Защита животных и природы, как часть идеологии национал-социализма. Гитлер и немецкая овчарка Блонди. Веганство как «чистая арийская» диета. Влияние Ницше. Сверхчеловек и животная сущность человека. Иерархия в животном мире — по аналогии с идеологией расовой чистоты. Геринг как «хранитель лесов». «Германский волк» и немецкая овчарка — выше евреев. Свиньи — «евреи» среди животных. Кровь и почва.
В Третьем рейхе наблюдался поразительный парадокс: режим, известный своей бесчеловечностью, одновременно проявлял небывалую заботу о животных и окружающей среде. Эта двойственность отражает сложность идеологии национал-социализма, в которой элементы гуманизма сосуществовали с крайней жестокостью.
Утро в лесу главного лесничего Рейха
1935 год. Густой лес Шорфхайде окутан ранним туманом. Герман Геринг, «хозяин лесов Рейха», медленно идёт по тропе, поправляя поводок своей немецкой овчарки. Он приказывает не беспокоить оленей. Тех браконьеров, которые убьют оленя или кабана, — ждёт концлагерь и газовая камера.
Через несколько часов, по его же приказу, из соседней деревни будут депортированы десятки польских семей, а их домашних животных расстреляют солдаты вермахта.
Парадокс? Ещё какой. Именно Третий Рейх — одна из самых бесчеловечных систем в истории — стал пионером в защите животных и экологии. Почему? И что скрывалось за этим «гуманизмом»?
Закон, зверь и человек: когда животное дороже соседа
Переломный год — 1933-й. Нацисты приходят к власти и принимают первые законы о защите животных — запрет на вивисекцию, запрет на издевательства над цирковыми зверями, на «нечеловечное кормление гусей» при производстве фуагра. В 1935 году — закон о защите природы (Reichsnaturschutzgesetz): леса, равнины, болота — теперь под охраной государства.
Но всё это — ширма. Потому что в это же время:
- Еврейским врачам запрещают лечить неевреев,
- Вводятся первые расовые законы,
- А за попытку спасти кошку из огня можно было угодить в гестапо, если ты — цыган или еврей.
Овчарка Блонди и веганство: личная «гуманность» фюрера
Адольф Гитлер питал особую любовь к своей немецкой овчарке Блонди. Он говорил с ней, фотографировался, доверял ей больше, чем соратникам. Когда он понял, что поражение неминуемо, одной из последних его забот было — усыпить Блонди, прежде чем покончить с собой.
Фюрер был вегетарианцем. Пропаганда представляла веганство как «чистую арийскую диету». Отказ от мяса, страданий, крови, при забое скота — будто бы подтверждение морального превосходства немцев над остальными.
Гитлер дал клятву: запретить охоту и мясоедение после победы во Второй мировой войне.
Но разве это гуманизм, если рядом с любимой собакой — газовые камеры, в которых уничтожаются люди?
Расовая иерархия — через зоомифологию
В пропаганде нацистов животных тоже выстраивали по иерархии:
- Немецкая овчарка, волк, орёл — благородные, «арийские» звери. Защищаются. Возвышаются.
- Собаки остальных пород — также стоят выше всех животных, кроме волка и орла. И — намного выше «расово-неполноценных недочеловеков».
- После собак следовали лошади. Но на них лежала печать греха: на лошадях передвигались «неполноценные кочевники». И только тевтонцы смогли очистить лошадиный грех, создав тяжёлую рыцарскую конницу.
- Свинья, крыса, кошка — «грязные», ассоциировались с евреями, славянами, цыганами. Почему? Да кто же знает, какие демоны совокуплялись в голове фюрера под фуражкой со свастикой?
- Собаки — выше кошек. Кошка в нацистском фольклоре — «лживая», «жи@вская». Собаки — верны, дисциплинированы. Арийские.
Теория «Blut und Boden»: кровь, почва и расчистка территории
Идея «Крови и почвы» (Blut und Boden) — ключ к пониманию нацистской экологии. Она связывала народ с землёй, чистоту крови — с ландшафтом. «Чистая природа» — это пространство только для «чистых людей». А значит, природа должна быть очищена от «чуждых» тел.
