Вспомним в эти святочные дни о судьбе Хомы Брута, который погиб от взгляда нечистой силы в повести Николая Васильевича.
Рассмотрим народные волшебные сказки и сравним их с "Вием". В чем отличие? Ведь в сказках с похожим сюжетом герой побеждает!
Волшебная сказка
Волшебная сказка имела в основе своей обряд инициации. Что бы пройти его, герой подвергался различным испытаниям. Проверялись его способности и умения.
Этот обряд отражался в сказках, где присутствует путешествие героя. В дороге его ждут самые трудные испытания.
Выдержит он их - останется жив, не выдержит - переберется в мир иной.
Сказка показывает нам тип героя, который в силу своих качеств проходит все эти испытания.
«В волшебной сказке мы находим представление народа о добре, о правде, о справедливости, о красоте, определяющие мораль..., характеризующие положительного героя. Добро в сказке всегда торжествует над злом» [Померанцева Э.В. Русская Народная сказка. М., 1963 С.61.].
Перед героем ставится задача, и он ее выполняет, делает это не для себя, «его основная качество - бескорыстие.
<...> Он всегда выступает как избавитель, спаситель, и тут он не знает страха и сомнений» [Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984. С.188].
В одной из народных волшебных сказок солдат выполняет просьбу купца. Он похоронил его дочь, а ведь та была ведьмой и это стоило герою немалых усилий. Но солдат уверен в себе, он знает, что необходимо выстоять. Поэтому, может даже насмехаться над ведьмой:
- Сейчас я тебя съем!
- Нет, голубушка! Солдат - человек казенный, их есть не дозволено» [Афонасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т. Т. 3. М., 1985. С.80].
Или вот еще ситуация:
«Подходит царевна с закрытыми глазами. Пошарила руками в гробу - место ее занято...
- Кто здесь?
- Я.
- Кто - ты?
- Царский слуга.
- Вставай!
- Не встану.
Так они спорили, пока не запели третьи петухи» [Сказки Верховины. Ужгород, 1976 С.320].
Нужно иметь огромную выдержку, силу воли, чтобы ночью, в церкви, лежа в гробу, спорить с мертвой царевной.
Однако герой не струсил, не испугался. Твердо зная, чего он хочет, слуга спас царскую дочь: «И тут мертвая царевна открыла глаза. Взял ее слуга за руки и повел в царский дворец» [Там же. С.321].
«В сказке перед героем всегда стоит благородная цель... Воодушевляя героя, (она) делает его настойчивым, упорным мужественным и обеспечивает ему победу со вражескими силами»
[Докусов А.М. Повесть Н.В. Гоголя «Вий». Л., 1963. С.21].
Исключения - то есть сказки с плохой концовкой встречаются в единичных случаях:
«Два Ивана - солдатских сына» (№155). Там смерть героев происходит из-за того, что они оставили в живых сестру змея. Здесь есть мотив искушения красотой: «Берет свою саблю, хочет рубить львице голову; она обернулась душой - девицей, такою красавицей, что и рассказать нельзя, начала слезно плакать и просить прощения. Глядя на ее красу неописанную, смиловался Иван <...>, и пустил ее на волю вольную».
Не устоял герой перед красотой, а она оказалась обманчивой, за что оба Ивана и поплатились своей жизнью. «Так и сгинули сильномогучие богатыри, извела их сестра змеиная».
Гибель героя никогда не происходит случайно за все нужно платить своей жизнью, но это единичные исключения. В основном, в сказке герой стоит твердо на позициях добра, и ничем нельзя его соблазнить, не властна над ним дьявольская сила.
А Хома Брут? За что пришлось бороться ему?
Он и сам этого не знает. До души панночки нет ему никакого дела. Самому быть бы живу.
«Три ночи как-нибудь отработаю», <...> зато пан набьет мне оба кармана чистыми червонцами» - вот основной мотив примирения с приказом сотника.
А что же требовалось от сказочного героя? Какая цель должна была быть у Хомы, чтобы тот остался в живых? Возможно, это идея спасения красоты.
Панночка - просто воплощение ее. Прекрасна она живая: «красавица с растрепанною роскошною косою, с длинными, как стрелы, ресницами», но еще более красива она мертвая: «Перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте <...> чело прекрасное, нежное как снег, как серебро <...> брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться». Эта красота ведьмы подчеркивается не раз.
Может быть, миссия Хомы и состояла в том, чтобы вырвать, спасти эту «нечеловеческую» красоту от нечистой силы.
Не отдавать им ее, не отдавать ее души. Но Хома Брут не думает о своей «сказочной» миссии.
Единственное, что чувствует он в церкви - страх и ужас.
Ни о каком спасении панночки и думать не думает - самому бы остаться в живых.
Если считать Хому средним братом, то по сказочному сюжету его гибель закономерна.
«Когда имеются три брата, то герой - всегда младший <...> старшие братья никогда не выдерживают испытаний, они всегда терпят поражение, вытекающее из их внутреннего, моральной несостоятельности; они думают только о себе, о награде»
[Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984 С.186].
