Найти в Дзене

Режим труда и отдыха водителей большегрузов: правила, тахограф, нарушения

Оглавление

Водители большегрузных автомобилей (дальнобойщики) работают в особых условиях, требующих строгого соблюдения режима труда и отдыха. Эти правила установлены для безопасности на дорогах и предотвращения переутомления. В статье разберем:

В России (по закону № 386-ФЗ и Приказу Минтранса № 273)

Тахограф должен быть установлен на:

Грузовые автомобили

  • Массой свыше 3,5 тонн (категория C, C1, CE).
  • Используемые для коммерческих перевозок (даже если это ИП или самозанятый).

Пассажирские транспортные средства

  • Автобусы с 8 и более пассажирскими местами (категория D, D1).
  • Включая маршрутки, туристические и междугородние автобусы.

Исключения (когда тахограф не нужен)

  • Военная и спецтехника (МВД, ФСБ, МЧС).
  • Учебные автомобили (не используемые для коммерческих перевозок).
  • Автомобили старше 30 лет (не коммерческие).
  • Транспорт для коммунальных и аварийных служб.
  • Грузовики до 3,5 тонн (категория B).
Тахограф
Тахограф
Карта СКЗИ для тахографа
Карта СКЗИ для тахографа
Распечатка с тахографа
Распечатка с тахографа

  • Что такое режим труда и отдыха водителя?
  • Как работает тахограф и зачем он нужен?
  • Как заполнять тахограф при поломке?
  • Ответственность за нарушения.

1. Режим труда и отдыха водителей большегрузов

Правила регулируются Приказом Минтранса № 15 от 20.08.2004 (в России) и Европейским соглашением ЕСТР (для международных перевозок).

Основные нормы (для РФ)

  • Максимальное время управления за сутки9 часов (допускается увеличение до 10 часов не более 2 раз в неделю).
  • Максимальное время управления за неделю56 часов.
  • Еженедельный отдыхне менее 45 часов подряд (можно разбить на две части: минимум 24 часа + 21 час).
  • Перерыв в течение сменыне менее 45 минут (можно разбить на 15 + 30 минут).
  • Ежедневный отдыхне менее 11 часов (можно сократить до 9 часов не более 3 раз в неделю).

2. Тахограф: что это и как работает?

Тахограф – это бортовой прибор, который фиксирует скорость, пробег и режим работы водителя. Он обязателен для грузовиков от 3,5 тонн и автобусов от 8 мест.

Виды тахографов

  • Аналоговые (шайбовые) – устаревшие, постепенно выводятся из оборота.
  • Цифровые (с чипом) – современные, соответствуют требованиям ЕСТР и РФ.

Как работает тахограф?

  1. Водитель вставляет личную карту (с чипом).
  2. Прибор автоматически записывает:
    Время движения и стоянки.
    Скорость и пробег.
    Нарушения режима.
  3. Данные хранятся 28 дней (в памяти тахографа и на карте).

Что проверяет инспектор?

  • Соответствие времени вождения нормам.
  • Наличие и исправность тахографа.
  • Корректность заполнения данных.

3. Что делать, если тахограф сломался?

Если тахограф вышел из строя, водитель обязан:

  1. Зафиксировать неисправность в бортовом журнале (указать дату, время, причину поломки).
  2. Ручной ввод данных (на цифровом тахографе есть режим ручного заполнения).
  3. В течение 7 дней отвезти автомобиль в сервисный центр для ремонта.

Как заполнять тахограф вручную?

  1. Включить режим "Ручной ввод".
  2. Указать:
    Периоды управления ТС.
    Перерывы и отдых.
    Причины отсутствия автоматической записи.
Пример заполнения ленты тахографа вручную, поля для заполнения обычно имеются на обратной стороне ленты тахографа
Пример заполнения ленты тахографа вручную, поля для заполнения обычно имеются на обратной стороне ленты тахографа

Важно! Если тахограф не работает, а данные не зафиксированы – это нарушение (штраф до 10 000 руб. для водителя и 50 000 руб. для компании).

4. Ответственность за нарушения

1. Отсутствие тахографа

  • Для водителя: Штраф от 3 000 до 5 000 рублей.
  • Для компании (юридического лица или ИП): Штраф от 50 000 до 100 000 рублей.
    Примечание: Если транспортное средство подпадает под обязательное оснащение тахографом, но прибор отсутствует или не соответствует требованиям, это считается грубым нарушением.

2. Нарушение режима труда и отдыха

  • Для водителя: Штраф от 1 500 до 2 000 рублей.
  • Для компании: Штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
    Примечание: Инспектор может проверить данные тахографа и выявить превышение допустимого времени управления ТС без отдыха.

3. Подделка или вмешательство в работу тахографа

  • Для водителя: Штраф от 5 000 до 10 000 рублей.
  • Для компании: Штраф от 100 000 до 200 000 рублей.
    Примечание: Сюда относятся попытки "отматывать" пробег, блокировать запись данных, использование чужих карт водителя.

4. Просроченная или недействительная карта водителя

  • Для водителя: Штраф 3 000 рублей.
  • Для компании: Штраф 50 000 рублей.
    Примечание: Карта тахографа имеет срок действия (обычно 3 года), и ее необходимо своевременно менять.

5. Дополнительные санкции

  • При повторных нарушениях штрафы увеличиваются.
  • В некоторых случаях возможна приостановка деятельности компании (до 90 дней).
  • Для международных перевозчиков нарушения могут привести к запрету въезда в страны ЕС.

Как водители пытаются обмануть тахограф?

(1) Использование "левых" карт водителя

  • Схема: Водитель ездит с чужой картой (например, коллеги или поддельной).
  • Обнаружение:
    Инспектор сверяет ФИО на карте с документами.
    Данные с карты не совпадают с маршрутом или временем работы.

(2) "Магнит" или отключение датчика движения

  • Схема: На датчик скорости вешают магнит, чтобы тахограф не фиксировал движение.
  • Обнаружение:
    Тахограф пишет "ошибку датчика".
    При проверке видно, что пробег не меняется, а время работы – да.

(3) Подмена данных вручную

  • Схема: Водитель вручную вводит ложные данные (например, что стоял, хотя ехал).
  • Обнаружение:
    Нестыковки в записях (например, движение без открытия двери).
    GPS-трекер показывает реальный маршрут.

(4) Две карты водителя (смена в пути)

  • Схема: Водитель использует две карты, чтобы "делить" смену и не превышать лимит.
  • Обнаружение:
    Время переключения карт подозрительно частое.
    Нет логичных стоянок (например, карты меняются на ходу).

(5) "Сон с включенной картой"

  • Схема: Водитель оставляет карту в тахографе, но не ведет ТС (например, спит в кабине).
  • Обнаружение:
    Нулевой пробег при работающем двигателе.
    Камеры на постах фиксируют стоянку.

Вывод

Соблюдение режима труда и отдыха – обязательное требование для дальнобойщиков. Тахограф помогает контролировать эти нормы и избегать штрафов. Если прибор сломался, важно своевременно вносить данные вручную и ремонтировать его в течение недели.

Следите за графиком, отдыхайте вовремя – это залог безопасности на дороге! 🚛💨