Найти в Дзене

Авторское право и использование мемов: что нужно знать, чтобы вас не оштрафовали в 2025

Оглавление

Работа с контентом заставляет не только следить за трендами и обладать насмотренностью, но и соблюдать законы. В этой статье собрали информацию о том, как использовать готовые изображения и мемы, чтобы оставаться в правовом поле. Ищите полезную схему-шпаргалку в конце.

За помощь в подготовке материала благодарим медиаюриста Михаила Хохолкова, автора телеграм-канала «МедиаПраво», а также Артура Бабалова из компании «Рунетлекс».

Авторские права на изображения

С иллюстрациями в контенте есть два пути: делать картинки самим или брать чужие.

Если сами, то это или труд дизайнера (тогда все права ваши), или мы используем нейронные сети. И здесь появляется тонкий момент: нет четких правил о том, кому принадлежат права на сгенерированные изображения. Во избежание недоразумений советуем изучать пользовательские соглашения нейронок. Именно там написано, как можно использовать созданные изображения.

А вот если берете чужую картинку, то тут еще больше нюансов.

Без согласования с автором чужой контент можно брать в образовательных, научных, культурных целях или с целью критики, дискуссии. При этом автора и источник все равно нужно указывать. На использование в рекламе или контенте для бизнеса это не работает.

Вам необходимо получить разрешение автора. А для этого его сначала нужно найти, связаться и в письменном виде получить добро. Что, мягко скажем, иногда сложно реализовать.

-2

Бонус. Есть произведения с пометкой Public Domain: это означает, что они находятся в категории общественного достояния. Такие изображения, видео и аудио разрешено брать без согласования. Их можно найти на фотостоках или в публичных библиотеках. Но лучше это перепроверить.

-3

Использование мемов

В обычной жизни нам понятно, что такое мем — это картинка, которую все узнают, над ней смеются, ее пересылают, а еще можно делать свои вариации на тему. При этом в юридическом понимании нюансов больше.

Во-первых, закон считает, что многие мемы должны стать объектами авторского права. Почему? Да потому что их кто-то создавал, трудился над ними. Другой вопрос, что автора большинства мемов найти практически невозможно.

-4

Во-вторых, как и в случае с обычными изображениями, важно учитывать цель публикации мема. Если вы публикуете его в своем личном блоге или шлете другу в чат, то можно не думать об авторских правах.

Совсем другая история, если вы планируете использовать популярную картинку в аккаунте компании, в том числе в рекламной публикации. В этом случае:

  • Чтобы опубликовать мем как есть, нужно получить разрешение владельца. И здесь смотри выше — иногда владелец неизвестен, а может, не выходит на контакт.
  • Поэтому лучше не публиковать готовый мем, а создавать свое изображение, взяв за основу идею — идеи не охраняются авторским правом. По крайней мере, на текущий момент это так, но кто знает, что будет дальше.
  • Перед публикацией убедитесь, что ваша картинка лишь напоминает оригинальную, а не повторяет ее точь-в-точь.

Наконец, хорошо бы также проверить, не является ли искомый мем товарным знаком. Если вдруг да, точно нужно получить разрешение правообладателя.

Закончить хочется жизненным анекдотом.

К юристу приходит клиент:

— Здравствуйте, хотел у вас спросить кое-что.
— Да, конечно. Вам совет или консультацию?
— А в чем разница?
— Совет — бесплатный, консультация — за деньги.
— Тогда совет, конечно!
— Мой вам совет: запишитесь на консультацию.
-5

Если не уверены, как и что можно размещать в соцсетях, привлеките к этому юристов, убедитесь, что не нарушаете требования закона. Не позволяйте себе публиковать изображения или мемы бездумно, рассчитывая на «авось прокатит».

Второй вариант — пригласить подрядчика, который много работает с SMM в вашей сфере и уже знаком со всеми тонкостями. Контент-бюро «Ишь, Миш!»: за десять лет работы помогли десяткам компаний с достижением целей бизнеса в соцсетях. В телеграм-канале рассказываем о работе и о том, что происходит за кулисами.

-6