Найти в Дзене
Extreme Sound

Лучший дэт-метал альбом каждого года, начиная с 1985-го: 40 лет брутальности!

Оглавление

Приготовьтесь к погружению в бездну! Дэт-метал – это не просто музыка, это целый мир, наполненный ревущими гитарами, громоподобными барабанами и вокалом, словно сошедшим с глубин преисподней. Это жанр, который не знает компромиссов, где брутальность возведена в абсолют, а техничность исполнения порой граничит с безумием. С момента своего зарождения в середине 80-х, дэт-метал прошел долгий путь, эволюционируя, разветвляясь на поджанры и порождая все новые и новые волны экстремального звучания.

Obituary
Obituary

В этой статье мы совершим путешествие по почти сорокалетней истории дэт-метала, отмечая вехи – лучшие альбомы каждого года, начиная с 1985-го. Это не просто список релизов, это хроника эволюции жанра, от его сырых и примитивных истоков до современных, сложных и многогранных форм. Мы вспомним пионеров, заложивших фундамент стиля, проследим за развитием техничности и брутальности, и, конечно же, отметим те группы, которые продолжают двигать дэт-метал вперед, раздвигая границы возможного.

Gorguts
Gorguts

Вас ждет обзор знаковых пластинок, повлиявших на целые поколения музыкантов и слушателей. От классики, проверенной временем, до свежих релизов, определяющих звучание современной сцены. Это не рейтинг "лучших из лучших", а скорее путеводитель по ключевым точкам в истории дэт-метала, отражающий разнообразие и богатство этого экстремального жанра. Будьте готовы к шквалу риффов, бласт-битам и утробному рыку – мы отправляемся в самое сердце тьмы! Пристегните ремни, путешествие начинается...

The Black Dahlia Murder
The Black Dahlia Murder

1985: Possessed – "Seven Churches"

-4

  • О чем: Споры о том, кто же выпустил первый настоящий дэт-метал альбом – Possessed или Death – не утихнут никогда. Но невозможно говорить о рождении жанра, не упомянув "Seven Churches" с его зловещими мелодиями и сокрушительной ритмикой. Темы ужаса и смерти, да еще и песня под названием "Death Metal" – этот альбом просто обязан быть в нашем списке.

1986: Possessed – "Beyond the Gates"

-5

  • О чем: Possessed автоматически забирают 1986 год, поскольку "Beyond the Gates" – единственный, с натяжкой, дэт-метал релиз того времени. "Morbid Visions" группы Sepultura был ближе к первой волне блэк-метала. "Beyond the Gates" не так зловещ, как дебют, но здесь больше влияния Venom, а также более традиционные дэт-метал ритмы и мучительный вокал Джеффа Бесерры.

1987: Death – "Scream Bloody Gore"

-6

  • О чем: Для многих дэт-метал начинается именно здесь. Видение Чака Шульдинера – более экстремальная версия метала, рожденная из трэша – полностью воплотилось в дебютном альбоме Death "Scream Bloody Gore". Истошные вопли Чака идеально сочетались с кровавыми текстами, а основой музыки стали простые, но сокрушительные тремоло-риффы с достаточным количеством мелодии, которая станет отличительной чертой жанра.

1988: Death – "Leprosy"

-7

  • О чем: Всего за год Чак Шульдинер значительно усовершенствовал свой дэт-метал, создав определяющий альбом "Leprosy". Тексты остались прежними – смерть – но Чак начал задавать более глубокие вопросы о жизни и конце ("Born Dead", "Pull the Plug"). Улучшился темп, появились резкие смены ритма, основанные на сокрушительной гитарной работе, которая местами стала более техничной.

1989: Morbid Angel – "Altars of Madness"

-8

  • О чем: Спросите любого металлиста, какой дэт-метал альбом – величайший, и большинство упомянет дебют Morbid Angel "Altars of Madness". Трей Азагтот, словно дэт-металлический Тони Айомми, выдавал тектонические риффы ("Maze of Torment", "Immortal Rites"), а демонический рык Дэвида Винсента богохульствовал на протяжении почти 40 запутанных минут.

