Сегодня мы продолжим знакомиться с процедурой проведения выездной налоговой проверки. На этот раз мы рассмотрим такой интересный вопрос как мероприятия налогового контроля, проводимые при проведении выездной налоговой проверки. Собственно данные мероприятия и составляют половину всего комплекса мероприятий по проведению налоговой проверки - вторую половину составляет аналитика полученной информации/документов о налогоплательщике за проверяемый период с целью проверки соответствия его деятельности налоговому законодательству РФ).
Итак, мероприятия налогового контроля - это комплекс действий налоговых органов по проверке соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства РФ и получению и/или фиксации тех или иных доказательств совершения им налогового правонарушения (при наличии таковых).
К мероприятиям налогового контроля относятся:
- участие свидетеля;
- инвентаризация имущества налогоплательщика;
- осмотр помещения и иной территории налогоплательщика;
- истребование документов у налогоплательщика;
- истребование документов о налогоплательщике;
- истребование документов у аудиторских компаний;
- выемка документов и предметов;
- экспертиза;
- привлечение специалиста;
- привлечение переводчика;
- участие понятых.
Рассмотрим каждое из них поподробнее и по порядку.
Участие свидетеля.
Цель данного действия – получение информации о фактах хозяйственной деятельности налогоплательщика за проверяемый налоговый период.
Здесь необходимо обратить внимание на два существенных факта:
- хотя в статье 90 НК РФ используется слово «допрос», оно по своей сути не равнозначно аналогичному слову в уголовном процессе и означает лишь получение информации у лица (отсутствует применение уголовной ответственности за дачу ложных показаний – Прим. автора: мы не только призываем к соблюдению законодательства РФ, то также считаем необходимым внимательно его изучать);
- показания свидетеля сами по себе (без наличия основных доказательств) не могут быть положены в основу привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. Об этом, в частности указывается в Письме ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@ «О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения».
Участники процесса: свидетель (если свидетель несовершеннолетний/ограниченно дееспособный – обязательно присутствие его законного представителя или органа опеки/попечительства), представитель свидетеля (юрист или адвокат), сотрудник налогового органа.
В качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Закон устанавливает прямой запрет на привлечение в качестве свидетелей следующих лиц:
- лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
- лиц, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Процедура проведения опроса:
При допросе свидетеля ведется протокол, куда заносятся все его показания.
Перед началом допросасвидетель под роспись должен быть ознакомлен со статьей 51 Конституции РФ (о праве каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников..). Кроме того, сотрудник налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
Допрос по общему правилу производится в помещении налогового органа. Однако свидетель может быть допрошен по месту жительства/временного пребывания вследствие болезни, старости, инвалидности, а других случаях - по усмотрению должностного лица налогового органа.
Также немаловажным является тот факт, что копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе. Вот об этом многие свидетели не в курсе!
Инвентаризация имущества налогоплательщика.
Данное контрольное действие мы уже описывали ранее (прочитать можно тут). Напомним лишь, что целью данного мероприятия является установление текущего состояния имущества налогоплательщика.
Осмотр помещения и иной территории налогоплательщика.
Регулируется статьями 91 и 92 НК РФ. В данном случае доступ на территорию и осмотр по сути являются двумя взаимосвязанными мероприятиями: доступ нужен для прохода на территорию, а осмотр – для фиксации результатов доступа (не нашли/нашли и что нашли). Для сравнения приведем пример из уголовного права: чем отличается обыск от выемки: «обыск это когда что-то ищут, а выемка – это когда что-то нашли!». Т.е. доступ – это первый этап и только возможность зайти на территорию налогоплательщика.
Доступ на территорию/в помещение (кроме жилого помещения – туда только на основании решения суда) налогоплательщика осуществляется на основании решения руководителя налогового органа и при предъявлении служебных удостоверений сотрудниками (которые должны быть указаны в решении налогового органа). При воспрепятствовании доступа налоговому органу последним составляется акт за подписью сотрудника налогового органа и проверяемого лица (при отказе делается соответствующая запись).
