Найти в Дзене
Записки на дежурстве.

Три короткие истории, рассказанные акушеркой Александрой.

Начало тут: Взрослая жизнь акушерки Саши началась с дородового отделения клиники акушерства и гинекологии ВМА. Разумеется, сам по себе выход на работу квалификации не прибавляет, и осознавая это, Саша при каждой возможности старалась учиться у более опытных коллег. Например, брала кровь и ставила катетеры всем, кто давал ей допуск к своим венам. Поначалу многие доброжелательно шли навстречу молодой коллеге, но так как получалось у нее пока что через раз, а синяки оставались внушительные, очень скоро энтузиастов поубавилось. И только одна ее сокурсница, по иронии судьбы устроившаяся на другое отделение той же клиники, шла ей навстречу, на условиях взаимности: ей тоже нужно было учиться. Каждую совпадающую смену они честно тренировались друг на друге и вскоре это принесло свои плоды: звать на помощь при работе с венами Саша довольно быстро перестала. Все прочие акушерские премудрости она осваивала по мере возникновения задач и постепенно набивала руку во всем: и в постановке мониторов

История первая. Сюрприз.

Начало тут:

Взрослая жизнь акушерки Саши началась с дородового отделения клиники акушерства и гинекологии ВМА.

Разумеется, сам по себе выход на работу квалификации не прибавляет, и осознавая это, Саша при каждой возможности старалась учиться у более опытных коллег.

Например, брала кровь и ставила катетеры всем, кто давал ей допуск к своим венам. Поначалу многие доброжелательно шли навстречу молодой коллеге, но так как получалось у нее пока что через раз, а синяки оставались внушительные, очень скоро энтузиастов поубавилось. И только одна ее сокурсница, по иронии судьбы устроившаяся на другое отделение той же клиники, шла ей навстречу, на условиях взаимности: ей тоже нужно было учиться. Каждую совпадающую смену они честно тренировались друг на друге и вскоре это принесло свои плоды: звать на помощь при работе с венами Саша довольно быстро перестала.

Все прочие акушерские премудрости она осваивала по мере возникновения задач и постепенно набивала руку во всем: и в постановке мониторов, и в подготовке к операциям, и в оказании экстренной помощи. Все ей было важно и интересно, и однажды ее любопытство серьезно изменило судьбу пациентки.

Та женщина поступила в сроке 37 недель с диагнозом «поперечное положение плода, крупный плод».

И тут стоит пояснить.

До определенного срока беременности будущий человек крутится в мамином животе, как хочет и меняет положение сотню раз в день. Места достаточно, а околоплодные воды, создавая эффект невесомости, позволяют с комфортом располагаться как угодно-хоть вдоль, хоть поперек.

Приблизительно до 32 недели беременности акушеры интересуются этими выкрутасами умеренно, а вот чем дальше-тем это становится важнее.

Считается, что к 36 неделе плод должен занять стабильное положение и очень желательно, чтобы оно было продольным. Головка малыша (реже-попа) при этом находятся внизу, ближе к «выходу» - и в такой ситуации чаще всего возможны естественные роды, которые благополучно и случаются, если им не мешает что-нибудь еще.

А вот поперечное положение в больших сроках явление довольно редкое, ведь технически в матке удобнее лежать вертикально. И уж если поперечное положение сохраняется долго, то значит-этому есть некая причина, и сама она не устранится. Но даже если такой причины нет и это случайность, то чем больше срок беременности-тем ребенок крупнее, а места в матке, соответственно-меньше. И шансы повернуться правильно тают с каждым днем.

Ну а в нашем случае мало того, что поперечное было устойчивым, так еще и крупный плод по данным УЗИ-диагностики.

Говоря человеческим языком: шансов на спонтанный поворот в доношенном сроке даже не ноль, а скорее-минус один.

Именно поэтому беременную госпитализировали в 37 недель, с целью подготовки на плановое оперативное родоразрешение.

Согласно протоколу, в отделении ей взяли все нужные анализы, провели все положенные исследования и назначили день операции.

