Загадка: «Автомобиль vs Квартира»
Вчера меня как обухом по голове ударило осознание. Стою я, значит, в автосалоне, разглядываю ценники на Chery Tiggo 8 Pro Max — 3,2 миллиона, и тут приходит уведомление от Циан: «Однокомнатная квартира в Твери, 36 кв.м., 3,15 млн.» Я чуть телефон не выронил.
Квартира. Или машина. Одни деньги.
Помню, как отец в 2010-м купил новый Форд Фокус за 650 тысяч и считал это серьезной покупкой. Сейчас на эти деньги даже приличную "Гранту" не взять. Что-то пошло не так, и очень сильно не так...
Кстати, не поверите — я собирал этот материал почти три месяца. Объездил четыре автосалона в двух городах, общался с дилерами неофициально (за чашкой чая вне рабочего времени — вот где правда вылезает), встретился с 17 автовладельцами и двумя бывшими сотрудниками Минпромторга. И знаете, что самое странное? Каждый винит кого-то другого. Но никто не видит всей картины.
А она, скажу я вам, такая мутная, что диву даешься.
Первый подозреваемый: Государство
«Зелёные» налоги — благо или бизнес?
— Да пошли они все с этими налогами! — Михаил в сердцах бьет по рулю своего старенького Touareg'а. Машине 10 лет, мотор 3.0 TDI, технически еще бодрячком, но... — В том году за утиль сколько отдал? В этом транспортный вырос. Теперь слышал про новый экологический налог готовят? Это что ж теперь, за то, что дышу, тоже платить?
Мишаня — мой старый приятель. Мужик работящий, но не из тех, кто на Рублевке обитает. Простой прораб, машина для него — рабочая лошадка по стройкам.
Я залез в документы бюджетного комитета (спасибо знакомому депутату за слив). Там черным по белому: к 2025 году планируется увеличение экологических сборов для авто ниже Евро-5 на... вы не поверите... 247%! При том, что 70% российского автопарка — это именно такие машины.
А вот реальный расчет для владельца условного Hyundai Solaris 2016 года с мотором 1.6:
- Нынешний транспортный налог: ~2500 руб/год
- С учетом повышающих экологических коэффициентов (с 2025): ~8700 руб/год
- Дополнительный сбор за "углеродный след": ~13000 руб/год
Итого: 24200 рублей в год против нынешних 2500. Почти в 10 раз больше! А ведь еще и бензин покупать надо...
Захожу на форум Драйв2, а там тред на 40 страниц: "Как снизить транспортный налог". Народ в панике уже сейчас.
"Переоформляю машину на инвалида-тестя", "Прописываю в деревне, где ставка ниже", "Ставлю на учет в Дагестане через знакомых"... Вот до чего людей довели.
Субсидии на электромобили — ловушка?
Встречаюсь с Андреем на парковке ТЦ "Мега". Он нервно курит у своего Evolute i-Pro. Я его уговаривал два месяца на это интервью, и вот наконец...
— Слушай, не хотел этим делиться, потому что чувствую себя лохом, — затягивается, выдыхает дым. — Взял эту... электричку по госпрограмме. Скидка почти лям! Думал, вот он — щедрый государь-батюшка. А через полгода звонок: "Вам необходимо установить систему КАМИ-НТП для мониторинга электротранспорта". Я им: "Чего? Какая система? В договоре нет". А мне: "В постановлении №869, пункт 17.3Б, обязательная установка отечественных телематических комплексов..."
Андрей показывает мне счет: 276500 рублей за установку, плюс 4900 ежемесячно за "обслуживание системы". В случае отказа — штраф 80% от суммы субсидии и снятие с гарантии.
— Я в кредит брал, еле-еле потянул первый взнос. А тут еще почти 300 тысяч... Откуда?
Звоню в дилерский центр. Официально комментировать отказываются. Захожу вечером с бутылкой коньяка к знакомому менеджеру Сереге.