1990: Obituary – "Cause of Death"

-9

  • О чем: 1990 год был очень конкурентным для дэт-метала, но Obituary сразу же выделились, взяв за основу влияние Celtic Frost и Hellhammer. Отказавшись от бласт-битов, Obituary сделали ставку на вязкие риффы, непредсказуемые структуры и болотный утробный рык Джона Тарди. Каждый трек – шедевр, но "Chopped in Half" – квинтэссенция пещерного дэт-метала.

1991: Death – "Human"

-10

  • О чем: Пока современники Шульдинера только пробовали воду, Чак уже совершал революцию в жанре, который сам же и создал. С Полом Масвидалом и Шоном Рейнертом из Cynic и виртуозом безладового баса Стивом ДиДжорджио был собран, возможно, самый мощный состав. Они создали сложные мелодии, переходящие в цепкие грувы, непредсказуемые от начала и до конца. "Human" – редкий пример дэт-метал совершенства.

1992: Bolt Thrower – "The IVth Crusade"

-11

  • О чем: 1992 год был, пожалуй, самым насыщенным для дэт-метала. Пришлось принимать сложные решения, и победа достается Bolt Thrower с их альбомом "The IVth Crusade". Вы сразу узнаете Bolt Thrower, но этот альбом предложил нечто иное: замедление темпа с потрясающим эффектом. Грувы стали еще ниже, а британцы оставили после себя дымящееся минное поле риффов.

1993: Morbid Angel – "Covenant"

-12

  • О чем: В 1993 году дэт-метал стал коммерческим... ну, почти. "Covenant" Morbid Angel стал первым дэт-метал альбомом, выпущенным на мейджор-лейбле, но и намека на "продажность" не было. Еще 10 треков адских гимнов. Вокал Дэвида Винсента стал более разборчивым, но это принесло свои плоды: оккультные тексты стали более доходчивыми. "Bow to me faithfully" ("Поклоняйся мне верно") – и никак иначе.

1994: Cannibal Corpse – "The Bleeding"

-13

  • О чем: Наконец-то Cannibal Corpse попали в этот список! Их отсутствие до сих пор говорит о том, насколько жесткой была конкуренция в раннем дэт-метале. Но в 1994 году этих мастеров gore обойти было невозможно. Последний альбом с безумным лириком Крисом Барнсом многие считают лучшим у группы. "The Bleeding" – идеальное сочетание виртуозной гитарной работы, пульсирующих ритмов и цепляющих песен, ставших классикой Cannibal Corpse.

1995: Suffocation – "Pierced From Within"

-14

  • О чем: За звание лучшего альбома 1995 года шла ожесточенная борьба (вспомним "Symbolic" Death и "Slaughter of the Soul" At the Gates), но победа достается Suffocation с их знаковым альбомом "Pierced From Within". Даже без техника Майка Смита за ударными, нью-йоркские мастера техничного и брутального дэт-метала чуть не раскололи Землю надвое мощью таких нетленок, как "Thrones of Blood" и Халкоподобного заглавного трека.

1996: Cryptopsy – "None So Vile"

-15

  • О чем: "None So Vile"? А как насчет "None So Fast?!" ("Никто не так быстр?!"). Второй альбом Cryptopsy – это сплошной хаос, как будто две пластинки играют одновременно. За диким, стремительным вокалом Лорда Ворма невозможно уследить даже с текстом в руках, а грувы и вихри хирургически точных, странных аккордов проносятся мимо, подкрепленные артиллерийским огнем Фло Мунье. Это дэт-метал в самом необузданном виде.

1997: Vader – "Black to the Blind"

-16

  • О чем: Польские дэт-металлисты Vader после своего знаменитого альбома "De Profundis" выпустили альбом каверов, чтобы фанаты не скучали, а затем обрушили на них 30-минутный взрыв под названием "Black to the Blind". Всего одна песня длится более четырех минут. Механические риффы Vader – сокрушительный вихрь и громкое заявление о том, что конкуренция в скорости по-прежнему высока.

1998: Gorguts – "Obscura"

-17

  • О чем: В 1998 году многие не могли понять атональный, искаженный хаос третьего альбома Gorguts "Obscura". Люк Лемэй находил ноты за пределами грифа, исследуя неизведанные территории экстремального метала. Головокружительные размеры не прощают ошибок, а структуры кажутся случайными, но тот факт, что все это было просчитано, – свидетельство гениальности.