Почему не рекомендуется воспрепятствование попадания налогового органа на территорию налогоплательщика - на основании вышеуказанного акта налоговый орган по имеющимся у него данным о налогоплательщике или по аналогии «вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате». Вот вам и ответ!
Теперь второй этап – осмотр.
Цель данного действия – определение соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.
Документ-основание – мотивированное постановление руководителя налогового органа. Возникает вполне закономерный вопрос – вы сказали, что доступ и осмотр – это два этапа одного явления, т.е. налоговый орган должен сначала показать решение о доступе, а войдя показать мотивированное постановление об осмотре. Нет – скажем вам мы, вы невнимательно читали пример из уголовного права. Если налоговый орган хочет осмотр, то он должен вам выдать постановление с указанием территории для осмотра. Но в целом вы правы – ситуация запутанная, возражать не рекомендуется по вышеуказанным последствиям такого возражения. В любом случае для суда не важно, что это было такое – доступ или осмотр.
Истребование документов у налогоплательщика.
Данному мероприятию посвящена статья 93 НК РФ.
Цель данного мероприятия – получение от налогоплательщика первичных документов, а также пояснений по интересующим налоговый орган вопросам о деятельности налогоплательщика.
Форма запроса – через ТКС (телекоммуникационный канал связи) или по почте на бумажном носителе.
Срок для ответа – 10 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Если запрос направлен по ТКС, то на принятие запроса есть еще 10 дней.
Форма ответа на запрос – истребуемые документы передаются в налоговый орган: лично, по почте, через ТКС или личный кабинет налогоплательщика. Документы на бумажном носителе должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью организации и подписью ее руководителя.
В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.
В основном в самом требовании о предоставлении документов указываются все необходимые данные для понимания налогоплательщиком сроков, формы предоставления документов и способа их направления налоговому органу.
Истребование документов о налогоплательщике.
Данное действие регулируется статьей 93.1 НК РФ.
Цель данного мероприятия – получение информации и документов о взаимоотношениях налогоплательщика с третьими лицами для подтверждения/опровержения полученной от налогоплательщика информации/документов.
Налоговый орган в соответствии с данной статьей запрашивает у любых лиц, располагающих документами/информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы/информацию. Это могут быть контрагенты налогоплательщика, государственные или коммерческие организации, физические лица.
Запрос осуществляется через ИФНС по месту нахождения запрашиваемого лица (контрагента налогоплательщика). К контрагенту документ приходит в форме требования о предоставлении документов от своей ИФНС с приложением поручения ИФНС налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик обязан ответить в течение 5 рабочих дней с даты получения указанного требования.
Истребование документов у аудиторских компаний.
Данная процедура предусмотрена статьей 93.2 НК РФ.
Цель данной процедуры – получение документов о проверяемой деятельности налогоплательщика у конкретного контрагента – аудиторской организации.
Основание запроса документов – непредоставление налогоплательщиком документов в установленные сроки (при наличии у налогового органа информации о проведении аудита налогоплательщика соответствующей аудиторской организацией).
Форма запроса и требования к ней: требование налогового органа, которое должно содержать следующие сведения:
- реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребования документов/информации у аудиторской организации, предмет проверки и период, за который она проводится;
- дата направления налогоплательщику требования о представлении документов/информации и срок представления истребуемых документов/информации;
- сведения о факте непредставления в установленный срок документов/информации проверяемым налогоплательщиком, о получении от указанного лица уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов/информации или о его отказе от представления запрашиваемых документов/информации;
- сведения об аудиторской организации, проводившей аудит, за периоды, входящие в периоды проверки: наименование организации, государственный регистрационный номер;
- реквизиты или иные сведения, позволяющие идентифицировать аудиторской организацией запрашиваемые документы/информацию.
Важно: соответствующий запрос проводится на основании решения руководителя налогового органа. Копия решения прилагается к требованию о предоставлении документов.
Срок предоставления документов– 10 рабочих дней с даты получения запроса.
Аудиторская организация вправе информировать налогоплательщика о соответствующем запросе за исключением случая, когда запрет на такое информирование прямо указан в запросе по налогоплательщику.
Выемка документов и предметов.