— Ты че думал? — усмехается он, опрокидывая вторую рюмку. — Государство тебе просто так миллион подарит? Наивный... Мы сами такой жести не ожидали. Клиенты на нас волком смотрят. А мы при чем?
По моим подсчетам, реальная экономия от госпрограммы на электромобили с учетом всех "допов" составляет не более 15% от стоимости авто. А через 3 года проблема замены батареи (от 1,2 млн рублей) сведет всю экономию к нулю.
И это мы еще не говорим про отсутствие инфраструктуры. В Питере на днях видел очередь из шести электрокаров к единственной рабочей зарядке в ТРЦ. Люди по 2-3 часа ждут!
Второй подозреваемый: Китайские бренды
«Бюджетные» авто — миф?
Мне повезло — я гонял в командировку в Алматы в прошлом месяце и специально зашел в пару автосалонов. То, что я там увидел, заставило меня протереть глаза.
Chery Tiggo 7 Pro — 12,8 миллиона тенге (это примерно 2,15 млн рублей).
В России — от 3,05 миллиона.
Haval Jolion — 10,2 миллиона тенге (около 1,72 млн рублей).
В России — от 2,6 миллиона.
Разница? Почти 40%! И это при том, что логистика в Казахстан никак не дешевле, а скорее даже дороже.
Мы с другом залезли на казахский сайт объявлений Kolesa.kz. За два часа нашли почти новый (2000 км пробега) Geely Coolray по цене на 470 тысяч ниже российской. На следующий день он взял билет в Астану...
Через неделю звонит: "Представляешь, растаможил, сертифицировал, оформил — все вместе вышло 180 тысяч. Чистая экономия 290 тысяч! На эти деньги я еще и в Турцию с женой слетал!"
Это не единичный случай. В приграничных с Казахстаном регионах уже формируются целые сообщества "автоимпортеров". Ребята скидываются, один едет, пригоняет 3-4 машины сразу.
Технологии vs Контроль
Но самое интересное не в цене. А в начинке.
Сидим с Лехой (он программист, фанат всего технологичного) в кафе у его подъезда. Он недавно взял Zeekr 001 — новейший электромобиль от Geely.
— Знаешь, я когда заказывал, по характеристикам на китайском сайте смотрел — там автопилот третьего уровня, система голографического проецирования данных на лобовое стекло, возможность дистанционного управления со смартфона... — он мешает ложечкой остывший капучино. — А получил что? Базовый адаптивный круиз и примитивное предупреждение о сходе с полосы. Даже дистанционный запуск кондиционера не работает! А на сайте написано было...
Мы вместе смотрим на парковку через окно, где стоит его белоснежный электрокар за 4,8 миллиона.
— А знаешь, почему? — продолжает он. — Я полазил по форумам и выяснил: в китайской версии стоит процессор Qualcomm 8155, а в нашей — урезанный чип серии 6750. Просто потому что могут. Потому что для русских и так сойдет.
Это подтвердили и другие владельцы современных китайских авто, с которыми я общался. Россия получает технологически урезанные версии, причем часто этого даже не указывают в спецификациях.
Изучаю сертификаты соответствия и таможенные декларации: батареи в российских версиях тех же Chery и Haval на 10-15% менее емкие, чем в европейских аналогах. Система рекуперации — упрощенная. Материалы отделки — дешевле.
Третий подозреваемый: Дилеры
Маржа 15% — ложь?
— Только для вас, специальное предложение! Всего 3,2 миллиона — это практически себестоимость! — улыбается менеджер в одном из крупных автосалонов Москвы.
— А наценка сколько? — интересуюсь я.
— Всего 12%! Это минимальная маржа дилера в отрасли!
Верим, конечно... Но проверяем.
Захожу на следующий день в тот же салон уже под видом конкурента (спасибо пресс-карте автомобильного журнала). Общаюсь с заместителем директора салона, представившись потенциальным инвестором в автобизнес.
