Великолепные цветы всех мыслимых видов раскрываются, как сверкающий фейерверк, в тщательно скомпонованных цветочных натюрмортах, написанных одной из самых известных голландских художниц XVII и XVIII веков.
Она посвятила свой талант на протяжении всей своей долгой жизни исключительно цветочным картинам, которые хорошо продавались.
В отличие от многих её коллег-художниц, отец Рашель Рюйш (1664-1750) не поощрял её художественную карьеру.
Вместо этого он тренировал у молодой женщины способность к научному наблюдению, поскольку был известным в Амстердаме профессором ботаники и анатомии.
Он также составил каталог Ботанического сада в Амстердаме, расширив его фонд и сделав его одним из крупнейших в мире, и основал первый музей естественной истории, вызвав международный интерес к своей коллекцией анатомических образцов.
Поэтому неудивительно, что его дочь связала воедино эти научные стимулы и свой художественный талант.
Её интересовали цветы и рептилии. Так что в возрасте 15 лет она поступила в ученицы к известному художнику, специализировавшемуся на цветочных натюрмортах, Виллему ван Алсту (1625/26-1683).
Художественные цветочные композиции
Словно по мановению волшебной руки, бесконечное разнообразие видов цветов в искусно составленном букете словно выплывает к зрителю из темного фона.
Тщательное наблюдение позволило художнице с непревзойденным техническим мастерством передать точный внешний вид каждого отдельного лепестка.
В то же время не скрывается осознанная искусственность всей композиции.
Рюйш умело обыгрывает кажущиеся контрасты друг с другом: садовые цветы помещаются рядом с дикорастущими. В композиции соседствуют холодные и теплые тона, а светлые и тёмные тонко оттеняются.
Насыщенные и свободные области картины расположены вокруг вертикальной оси таким образом, что достигают выраженной пространственной трехмерности.
Цветочные и фруктовые натюрморты идеально соответствовали требованиям времени к возвышению природы с помощью искусства.
Конечно, традиционная идея vanitas (натюрморта, темой которого является краткость жизни) также присутствует на заднем плане картин, намекая на мимолетность красоты.
Это хорошо видно по различным стадиям развития растений: только что распускающимся бутонам, полностью распустившимся цветам и увядающим листьям.
Даже нежные бабочки, улитки и гусеницы, а также фрукты и грибы напоминают зрителю о течении времени.
Член Гильдии живописцев и придворный художник
Картины Рашель Рюйш пользовались большим спросом и продавались по необычайно высоким ценам.
Однако она, несмотря на спрос, оставалась верна своим высоким стандартам. Натюрморты отнимали так много времени, что художница редко писала больше двух-трех в год.
Это не изменилось и после того, как в 1695 году она вышла замуж за портретиста Юриана Пула и родила ему десятерых детей.
Она не отказалась от своей сложной живописи.
В 1701 году Рюйш стала членом гильдии художников в Гааге.
А Могущественный, любящий искусство курфюрст пфальца Иоганн Вильгельм из Дюссельдорфа признав, что букеты Рюйш, с их элегантным великолепием, идеально подходят для украшения роскошных комнат при дворе или его художественного кабинета, и в 1708 году назначил её своим придворным художником.
Однако, за исключением двух визитов к своему покровителю, Рюйш никогда не покидала Амстердам.
Она продолжала заниматься живописью даже в преклонном возрасте, скончавшись в почтенном возрасте 86 лет.
Краткая хронология жизни Рашель Рюйш
1664 г. Родилась в Амстердаме, дочь Фредерика Рюйша, профессора ботаники и анатомии.
Служит ученицей у нидерландского художника-цветочника Виллема ван Альста.
1695 г. Выходит замуж за портретиста Юриана Пула.
1701 г. Вместе с мужем становится членом Гильдии художников в Гааге.
1708 г. Назначена придворным художником курфюрста Пфальцского Иоганна Вильгельма в Дюссельдорфе.
1750 г. Умирает 21 августа в Амстердаме.
Подборка статей о женщинах-художницах: