Почему "лохами" становятся даже опытные? Каждый четвертый платит за работы, которые никто не делал: как не стать жертвой?
Предыстория
Блин, вот знаете, как бывает... Едешь себе, никого не трогаешь, и тут — бац! — загорается чек на приборке. И всё, считай пропало. Потому что дальше — автосервис, а это, как говорил мой дед, "место, где из твоего кошелька делают решето".
Вот буквально на прошлой неделе погнал своего "Фокуса" на диагностику. Стучало что-то в передней подвеске при проезде неровностей. Ну и чё? Думал, пыльник рулевой тяги порвался или втулка стабилизатора приказала долго жить. Фигушки! "Уважаемый, тут у вас верхние опоры в утиль, рычаги под замену, ступичные под-подклинивают, да и ГРМ скоро того... Готовьте тыщ 50, и то это я вам по-дружески".
А через пару дней мой сосед Серега (он у какого-то дилера мастером работал, потом ушёл — говорит, "совесть замучила") просто поменял мне пыльники и сказал, что всё остальное ходить ещё тысяч 30 может. И взял за работу тыщу рублей и бутылку пива. Вот и вся арифметика...
Почему лохами становятся даже опытные водилы?
Нет, серьезно — почему мы все как бараны ведёмся на эти разводы? Я вот сам уже 15 лет за рулем, в машинах вроде шарю, знаю, что к чему. А всё равно иногда попадаюсь!
Наши ребята из одного автожурнала (не буду пальцем показывать, но название начинается на "А" и заканчивается на "втостат") провели огромный опрос — больше 12 тысяч водителей. И знаете что? Только 18,5% — КАРЛ, ВОСЕМНАДЦАТЬ ПРОЦЕНТОВ!!! — никогда не попадались на разводы в автосервисах.
Треть (33%) признались, что им впаривали запчасти и работы по завышенным ценам. Еще треть (32,2%) рассказали, как им предлагали сделать кучу ненужных работ. А каждый четвертый (24,4%) вообще уверен, что часть оплаченных работ просто не делали, хотя деньги взяли.
Самое смешное — некоторые до сих пор верят, что официалы не обманывают! Хаха, наивняк... Там просто обман красивее упакован — в глянцевые брошюрки и вежливые улыбки администраторов с кофемашиной в зоне ожидания.
Топ-5 классических лохотронов (на которые ведутся даже матёрые)
"У вас всё сыпется": развод на запчасти, которые еще живее всех живых
— Видите, как эта втулка болтается? (трясет нормальную деталь с естественным люфтом)
— Да вроде нормально...
— Да вы что?! Это ж аварийное состояние! Вы же с семьей ездите? С ДЕТЬМИ?!
И тут БАААМ! — выстрел в мозг на уровне инстинктов. Потому что кто ж рискнет детьми? И ты такой киваешь головой и соглашаешься на замену, хотя втулка эта еще годами ходить может.
Меня так развели на замену ремня ГРМ, который я сам поменял за 2 месяца до этого. "А вы уверены, что это оригинал? Видите, как он уже растянулся? Еще 1000 км и двигатель в хлам". Дятел я — повелся...
Допы, допы, допы... или как из замены масла сделать ремонт на 20 косарей
Вы когда-нибудь приезжали поменять масло, а уезжали с чеком типа:
• Замена масла — 800р
• Масло (синтетика XYZ) — 3500р
• Фильтр масляный — 700р
• Фильтр воздушный (а его и не просили менять) — 1200р
• Фильтр салона (который вы месяц назад сами поставили) — 1800р
• "Комплексная диагностика" (это когда фонариком посветили под капот) — 1500р
• Чистка дроссельной заслонки (которую вообще не трогали) — 2500р
• Смазка петель (серьезно, КАРЛ?!) — 500р
И так далее, и тому подобное... Знакомо? У моего кума недавно так 5-минутную замену датчика температуры превратили в ремонт на 18 тысяч. Он даже не понял, как это произошло! Пришел — сказали "сделаем за полчаса", а потом полдня звонили и говорили "а тут еще вот это нашли, надо бы исправить, а то до дома не доедете..."
"Запчасть оригинал, зуб даю!" (а сам китайское фуфло ставит)
О, это ж классика! Самый сок! По статистике 11% автовладельцев сталкивались с ситуацией, когда с них брали деньги за оригинальные запчасти, а ставили левые аналоги.
У моего кореша Димона была вообще эпическая история. Поехал к официалам менять рулевую рейку на своей "Камри". Заплатил 120 штук (!!!). Через месяц что-то снова застучало — поехал в гараж к знакомому. А тот ему и говорит: "Братан, тебе поставили не оригинал даже, а какой-то китайский аналог аналога, причем уже б/у".
"А мы тут кое-что починим... ой, сломали!" (но это будет стоить дополнительных денег)
Ты приезжаешь с одной проблемой, а уезжаешь с тремя новыми. И все почему-то обнаруживаются уже ПОСЛЕ того, как машина попала в руки мастеров:
— Мы снимали бампер и, к сожалению, сломались два клипсы... Это еще плюс 600 рублей.
— А еще у вас оказывается патрубок радиатора течет (которого не было).
— И, между прочим, тормозная жидкость на минимуме (после того как сами же откачали).
"Мы всё-всё-всё сделали, как договаривались" (но на самом деле половину работ пропустили)
Каждый четвертый (КАРЛ, 24,4%!!!) автовладелец сталкивался с такой фигней, когда ему говорили, что все оплаченные работы сделаны, хотя на самом деле часть просто проигнорировали.
Особенно любят такое проворачивать с "невидимыми" работами — промывка инжектора, чистка кондиционера, замена жидкостей в труднодоступных местах. Поди проверь! Разве что запах "нового кондея" специально пшикнут для правдоподобности...