Данная процедура регулируется статьей 94 НК РФ.
Цель данной процедуры – изъятие документов и предметов у налогоплательщика для обеспечения их сохранности.
Основанием для выемки является мотивированное постановление уполномоченного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку(любопытно, что в данном случае документ подписывается не руководителем налогового органа). Т.е. по сути, если у назначенных к проверке сотрудников возникают сомнения в сохранности находящихся у налогоплательщика документов, то они могут самостоятельно подписать данное постановление (вероятно, для оперативности решения вопроса). Тем не менее данное постановление подлежит утверждению руководителем налогового органа.
Процедура проведения:
- запрет на проведение выемки в ночное время;
- запрет на изъятие документов/предметов, не относящихся к предмету налоговой проверки;
- присутствие понятых и представителей налогоплательщика;
- ознакомление налогоплательщика с постановлением о производстве выемки и разъяснение ему его прав;
- предложение добровольной выдачи истребуемых документов/предметов;
- выполнение действий по самостоятельном изъятию указанных документов/предметов (при отказе налогоплательщика от добровольной выдачи);
- предъявление всех изымаемых документов и предметовпонятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки;
- составление протокола по итогам проведения выемки;
- вручение налогоплательщику копии протокола о выемке документов и предметов. При отказе копия протокола высылается налогоплательщику по почте.
Экспертиза.
Данное действие налогового контроля регулируется статьей 95 НК РФ.
Цель - разъяснение возникающих при проведении действий налогового контроля вопросов путем примененияспециальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле.
Основание - постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Постановление должно содержать следующие сведения: основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Эксперт привлекается на договорной основе.
Эксперт вправе знакомиться со всеми материалами налоговой проверки заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
Эксперт может отказаться от дачи заключения при недостаточности материалов проверки или отсутствии у эксперта профессиональных знаний по предмету экспертизы.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Налоговым органом может быть назначена:
- дополнительная экспертиза: в случае недостаточной ясности или полноты заключения;
- повторная экспертиза: в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности.
Привлечение специалиста.
Данное действие указано в статье 96 НК РФ.
Цель – содействие налоговому органу в разрешении вопросов, требующих специальных знаний и навыков.
Специалист привлекается на договорной основе.
Прим.автора: Закон устанавливает возможность опроса специалиста в качестве свидетеля. Данное положение не совсем понятно, т.к. специалист высказывает свое квалифицированное мнение по интересующим налоговый орган вопросам в рамках дачи своего заключения/профессионального мнения.
Участие переводчика
Участие переводчика регулируется статьей 97 НК РФ,
Цель данного действия – осуществление перевода документов или речи представителя налогоплательщика во время действий налогового контроля.
Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.
Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.
Прим.автора: что интересно, законодатель в смысле данной статьи НК РФ не устанавливает к переводчику каких-либо требований по документальному подтверждению его знаний, что дает значительную широту подхода к данному институту и позволяет в ряде случаев манипулировать знаниями и полученной информацией.
Участие понятых.
Данное действие основано на статье 98 НК РФ.
Цель – подтверждение выполнения процедуры и фиксации ее результатов (это - главное) независимыми от налогового органа незаинтересованными физическими лицами.
Понятые могут быть приглашены по любому действию налогового контроля (за исключением запросов и проведения экспертизы - очевидно).
Количество понятых на контрольном действии - не менее 2-х человек.
Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.
Итак, мы рассмотрели вкратце все мероприятия налогового контроля, перечень которых является исчерпывающим. В последующих статьях мы с вами окунемся в отдельные нюансы проведения вышеуказанных действий и рассмотрим основные нарушения налогового органа при проведении вышеуказанных процедур.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал «Налоговый консалтинг», чтобы быть в курсе новостей в мире налогов и экономики.
#налог #налоговыйконтроль #налоговик #налогоплательщик #налоговаяпроверка #выезднаяналоговаяпроверка #ФНС #инвентаризация #контрагент #допросы #мероприятияприналоговойпроверке #налоговыйконсультант #налоговыйконсалтинг #юрист
Статья выпущена 25.03.25 г.