Хома находится в промежуточном положении. Он не старший брат - воплощение жажды денег, заботы о себе (в смысле старший сказочный брат), но он и не младший, которому всегда обеспечивается победа.
Хома - «брат средний», которому свойственна трусость и малодушие.
В повести ощущается противоречивость человека.
Только внутренняя целостность героя предполагает победу личности над сверхъестественным. Так было в сказках, так было в «Вечерах...», но так не будет в «Вие».
«Хома Брут живет в двух противостоящих друг другу стихиях, условно говоря, дневной и ночной»
[20. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. Л., 1959. С.187].
Днем Хома - обычный человек со своими слабостями и маленькими грешками. Его окружает быт, и от всего чудесного, происходящего с ним ночью, считает это сном, или объясняет влиянием горилки. «<...> такой конфликт (столкновение с нечистой силой) завершается поражением, гибелью человека, лишившегося внутренней целостности <...>».
Раздвоенность героя несет и его имя.
Хома Брут - философ, несущий в себе зерно рационализма. Он Брут, а с другой стороны Хома (Фома) - человек из народа. В самом имени заложен конфликт между рациональным философским началом и народной душой.
И вот, его душа сталкивается со своеобразным языческим началом - с красотой ведьмы.
Она красива, но красива «страшно», давит своей красотой, приводит в трепет. Душа начинает ныть. И не случайно упоминается здесь «песня об угнетенном народе»: душа народная Хомы не выдерживает. В первый раз герою удается вырваться, но «песня о народе» предупреждает, что второго раза не будет.
Хома Брут расколот, он не готов к выбору. И поэтому несет великое смятение в душе своей. Герой не способен противостоять сплоченной силе нечисти - Сатане со свитой, он не выдерживает этого дружного натиска и погибает.
Возможно, что смерть Хомы наступила из-за того, что Вий, как Сатана со свитой, играет здесь роль дьявола христианского, а столкновение с ним всегда приносит гибель героям, независимо ни отчего (как, например, в «Вечере накануне Ивана Купалы»).
А возможно и наоборот, Н.В. Гоголь ориентировался «во многом на <...> несказочную прозу народа, которая, по мнению Э.В. Померанцевой», теснейшим образом связана с низшей мифологией, с народными верованиями, <...>в ней встреча человека с потусторонним обычно заканчивается его гибелью».
На фольклорный характер нечистой силы указывает то, что встреча с ней происходит в церкви. «В народном сознании глубоко укоренилось верование, что <...> очень мало на божьем свете таких заповедных святых мест, в которые они не дерзали бы проникать; даже православный храм не освобожден от их дерзких нашествий» [Максимов С. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1989. С.6].
Финал сближает повесть и с народной балладой. «Конец баллады в отличие от конца сказки вообще, и в частности волшебной, драматичен или трагичен» [Тумилевич О.Ф. Народные баллады и сказки. Саратов, 1972С.12].
Уже говорилось выше, что герои волшебной сказки, не жалея себя и своих сил, сражаются со злом, а герои же баллады редко сопротивляются активно и, как правило гибнут». Это мы и видим в финале «Вия».
Если в волшебных сказках дарители, советчики, помогают добрым героям, то в балладах помощники есть только у отрицательных.
С.А. Фомичев указывает на такого помощника панночки - это Вий.
У Хомы вроде бы был советчик - внутренний голос - «не гляди». Но, или у него не хватило силы духа не посмотреть на Вия, или этот голос был дьявольским наваждением. Когда говорят «не гляди» обязательно хочется посмотреть.
Это форма запрета, а он в сказках всегда нарушается.
А.Н. Докусов связывает гибель Хомы с темой сиротства, безродничества. Хома не знает ни отца, ни матери. Одинок он в мире людей: и у сотника, и с бурсаками, и с мертвым телом. Хома остается один, а бесовская сила огромна, едина.
Как не храбрится герой, называя себя казаком, (ведь «козак не боiцця ни тучи, ни грому, нi хмари, нi чвари», но он не казак, он не принадлежит их дружному, сплоченному обществу.
Да и философия у Хомы как в пословице: «Що буде, то буде, а буде то, що Бiг дает». И другая пословица говорит: «Бог сирот любит, та щастя не дае».
О теме безродности говорит и А. Белый. Именно к безродным чаще всего и пристает нечистая сила.
Если посмотреть на пословицу: «Не тот сирота, що роду нема, а то сирота, що дом не мае», то получается, что Хома сирота вдвойне. Во-первых, он и «роду не мае», а во-вторых, Бурса - это все же не дом родной, а своего дома у Хомы не было.
В сказке герой как раз принадлежит своему роду. В его чертах собирается лучшее, что есть в народе. Создается обобщенный образ героя, борца со злом. Он побеждает нечистую силу, так как знает, за что борется. Верит, что и люди, и природа придут к нему на помощь.