Найти в Дзене
Вещи и сны

Образ бурсы - реальная основа сюжетостроения повести «Вий» Н.В. Гоголя

В русской литературе первой трети 19 века наблюдается тенденция обращения к народности, к национальным корням. Малороссы не остались в стороне от этого общественного движения. Стали активно записываться сказки, появляется опыт собрания старинных малороссийских песен Н.А. Цертелева (1819 г.). То есть, на рубеже второго и третьего десятилетия прошлого века обостряется интерес ко всему малороссийскому». Н.И. Надеждин отмечал, что «для русских писателей «Малороссия должна была сделаться заветным ковчегом, в коем сохраняются живейшие черты славянской физиономии и лучшие воспоминания славянской жизни». Повесть «Вий» сочетает в себе фантастику и реальность. Начало повести - исключительно реалистическое описание Бурсы. Но Гоголь не был первооткрывателем этой темы. До него к ней обращался «земляк и предтеча» - В.Т. Нарежный, который стоял у истоков классического русского романа. Из всего творчества В.Т. Нарежного нас будут интересовать два произведения: Бурсак, Малороссийская повесть», написан
Оглавление

В русской литературе первой трети 19 века наблюдается тенденция обращения к народности, к национальным корням. Малороссы не остались в стороне от этого общественного движения. Стали активно записываться сказки, появляется опыт собрания старинных малороссийских песен Н.А. Цертелева (1819 г.). То есть, на рубеже второго и третьего десятилетия прошлого века обостряется интерес ко всему малороссийскому». Н.И. Надеждин отмечал, что «для русских писателей «Малороссия должна была сделаться заветным ковчегом, в коем сохраняются живейшие черты славянской физиономии и лучшие воспоминания славянской жизни».

Вий Художник: Новиков Эдуард
Вий Художник: Новиков Эдуард

Повесть «Вий» сочетает в себе фантастику и реальность. Начало повести - исключительно реалистическое описание Бурсы. Но Гоголь не был первооткрывателем этой темы. До него к ней обращался «земляк и предтеча» - В.Т. Нарежный, который стоял у истоков классического русского романа.

Из всего творчества В.Т. Нарежного нас будут интересовать два произведения: Бурсак, Малороссийская повесть», написанная в 1824 году и отчасти роман 1825 года «Два Ивана или страсть к тяжбам».

В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и другие критики причисляют «Двух Иванов <...>» к лучшим произведениям В.Т. Нарежного. Прежде всего, внимание исследователей в романе приковывается к тому, что «некоторые описания и детали в этом произведении предвосхитили <...> - история тяжбы в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», но здесь важно будет сравнить ночное путешествие философов с путешествием бурсаков в «Вие».

Странствие философов из бурсы

Странствие философов из бурсы, Короната и Никанора, было предпринято для того, «чтобы «поутру обнять своих родителей, с коими они не виделись целые десять лет».

В «Вие» Н.В. Гоголя действие происходит во время с июля месяца, когда обыкновенно бурса распускалась по домам.

Коронат и Никанор собирались обмануть незнакомца и представиться дьяконовскими детьми из Полтавы: «Пользуясь вакантными днями, расхаживаем по полям и лесам, по городам, хуторам и селам, поем православным душеполезные стихи и говорим вече: сим средством стараемся собрать, однако столько, чтоб по возвращению в домы можно было одеться в новое платье».

У Н.В. Гоголя - бурсаки «тотчас сворачивали с большой дороги и, приблизившись к хате, <...> становились под окнами в ряд и во весь рост начинали петь кант <...>. И целая миска вареников валилась в мешок <...>».

В общем, можно увидеть некий общий сюжет: бурсаки у Нарежного сбились с пути во время странствования, долго не могли найти дороги, но потом набрели на кибитку. Далее, вроде бы, тоже начинается встреча с чем-то фантастическим: «Тут философы увидели, что войлок пошевелился, послышалась зевота, медленно две ноги показалось; сейчас послышался басистый голос <...> и еще две ноги выставились». Философы приняли это нечто с четырьмя ногами за нечистую сил и начали даже читать молитву, но потом оказалось, что это было всего-то два человека под одним войлоком.

Но еще более тесные параллели наблюдаются в повести «Бурсак».

Критика отмечала, что «наиболее реальны и ярки в романе «Бурсак» живые, верные действительности картины бурсы и типы бурсаков». В литературе неоднократно указывалось, что Гоголь при создании сцен бурсацкой жизни опирался на этот роман Нарежного. В.Г. Белинский, отмечая, «неудачу в фантастическом, отмечал как раз удачу Гоголя в описании картины малороссийских нравов описания бурсы», и говорил о том, что она (бурса) «немного напоминает бурсу Нарежного».

О влиянии Нарежного на Н.В. Гоголя писали: В.Г. Петров (комментарий к «Вию»), А. Григорьев (в статье «Западничество в русской литературе»), А. Галахов. А.М. Докусов указывает, что подробный анализ совпадений в текстах был проведен Ю.М. Соколовой и Н. Белозерской.

Как и в «Вие», в «Бурсаке» бурсе посвящены первые страницы произведения. Сын дьячка Варуха - Неон Хлопотинский был отдан «набираться мудрости в семинарии и жить в тамошней бурсе». Нарежный объясняет, что бурса - это избы, в которых проживают, учащиеся школьники (у Гоголя этого объяснения нет).

Вий Художник: Новиков Эдуард
Вий Художник: Новиков Эдуард

Бурса - это особый мир

Бурса - это некий особый мир со своими законами. Это мир, где «почтенное сословие бурсаков образуют в малом виде великолепный Рим».

Нарежный дает развернутую характеристику этому братству. Во главе - консул и сенат, который состоит из богословов и философов. В подчинении у них ликторы - это риторы, использующиеся для исполнения сенатских приговоров; целлеры - поэты, которые употреблялись на посылки, и плебеяне - простой народ.

У Гоголя мы также видим сенат: из философов и богословов, грамматиков и риторов на посылках. Помимо этого, в «Вие» есть еще «авдиторы - ученики старших классов, которым поручалось проверять знания товарищей» и цензоры, «обязанные смотреть за порядком и нравственностью всего учащегося сословия». В повести «Тарас Бульба» еще указывается, что ликторы по приказанию пороли своих консулов.

Бурса - это не храм науки. Каждый занимался тем, чем хотел. У Нарежного: «четыре (человека) уже усланы для закупки вещей, нужных к ужину, а остальные заняты были различным образом. Иной басил ужасным голосом духовную песню; некоторые боролись и бились на кулаках; словом, всякий делал что хотел, при всем том один другому не мешал».

У Гоголя «авдиторы выслушивали своих учеников, звонкий дискант грамматика попадал как раз в звон стекла <...> в углу гудел ритор <...>. Он гудел басом, и только слышно было издали: бу, бу, бу, б...».

Бурса в то время была очень популярным местом. Богатые люди отдавали туда в учение своих детей. Отдал своих детей в бурсу и Тарас Бульба. Гоголь говорит о том, что «тогдашний род учения страшно расходился с образом жизни <...> эти тонкости <...> никогда не применялись, не повторялись в жизни <...>». Однако Неон Хлопотинский твердо знает, зачем он учится в бурсе. У Нарежного есть замечание. Что в семинарии обучается много дворянских и купеческих сыновей, которые никогда не думают быть дьяконами», то есть таких, как Остап и Андрий.

Одно из основных сходств в описании является то, что всех бурсаков нещадно секли.

За прилежание бьют, и за ленность бьют

Секли за непослушание: когда Остап сбежал, «Его возвратили, высекли страшно <...>».

Секли и за послушание: «Остап Бульба, несмотря на то, что начал с большим старанием учить логику и даже богословие никак не избавлялся неугомонных розг» . В «Вие» доставалось тоже всем: секли «розгами по пальцам риторику, в другом классе другой профессор отделывал деревянными лопатками по рукам философию». Неон Хлопотинский удивился тому, что «здесь бьют по рукам лопатками за излишнее внимание и прилежность и решил, что учиться не стоит. Но каково же было его удивление, когда учитель после урока велел протянуть руки и разнять ладони; после чего влепил в каждую по дюжине ударов лопаткою. «Что за диковинная вещь!» - удивился Неон. «За прилежание бьют, и за ленность бьют».

Но бурсаки скоро привыкали к побоям, гораздо чувствительнее для них было постоянное чувство голода. «Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. Торговки, сидевшие на базаре, всегда закрывали руками свои пироги, бублики, семики из тыкв <...>, если только видели проходившего бурсака» . В «Вие» торговки зазывают к себе покупателей, хвалят товар. «Но философов и богословов они боялись зазывать, потому что философы и богословы всегда любили брать только на пробу и при том целой горстью». Чужие огороды были для бурсаков одним из постоянных источников дохода.

В «Вие»: «Сенат отправлял грамматиков и риторов, под предводительством одного философа, а иногда присоединялся и сам с мешками на плечах опустошать чужие огороды. И в бурсе появлялась каша из тыкв. Сенаторы объедались арбузов и дынь. О дерзких предприятиях - обворовать чужой сад или огород - говориться и в Тарасе Бульбе. Но более подробно, этот вид промысла описан у В.Т. Нарежного: консул Сарвиг предлагает бурсакам «на вечер сварить кашу тыквенную» - это значит, что ночью они «залезут в ближайший огород и будут рвать там тыквы <...>». Это путешествие в чужой огород во многом определило судьбу героя.

Еще одним промыслом бурсаков Нарежный называет «пение под окнами мирян песен церковных <...> или в проворстве рук. Но если воровство происходило редко, то пение, можно сказать, было основным источником дохода. Это была работа. Заработанную плату они получали мукою, свиным салом, птицами, зеленью <...> и отчасти деньгами». У Гоголя таким промыслом бурсаки занимаются по пути домой на кондиции: «как только завидывали в стороне хутора, тотчас сворачивали с большой дороги и, приблизившись к хате <...> становились перед окнами в ряд и во весь рот начинали петь кант. <...> целая миска вареников валилась в мешок. Порядочный кус сала, несколько паляниц, а иногда и связанная курица помещались вместе».

В общем, при первом же чтении произведений («Тарас Бульба», «Бурсак <...>», «Вий»), становится ясно, что описывается один и тот же объект.

Тема бродячего бурсака была распространена в вертепной интермедии, Вообще, бурсачество было неотделимой частью общества на Украине, И. Франко рассказывает, что «среди буйного и пестрого люда, который шатался по Украине, специфическую прослойку составляли изголодавшиеся школяры и бурсаки».

«Во время летних вакаций, по праздникам, особенно на Рождество и на Пасху, они бродили из дома в дом, то села к селу, зарабатывая на хлеб насущный пением кантов. Они - голодные, холодные, бесприютные - далеко не всегда могли служить образцом.

Именно таких бурсаков мы видим у В.Т. Нарежного и у Н.В. Гоголя. Поэтому, можно сделать вывод, что «переклички и совпадения обуславливались, прежде всего, общностью этнографической и культурной почвы». Об этом же говорит В. Перетц, объясняя совпадения Гоголя с Квиткой и Нарежным, общностью источников: анекдотов, данных народного быта, народных преданий.

Повествование о бурсе во всех трех произведениях читается как рассказ об одной и той же, где учились и Хома Брут, и Остап, и Андрий, и Неон Хлопотинский. Тексты дополняют друг друга и дают нам развернутое представление о бурсацкой жизни. Котляревский говорит о том, что в «тогдашней литературь не было памятника въ котором бы жизнь бурсаков <...> были бы очерчены такъ кратко, ярко и вмьсть с тьмъ правдиво», как у Гоголя.

Да, действительно, текст «Вия», несомненно, выигрывает по сравнению с текстом Нарежного, но как сказал А. Галахов: «за Нарежным остается честь почина в ознакомлении читателей, с предметом до него почитавшимся не достойным литературной сферы, или карикатурно выходившим на сцену в одних пасторальных пиесах».

Нарежный - «предтече Гоголя», говорит Гончаров. «По дарованию они, конечно, не совместимы <...>, но, сколько сторон роднит их друг с другом! Есть нечто общее и самом складе юмора, типе комизма». Если бы Н. В. Гоголь жил раньше Нарежного, то, возможно, он бы сам стал первооткрывателем этой темы в литературе. Но так получилось, что первым оказался Нарежный и Гоголь читал его произведения. А. Григорьев писал, что «У всякого великого писателя найдете вы в прошедшем предшественников в том деле, которое составляет его слово, найдете явления, которые можно назвать формациями идей».