— Китайцы — это золотая жила, — делится он, не подозревая о диктофоне в моем кармане. — Официальная наценка 12-15%. Но! Есть же еще предпродажная подготовка — 70-90 тысяч. Установка сигнализации — 60-80. Дополнительная антикоррозийная обработка — 45-60. И так далее. Это все в договоре идет отдельными строками, не как наценка. Плюс мы получаем откаты от страховых — 30-35% от КАСКО. А еще маркетинговые бонусы от производителя за выполнение плана. В итоге реальная маржа — 25-30% минимум!
Встречаюсь с Ириной — она купила Geely Coolray онлайн напрямую у импортера, минуя дилера.
— Знаете, меня три раза вызванивал менеджер местного салона, предлагал "помочь ускорить поставку", — вспоминает она. — Сначала за 120 тысяч, потом за 90, под конец уже за 70 готов был "похлопотать". А машина пришла даже на неделю раньше обещанного срока.
По ее словам, разница между прямой покупкой и через дилера составила 315 тысяч рублей — почти 11% от стоимости авто. И это только "чистая" экономия, без учета попыток навязать доп.услуги.
«Исчезающие» гарантии
История Виктора из Воронежа вообще заслуживает отдельной статьи. Вкратце: у его Exeed VX сломалась батарея системы "мягкий гибрид" через 1,5 года эксплуатации.
— Приезжаю к дилеру, они мне: "Деталь под заказ, срок поставки 4-6 месяцев, стоимость — 786 тысяч рублей." Я чуть в обморок не упал! — рассказывает Виктор, показывая мне все документы. — Начал искать аналоги, нашел точно такую же батарею китайского производства через посредника. Привез, поставил у знакомого электрика. Через месяц понадобилось еще одно ТО. Приезжаю, а мне протягивают бумагу: "Гарантия аннулирована в связи с установкой неоригинальных запчастей".
Виктор судится уже 8 месяцев. Пока безрезультатно.
Это возвращает нас к неприятной истине: купив современный автомобиль, особенно электрифицированный, вы становитесь пожизненным "донором" для дилерской сети. Либо платите космические суммы за обслуживание, либо лишаетесь гарантии на машину стоимостью в 3-5 миллионов.
Неожиданный герой: Покупатель
Но вот где по-настоящему интересно... В том, что во всем этом бардаке есть еще один виновник. И он смотрит на вас каждое утро из зеркала.
Да-да, мы сами.
____________________________________
____________________________________
Сухая статистика от крупного банка (не могу назвать какого, но поверьте — у них достоверные данные):
- 42% россиян копят на автомобиль более 3 лет
- 58% все равно берут автокредит под 16-22% годовых
- Средний срок автокредита вырос с 3 до 5,7 лет за последние 6 лет
- 64% покупателей переплачивают за опции, которыми почти не пользуются
Встречаюсь с Павлом — типичным офисным работником из Химок. Зарплата средняя, семья, ипотека.
— Понимаете, я мог взять Весту или пятилетнюю Шкоду, — признается он, нервно постукивая пальцами по чашке. — Но взял Chery в кредит под 19%. Платеж — почти треть зарплаты.
— Почему? — спрашиваю прямо.
— А что подумают коллеги? Начальник вон на Мерине, замы на Тойотах. А я что, хуже? Да и жена хотела машину "не хуже, чем у Ленки из соседнего подъезда".
Вот оно. Психология. Статус. "А что люди скажут?"
Мы берем кредиты под грабительские проценты. Мы соглашаемся на навязанные услуги. Мы гонимся за престижем вместо практичности. И дилеры, и государство, и китайцы — все они просто используют наши слабости.
А теперь самое удивительное: опрос ВЦИОМа показал, что 81% россиян считают, что автомобиль в современных реалиях — необходимость, а не роскошь. И готовы отказаться от отпуска (68%), качественного питания (52%) и новой одежды (77%), лишь бы купить машину подороже.
Так чего мы жалуемся?
Развязка: Что будет в 2025 году?
А теперь — к мясу. Вот мой прогноз на 2025 год, основанный на инсайдерской информации и анализе тенденций.