С вечера накануне дня «Х» пациентке сделали клизму, помогли собрать нужные вещи, по очереди провели беседы дежурный акушер-гинеколог и анестезиолог, строго предупредили про «не есть-не пить», да и отправили спать.

Операция была назначена на 10 утра, в 9.30 женщину нужно было отвезти в операционную.

Но в 8.45 на работу пришла Саша.

Принимая смену она, конечно, обратила внимание на пометку об операции и разумеется, сунула нос в историю-профессиональное любопытство.

А там в диагнозе-поперечное положение плода. Вот это да, такая редкость!

И Саша немедленно пошла в палату, чтобы потрогать это чудо руками- за всю студенческую практику она видела такие ситуации всего пару раз, и конечно, желала обогатить свой профессиональный опыт.

Будущая мама, уже полностью готовая ехать в операционную (не ела/не пила, в одноразовую «ночнушку» и специальные чулки-одета, на голове-косынка, на ногах-бахилы), лежала в своей постели и ждала, когда ее заберут. Родственники в курсе, гороскопы и молитвы прочитаны, пальцы «крестиком»-короче, низкий старт.

И тут-Александра: а разрешите, пожалуйста, Ваш живот потрогать?

Женщина была настроена вполне доброжелательно, а еще -заметно нервничала перед предстоящим событием, поэтому компания участливой и позитивной Саши ей оказалась по душе. И она охотно разрешила уделить себе внимание.

Саша вымыла руки, попросила пациентку оголить живот и приступила к осмотру…в результате которого усомнилась в своей квалификации. Все дело в том, что над входом в малый таз (то есть, в переводе с акушерского языка-на человеческий, внизу живота), явственно ощущалась плотная часть плода. И, судя по всему-это была головка.

Находка вполне подходила под описание «положение плода продольное, предлежание головное», но ведь в истории было совсем не так? Совершенно сбитая с толку, Саша посмотрела/пощупала снова, и повторно пришла к тому же выводу-головное. А чтобы удостовериться лучше, прикатила монитор КТГ и прослушала сердцебиение. Которое ясно и ритмично звучало именно там, где ему и положено быть при правильном положении плода в матке.

И никакого поперечного не наблюдалось вовсе.

-2

Саша вспотела. Пациентку подавать на операцию через 10 минут, врачи на конференции и в операционную пойдут прямо оттуда, но ведь получается, что это ошибка? Выходит, операция не нужна? Что же делать?

В смятении она обратилась к опытной коллеге, которую меняла-посмотри, пожалуйста!

Та неохотно поплелась в палату: ох уж мне эти энтузиастки! Домой уйти не дадут! И что я вообще тут делаю, уже 20 минут как сдала смену!

Но все же пошла и посмотрела. И вывод был такой же-четко: продольное, головное. Не может быть, но ведь есть!

Было ясно, что ехать в операционную не нужно, но отменять операции вовсе не в компетенции акушерок, поэтому следовало найти какого-нибудь врача.

Врач нашелся быстро, но случайно-он как раз приехал в свой выходной, навестить свою пациентку.

Ему обрисовали ситуацию и он, хоть и не горел энтузиазмом, но тоже пошел посмотреть.

А уж когда и он убедился, что никакого поперечного нет- то уже сам, конечно, сообщил и в операционную, и лечащему.

Обалдевшей женщине сделали контрольное УЗИ, где уже официально удостоверились: продольное, головное.

А еще вчера было поперечное, и это не было ошибкой.

Это было чудесным исключением из правил, малыш взял-да и перевернулся ночью перед операцией.

Так очень редко, но бывает.

Мама потом вспомнила, что действительно живот пол-ночи ходил ходуном, но она решила, что это из-за ее переживаний.

Операцию конечно отменили, а женщину успокоили, поздравили и выписали домой.

Откуда она и приехала еще спустя две недели, уже со схватками, в результате которых самостоятельно и благополучно родила своего пупса.

Вот так неопытность плюс любознательность нередко приводят к открытиям.

И да: в чудеса нужно верить, тогда они чаще случаются.

Продолжение: