оттенок, хохоча до слез и заражая своим смехом всю аудиторию. Из множества претенденток в тот день выбрали только её, единственную и неповторимую.

После окончания обучения перед молодой актрисой открывались блестящие перспективы. Ей предлагали остаться в столице, приглашали в престижный Театр Советской Армии. Однако сердце Киры рвалось в родной Ленинград, по которому она безумно тосковала. Но, вернувшись в северную столицу и обойдя все театральные подмостки города, девушка пришла в отчаяние – места для неё нигде не нашлось. В минуты глубокой печали и растерянности она написала письмо в Сахалинский драматический театр, и, о чудо, там оказались готовы принять её в свою труппу.

За несколько недель до отъезда раздался неожиданный звонок в дверь. Когда актриса открыла её, на пороге стоял молодой мужчина, настоящая статуя античного героя — высокий, статный, с проницательным взглядом. Он внимательно осмотрел её с ног до головы, а затем, с лёгкой улыбкой, задал вопрос: действительно ли перед ним та самая Кира Петрова, собирающаяся ехать на Сахалин?

Получив утвердительный ответ, он представился — Яков Крейлис, недавний выпускник Ленинградского театрального института. Он сообщил, что едет в тот же театр, предложил отправиться вместе, чтобы дорога не казалась такой бесконечной. Наша героиня, немного поколебавшись, пригласила нового знакомого в дом. Чай, непринуждённый разговор, лёгкие шутки — вечер пролетел незаметно.

За чашкой горячего напитка он успел рассказать свою непростую историю. Родился и вырос в обеспеченной семье в Риге: отец владел варежным заводом, в распоряжении семьи была роскошная усадьба. Однако судьба распорядилась жестоко. Отец погиб, сёстры уехали учиться в Англию. Затем пришла новая власть, и дом, что когда-то был наполнен уютом и радостью, превратился в пустую развалину. Семью раскулачили, мать с сыновьями посадили в товарный вагон и отправили в холодные края. В дороге она умерла, а братья оказались в детском доме.

Но судьба улыбнулась им: их взяла под опеку адвокат. После войны братья вернулись в Ригу и обнаружили оставленные матерью золотые монеты — это стало их спасением. Позже Яков отправился в Ленинград, где жила тётка. Там закончил театральный институт, а теперь вот стоял перед Кирой и был готов отправиться на Сахалин. В первый же вечер наша героиня и красавец Яков стали друзьями. А дальше, долгая дорога, разговоры до рассвета, смех, вальс на перроне под музыку, звучавшую лишь в их сердцах. Они понимали друг друга без слов. Их объединяли не только сцена и мечты, но и редкая гармония душ.

На Сахалине они поселились в одной комнате, однако между ними царило уважение. Они были воспитаны в строгости, поэтому никаких вольностей не допускали. Во время гастролей — разные номера, в быту — сдержанная забота друг о друге.

Со временем чувства обрели форму, и молодые люди поженились. Теперь актриса носила двойную фамилию. В театре ей доверяли серьёзные роли, а вот карьера Якова не складывалась. Тогда они приняли решение вернуться в Ленинград.

Поселились в крохотной комнате коммунальной квартиры вместе с матерью актрисы. Работу найти оказалось непросто. Недолгое время она служила в Малом театре, но вскоре её сократили. Лишь Зиновий Корогодский пообещал место в ТЮЗе. Однако незадолго до выхода на сцену артистка узнала, что ждёт ребёнка.

Новость была радостной, но непростой. Она чувствовала себя неважно, однако до последнего выходила на сцену. Врачи настаивали на прерывании беременности, предупреждали о рисках, но такой вариант даже не рассматривался. Кира родила дочь и вскоре вернулась в театр.

Жили они очень скромно. Яков работал режиссёром на телевидении, зарплата была невысокой, да и у актрисы доход оставлял желать лучшего. Она даже тайком от мужа сдавала кровь как донор — не ради денег, а чтобы получить бесплатный обед.

Он бы не позволил, узнай Яков об этом. Но она воспринимала это как маленькую хитрость ради семьи. Однако, несмотря на непростые условия, супруги никогда не ссорились, жили в полном согласии, радовались каждому дню, воспитывали дочь.

В эпоху перемен Яков смог увидеть сестёр, живших за океаном. Отправился в Канаду вместе с женой, но она вскоре вернулась — её ждал театр. А он остался, раздумывая, стоит ли задержаться подольше. Предложения о работе были, но мысли тянули его назад.

Кира Крейлис-Петрова с мужем
Кира Крейлис-Петрова с мужем

Тогда актриса написала мужу письмо: если он чувствует, что нашёл себя там, пусть остаётся. Однако он не смог представить жизнь без неё. Вернулся. Такого чувства, как у них, не разрушить ни расстоянием, ни временем.

После распада Союза Латвия вернула семье их недвижимость. Супруги стали владельцами внушительного, но пришедшего в запустение имущества. Яков получил латвийское гражданство, пытался привести дом в порядок, но это требовало времени и сил.

Актриса при любой возможности приезжала в Ригу. Муж тоже много времени проводил в Санкт-Петербурге. Но вскоре его не стало.

После потери супруга жизнь актрисы резко изменилась. Она с головой ушла в творчество. Именно в эти годы на неё обрушился настоящий успех — роли в театре, съёмки в кино.

Первую главную роль сыграла в весьма почтенном возрасте. А зрители узнали и полюбили её после фильмов, где она создала образы, тронувшие сердца.

Но в душе её жила боль. Она признавалась: если бы он пил, обижал её, изменял — было бы легче. Тогда не казалось бы, что с уходом Яши исчезло всё.

Актриса прожила без него долгие годы, но ни дня не прошло, чтобы она не вспоминала любимого, не перечитывала его письма.