Такими «формациями» оказались описания бурсы В. Т. Нарежного, и их Гоголь задействовал в «Вие» и в «Тарасе Бульбе».

Вий Художник: Новиков Эдуард
Вий Художник: Новиков Эдуард

Судьбы бурсаков

Судьбы бурсаков из трех произведений различны. Жив - здоров Неон Хлопотинский, и в конце произведения у него и почет, и слава, и молодая жена. Он находит своих настоящих родителей и деда. Другая судьба у героев Гоголя. Погибает Хома, умирает от руки отца Андрий, погибает и Остап. Так в чем же причина гибели этих бурсаков?

Докусов А.М. Связывает гибель Хомы с темой сиротства. Безродничества. Хома не знает ни отца, ни матери. Одинок он в мире людей и у сотников, и с бурсаками, и с мертвым телом. И как говорит А.М. Докусов это одиночество и сыграло решающую роль в битве с дьявольщиной. В сказке герой выходит победителем, что перед ним стоит высокая цель. Это делает его мужественным, и обеспечивает победу.

Перед Хомой не стояло таких целей. Его заставили отпевать панночку в церкви. И борьба то, собственно, уже идет не за правое дело, а за свою собственную шкуру. Но в этой борьбе Хома одинок, а бесовская сила огромна.

Гибель Андрия так же можно связать с потерей рода и одиночеством.

Да, у Андрия есть и отец, и мать, и брат, и казачество, и степь. Но уже в бурсе начали проявляться странности в его характере. Он был добрый малый, однако, «В последние годы он реже являлся предводителем какой-нибудь ватаги, но чаще бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева». Когда провожала мать их в поход, то кинулась она именно к Андрию - к «меньшому, у которого в чертах лица выражалась более какой-то нежности. Этим непохож был Андрий на других козаков».

В одну из уединенных прогулок в бурсе «он встречает красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца». И он еще больше отделяется от мира. Он влюбляется. Страсть и любовь к прекрасной полячке заслоняет от него весь мир, и он позволяет делать красавице все, что она хочет: «дочь воеводы смело подошла к нему, надела на голову свою блистательную диадему, повесила на губы ему серьги и накинула на него кисейную шемизетку с фестонами, вышитыми золотом». Андрий уже не тот козак, в сердце его поселилась любовь.

Зачем Андрию его отчизна, ведь у него есть прекрасная панночка. Он одинок в своей Отчизне, а с панночкой нет.

Здесь можно отметить также мотив искушения героя: искушение красотой, искушение деньгами, богатой одеждой. «Красота Андрия, ставшего польским рыцарем, приобретает внешний характер».

«И погиб козак. Пропал для всего козацкого рыцарства». Оно ему больше не нужно. У него есть другая отчизна, к тому же, Андрий предал свою православную веру, а казаки за это и борются с польскими панами: «Ведь хто за вiру умiрае, той собi царство заробляе».

Андрий потерял свою веру, потерял отца и мать, потерял свой род - это было важно для Гоголя. А. Белый говорит - «тема безродничества» - это тема творчества Гоголя. Пискаревы, Башмачкины - отщепенцы, отщепенец и сам Гоголь. И много, много у него есть таких вот отщепенцев «нетвердов безродных» . Это и Андрий и Хома Брут и Петрусь безродный, неспокойно в роду и у Катерины из «Страшной мести».

В сказке герой как раз принадлежит своему роду. В его чертах собирается лучшее, что есть в народе. Создается обобщенный образ героя, борца со злом. Он знает за что борется. И знает, что и люди и природа придут к нему на помощь в борьбе со злом.

Герои же Гоголя остаются одни в борьбе со злом. Это принципиальное отличие. Было важно показать выбор самого человека, его самостоятельную ориентацию в современном мире.

Можно сказать, что повесть - это своеобразная баллада в прозе, потому что сталкиваясь со злом, герои баллады редко сопротивляются ему активно, и, как правило, гибнут.

Часть 1.

Часть 2.