"Алло, автосервис беспокоит" — новая разводка по телефону
Сижу я как-то в офисе, работа кипит, дедлайны горят. И тут звонок:
— Здравствуйте, это сервисный центр "Золотые Руки"! Мы проводим диагностику вашего Рено.
— Да, и что там?
— У нас плохие новости. При снятии поддона мы обнаружили металлическую стружку. Срочно нужно заказывать новые вкладыши и шатуны, иначе двигатель клинанет в ближайшие дни.
— И сколько это будет стоить?
— 48 тысяч, но нужна предоплата в 20 тысяч прямо сейчас, чтобы забронировать запчасти — они в дефиците.
А потом я вспомнил, что моя машина стоит на парковке возле офиса, а в сервис я ее вообще не сдавал! Вот такие пироги...
Оказывается, это новая схема, которая расцвела в 2023 году. Мошенники узнают, что ваша машина где-то в ремонте (часто через своих людей в сервисах), звонят и выманивают деньги. Особенно круто это работает сейчас, когда все на нервах из-за проблем с запчастями.
Многоходовочка: страховые схемы с "левыми" авариями
Есть и совсем жесть — когда сервисы работают в связке со страховщиками. Эта тема вообще для отдельной статьи (и для уголовного дела, если честно).
Мой знакомый страховщик (не будем называть имен, ага) рассказывал, как это работает. Схема примерно такая: автосервис, который аккредитован в страховой компании (то есть типа проверенный и надежный), покупает битый автомобиль или запчасти от него. Потом находят такую же модель, страхуют на подставное лицо, инсценируют ДТП и получают страховку. А ремонт либо не делают вообще, либо делают на отвальных запчастях.
Масштабы? От сотен тысяч до лямов! И с виду все законно — есть ДТП, есть страховка, есть ремонт...
____________________________________
____________________________________
Компьютерные разводки: ошибки, которых нет
Самая противная фигня — это когда разводят на "электронике". Потому что тут без специальных знаний вообще никак не проверишь.
Приезжаешь такой на диагностику, мастер втыкает шнур в диагностический разъем, театрально хмурится, глядя в экран, а потом выдает:
— У вас проблемы с блоком управления двигателем. Смотрите, сколько ошибок! (показывает экран с какими-то непонятными кодами)
— И что теперь?
— Нужна перепрошивка блока, чистка дросселя, замена датчиков массового расхода воздуха и кислорода... В общем, готовьте тысяч 40.
И ты такой стоишь, и че делать — непонятно. Спорить бесполезно — ты ж не разбираешься в этих кодах ошибок. А они тебе могут показывать вообще левую машину или специально нагенерить ошибок через диагностическое оборудование!
У меня друган так попал на 30 штук. Потом поехал в другое место — там сказали, что была всего одна ошибка, которую исправили за 1500 рэ.
Как выжить и не остаться без штанов? Личная инструкция
Короче, за 15 лет вождения и десятки попаданий на бабки я выработал свою систему. Делюсь, пользуйтесь (это бесплатно, в отличие от советов "специалистов" из сервиса):
1. Записывай всё! Приехал в сервис — включил диктофон в телефоне. Это законно, кстати. И разговор сразу становится более "честным", если ты об этом скажешь.
2. Фоткай всё Одометр, уровень топлива, все царапины и вмятины. Я даже под капотом всегда несколько фоток делаю — был случай, когда очень помогло.
3. Запчасти покупай сам, если есть такая возможность. Да, гемор, зато не впарят фуфло по тройной цене.
4. Найди своего мастера. Я серьезно. Поспрашивай знакомых, поищи в районных группах Вконтакте или в Телеграм-каналах локальных. Золото, а не совет, поверьте!
5. Никогда не соглашайся на ремонт сразу. Взял паузу, сказал "подумаю", погуглил стоимость запчастей и работ, посоветовался со знающими людьми.
6. Настаивай на показе снятых деталей. Любой адекватный сервис должен сохранить и показать то, что они сняли с вашей машины.
7. Не ведись на срочность. "Если не сделать прямо сейчас, то завтра машина взорвется!!!" — обычно признак развода. Редко когда ситуация настолько критична, что нельзя взять день на размышление.
Главное правило, которое я вынес из всего этого опыта — никогда не принимай решения под давлением. Как только тебя начинают торопить, пугать страшными последствиями и требовать немедленного согласия — это почти наверняка развод.
А если всё-таки развели?
Ну вот попался ты на удочку, развели тебя как лоха последнего. Что делать?
Во-первых, не молчи! Эти ребята годами работают по одной и той же схеме, потому что люди стесняются признаться, что их надули.
1. Оставляй честные отзывы везде, где можно — 2ГИС, Яндекс, спец-форумы. Только факты и без эмоций, а то затаскают по судам за клевету.
2. Обращайся в общество защиты прав потребителей. Да, гемор, но иногда реально помогает, особенно с официалами.
3. Если совсем жесть и крупная сумма — пиши заявление в полицию. Особенно если есть диктофонная запись или другие доказательства.
И да, не переживай сильно — у всех бывает. Я вот после особо эпичного развода на 60 тысяч неделю ходил как в воду опущенный, себя кретином называл. А потом узнал, что на такую же фигню попался мой друг-юрист, который вообще-то мошенников по долгу службы ловит. И сразу как-то легче стало, честно…
Берегите себя и свои машины. И помните — скупой платит дважды, а доверчивый — трижды!
P.S. А у вас были эпичные случаи развода в автосервисах? Делитесь в комментах, сделаем типа коллективный иммунитет от этой заразы! У меня еще куча историй есть, может, на вторую статью накопится...
____________________________________
____________________________________