Поэтому массово создавались заповедники — и также массово сжигались деревни, депортировались семьи. В Восточной Пруссии, Силезии, на территориях Польши создавались «арийские экологические анклавы» нетронутой природы.
Особенно ценились леса: дремучие, с преобладанием хвойных деревьев. Ведь в них родилось нордическое племя ариев, немцев. Леса заботливо опекал маршал Люфтваффе Герман Геринг.
Философия и звериная маска
Нацисты эксплуатировали идеи Ницше — в том числе концепцию сверхчеловека. Только трактовали её по-своему: сверхчеловек — это тот, кто выше морали, как хищник в лесу. Он имеет право подчинить, устранить, уничтожить «слабые и неполноценные виды».
В животном мире — иерархия. В человеческом — тоже. А значит, не все люди равны. Так родилась идея, что одни «ближе к животным» — но в плохом смысле. К животным «грязным»: крысам, кошкам, свиньям.
Евреи не едят свиней потому, что даже они не могут есть себе подобных.
Кошерное — вне закона, как и сочувствие
Один из первых запретов — кошерный забой скота, когда по иудейским канонам животным выпускали кровь. Такой забой объявили варварским. Хотя настоящей целью было не сострадание к скоту, а удар по еврейской культуре, питанию евреев, и в конечном счёте — их уничтожению.
Потом началась конфискация домашних животных у евреев. Их усыпляли «гуманно» — потому что животным страдать не положено. А вот людям, если они евреи, цыгане или славяне, — можно.
Один отчёт гестапо за 1942 год прямо указывает:
…евреи продолжают скрывать домашних животных, несмотря на распоряжения. Принято решение ускорить изъятие и уничтожение домашнего скота гуманным способом, с немедленной отправкой евреев в концентрационные лагеря...
Омары, мыши и лошади: за чьи права бороться?
Запрет вивисекции в Третьем Рейхе — с 1933 года. Учёные обязаны были получать разрешение на опыты с животными. Была целая комиссия по защите от боли лабораторных лягушек. А вот «грязных» крыс можно было не жалеть.
Вопрос, как убивать омаров, лангустов и крабов, перед подачей в ресторанах, обсуждали несколько месяцев. В итоге решили: не варить живьём. Только предварительно оглушённых.
В это же время — концлагеря, голод, расстрелы.
А в 1944 году, отступая из Крыма, вермахт расстрелял более 30 000 лошадей, чтобы они «не достались врагу». Это были обученные кони — элита коннозаводческих хозяйств Европы. Они заслуживали «чистой смерти», от пули.
А евреев, цыган, славян — ждало одно изуверство.
Экофашизм: современное эхо нацистской идеологии
Сегодня термин «экофашизм» снова появляется в новостях и статьях. Он обозначает идеологию, где экологические цели становятся оправданием для антигуманной политики: ограничения миграции, насильственные меры против «вредных» этнических групп населения, уничтожающих животных в религиозных целях или следуя культурным традициям, жёсткий контроль за поведением людей ради «спасения планеты».
Некоторые террористы последних лет ссылались на защиту природы как оправдание насилия. Нацистский опыт показывает: когда природу ставят выше человека — начинается опасный путь. Природа не нуждается в идеологии. Но идеология часто маскируется заботой о природе.
Обсудим вместе?
Поделитесь мнением в комментариях:
- Можно ли считать нацистскую зоозащиту гуманной?
- Почему человек стал ниже собаки — в системе, где люди говорили о морали?
- Какие современные примеры «веганства как прикрытия» вы знаете?
Вывод: Урок для нас
Тоталитаризм умеет одеваться в светлые одежды. Он может говорить языком гуманности, но действовать методами зверства.
Истинный гуманизм — это не веганская диета и не защита волков. Это уважение ко всем формам жизни — включая человека.
Хочешь больше историй, которые заставляют думать? Подпишись на канал ИСТОРИЯ и СОБАКИ. Впереди — ещё больше парадоксов истории и её тайн!