Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

«Американская готика»: Как фермер с вилами покорил мир, разозлил Айову и стал мемом до мемов

Оглавление

Исследование культовой картины Гранта Вуда, которая оказалась провокационнее, чем сериалы Netflix

Если бы TikTok существовал в 1930 году, видео Гранта Вуда под хит «Oh No» набрало бы миллионы просмотров. Его «Американская готика» — не просто картина. Это культурный взрыв, споров о котором хватило бы на десятилетия хейта и лайков. Но обо всём по порядку.

Грант Деволсон Вуд (13 февраля 1891 — 12 февраля 1942) — американский художник, чьи работы посвящены жизни на американском Среднем Западе. Наиболее известна его картина «Американская готика» (1930).
Грант Деволсон Вуд (13 февраля 1891 — 12 февраля 1942) — американский художник, чьи работы посвящены жизни на американском Среднем Западе. Наиболее известна его картина «Американская готика» (1930).

Фермер, его «дочь» и скандал, который не снился Илону Маску

Представьте: художник из Айовы, вдохновившись домом с «готическим» окном (которое, по слухам, напоминало ему зубы дантиста), решает написать пару в стиле «Среднезападный Голливуд». Моделями стали его дантист Байрон МакКиби и сестра Нэн. Последняя, кстати, настаивала: «Я не жена фермера, я его дочь!» Видимо, страх перед статусом «старой девы» уже тогда был сильнее, чем желание стать арт-моделью.

Результат? Суровый мужчина с вилами (символ труда или скрытой угрозы?) и женщина в фартуке с колониальным принтом, чей взгляд говорит: «Я трижды перемыла эту посуду, а ты всё ещё здесь». Картина мгновенно взорвала Чикаго. Жители Айовы, однако, возмутились: «Мы не такие угрюмые! Мы… мы весёлые! Ну, почти». Критики разделились: одни видели сатиру на провинциальную жизнь, другие — гимн стойкости времён Великой депрессии. Сам Вуд парировал: «Это вам не мем, это уважение к предкам!»

Как Европа встретила Средний Запад, или Почему Вуд променял Париж на кукурузные поля

Грант Вуд — редкий пример художника, который, отучившись в Европе у импрессионистов и влюбившись в Яна Ван Эйка, вернулся домой… рисовать айовских фермеров. «Зачем лететь в Париж, если можно вдохновиться сараем?» — видимо, думал он, создавая риджионализм. Это направление, где трактор важнее Эйфелевой башни, а реализм сельской жизни бросает вызов европейскому абстракционизму.

Его коллеги, Томас Харт Бентон и Джон Стюарт Кэрри, поддержали идею. Вуд даже основал арт-колонию Stone City, чтобы художники могли выживать в Великую депрессию, рисуя коров и пейзажи. «Лучше кукуруза, чем голод», — гласил негласный девиз.

От ярости Айовы до поп-культурной иконы: Как «готика» стала лицемером

Сегодня «Американская готика» — это не только картина. Это шаблон для всего: от рекламы зубной пасты (спасибо дантисту-модели!) до пародий с Бэтменом и Харли Квинн. Вуд, сам того не зная, создал первый виральный мем.

Но в чём секрет её бессмертия? Возможно, в двойственности. Это как Rorschach-тест: одни видят сатиру, другие — ностальгию, третьи — историю о том, как трудно быть женой (или дочерью!) человека с вилами. Даже позы героев — фермер, смотрящий прямо, и женщина, отвела взгляд — будто кадр из немого кино о гендерных ролях.

Эпилог: Умер от рака, но победил время

Грант Вуд умер за день до 51-го дня рождения, оставив после себя не только картины, но и вопрос: что важнее — замысел автора или интерпретация публики? Его «готика» пережила войны, депрессии и даже превращение в эмодзи.

А жители Айовы? Они давно простили Вуда. В 1970-х дом с «тем самым окном» стал туристической меккой. Теперь там продают сувениры с изображением картины. Ирония? Возможно. Но, как говорил сам Вуд: «Искусство — это когда вас ругают, а потом ставят на кружку».

P.S. Если вы всё ещё не уверены, сатира это или нет, спросите у жителя Айовы. Только осторожно — вдруг у него вилы?

Материалы по теме