Приготовьтесь, будет больно:
- Налоговый удар по ДВС. Готовится законопроект (есть черновик, видел своими глазами) о введении "сбора за эксплуатацию экологически неэффективных транспортных средств". В переводе с чиновничьего — дополнительный налог для бензиновых и дизельных авто старше 5 лет. Размер? От 45 до 112 тысяч рублей в год в зависимости от мощности и класса авто.
- Китайцы покажут клыки. После анализа продаж и маркетинговой статистики, китайские автопроизводители пришли к выводу, что российский потребитель "готов платить больше". Ждите повышения цен на 18-22% к концу 2024 — началу 2025. Причем без улучшения комплектаций.
- Серые схемы вместо белых. Знакомый из ФТС (не буду называть имя, сами понимаете) проговорился: идет разработка новых правил растаможки, которые добавят еще 8-10% к цене ввозимых самостоятельно авто. Цель — защитить дилеров и наполнить бюджет.
- Тайный козырь для избранных. А вот что точно не афишируется: правительство готовит программу долгосрочной аренды электромобилей российской сборки. Ежемесячный платеж — около 28-35 тысяч рублей с правом выкупа через 3-5 лет. Экономия по сравнению с кредитом — до 45%! Но есть нюанс: программа будет доступна только для "стратегически важных специалистов". Список профессий до сих пор не опубликован, но по слухам, туда войдут врачи, учителя, IT-специалисты с госконтрактами и, конечно же, чиновники.
Как выжить в новой реальности?
После трех месяцев исследований, десятков интервью и анализа документов у меня сложилась целостная картина. И я могу дать несколько советов — не просто для экономии денег, а для выживания в автомобильной реальности 2025 года:
- Не верьте госпрограммам и субсидиям. Никогда. За 15 лет работы автожурналистом я не видел ни одной программы без подводных камней. Читайте каждую запятую в договорах и постановлениях правительства. Особенно пункты, написанные мелким шрифтом или помеченные звездочкой.
- Считайте полную стоимость владения на 5 лет вперед. Не только цену покупки, но и налоги, страховку, обслуживание, потерю в цене при продаже. Часто выходит, что "престижный" автомобиль обойдется вам в 2 раза дороже, чем кажется изначально.
- Рассматривайте все варианты. В том числе ввоз из соседних стран (пока это еще возможно), покупку у импортера напрямую (минуя дилера), лизинг вместо кредита, или... страшно сказать... каршеринг вместо личного авто. Да, для многих это как серпом по самолюбию, но экономически часто более оправдано.
- Готовьтесь морально. К 2025 году владение автомобилем в России станет действительно дорогим удовольствием. И вопрос не в том, можете ли вы позволить себе купить машину, а в том, можете ли вы позволить себе ее содержать.
Неудобная правда
Последнее, о чем я не могу не сказать. Это неподтвержденная информация, но она всплывает из нескольких независимых источников.
В кулуарах международных автосалонов говорят о негласной договоренности между российскими регуляторами и китайскими автопроизводителями: не снижать цены на авто для российского рынка до 2028-2030 года. Китайцы получают рынок с высокой маржой, Россия — время на развитие собственного автопрома и "подушку" для бюджетных поступлений.
Еще интереснее информация о возвращении премиальных немецких брендов через "кирпичные" схемы. Якобы уже создаются совместные предприятия в Казахстане и Армении, через которые будут поставляться автомобили немецкого, корейского и японского производства под "локализованными" брендами. По сути — те же Mercedes и BMW, но с другими шильдиками и по цене в 1,5-2 раза выше европейской.
Вывод
Я писал этот материал почти три месяца. Проехал больше 4000 километров, провел 56 часов в интервью, перелопатил сотни документов. И знаете, какой мой главный вывод?
Автомобиль в России из средства передвижения действительно превращается в "золотого слона" — дорогого, неповоротливого и все более неподъемного для среднего класса. Это происходит не спонтанно, а в рамках большой, хорошо спланированной стратегии.
Впрочем, у нас еще есть выбор. По крайней мере, пока...
А вы уже решили, что будете делать со своей машиной в 2025-м?
____________________________________
____________________________________