1999: Opeth – "Still Life"

-18

  • О чем: После трех альбомов, постепенно нащупывая свой путь и прокладывая собственную дорогу, пионеры прог/дэт-метала Opeth в 1999 году выпустили "Still Life". В нем было все, на что шведы намекали раньше: полностью реализованное видение света и тьмы, широкие мазки дэт-метал ритмов, лучший в своем деле гроул Акерфельдта и деликатные воздушные пассажи, контрастирующие с экстремальными корнями.

2000: Children of Bodom – "Follow the Reaper"

-19

  • О чем: Children of Bodom – не самая очевидная "дэт-метал" группа, но, в конечном счете, они подпадают под это широкое определение. "Follow the Reaper" – их определяющий момент: Алекси Лайхо устраивает шред-клинику почти каждую секунду альбома. Гармонии в духе Maiden и неоклассические соло заразительны. Bodom помогли сохранить мелодию в непростую эпоху.

2001: Opeth – "Blackwater Park"

-20

  • О чем: Большинство поклонников Opeth считают "Blackwater Park" вершиной дискографии группы. Здесь две противоположные музыкальные стороны идеально сплетены в единое целое. Стили не контрастируют, а переплетаются, давая больше пространства для композиции и раскрывая новые грани этой постоянно развивающейся группы.

2002: Bloodbath – "Resurrection Through Carnage"

-21

  • О чем: Снова здравствуйте, мистер Акерфельдт! Bloodbath объединили шведских ветеранов метала под знаменем чистого дэт-метала, стремясь отдать дань уважения основоположникам жанра. Bloodbath воскресили (через резню!) олдскульный дэт-метал с гитарными тембрами, пропитанными могильной грязью, грубым продакшеном и простыми риффами. Дебют доказал, что простота может быть недооценена. Дэт-метал, каким он был раньше!

2003: Vital Remains – "Dechristianize"

-22

  • О чем: Прозябая в андеграунде, Vital Remains получили заслуженное признание, когда в 2003 году к ним присоединился Глен Бентон из Deicide. Вместе с Тони Лазаро (гитара) и сверхчеловеком Дэйвом Сузуки (ударные, соло-гитара, бас, тексты) они поставили экстремальный мир на колени умопомрачительными, невероятно текучими, но сложными композициями, такими как заглавный трек и 10-минутный финал "Entwined by Vengeance".

2004: Necrophagist – "Epitaph"

-23

  • О чем: К 2004 году техничность не была чем-то новым для дэт-метала, но второй альбом Necrophagist "Epitaph" отправил жанр в 15-летнюю одержимость продвинутой игрой на гитаре. Причина, по которой ваша местная сцена переполнена, казалось бы, талантами мирового класса, – такие песни, как "Stabwound" и "Only Ash Remains". Necrophagist не только быстро зарекомендовали себя как новая элита, но и вместили всю эту виртуозность в довольно стандартные композиции, сделав ее доступной даже для самых неопытных слушателей.

2005: Opeth – "Ghost Reveries"

-24

  • О чем: После монументального альбома "Blackwater Park" фанаты Opeth думали, что лучше уже не будет. Однако, по мнению многих, "Ghost Reveries" - это квинтэссенция дэт-металлического мастерства Opeth. Наполненный 10-минутными композиционными работами, граничащими с виртуозностью, "Ghost Reveries" во многом является самой совершенной работой Opeth. Переплетая свет и тьму, такие треки, как "Ghost of Perdition" и "The Grand Conjuration", остаются краеугольными камнями карьеры Opeth, а психоделический рифф к "Atonement" остается одним из самых мощных соло XXI века. Лучший дэт-металлический гроул Микаэля Акерфельдта, возможно, звучит именно в "Ghost Reveries", как и одни из его самых великолепных чистых вокалов.

2006: Amon Amarth – "With Oden on Our Side"

-25

  • О чем: Amon Amarth придерживаются принципа "не чини то, что не сломано", но в 2006 году они немного отошли от своего типичного мелодэта в сторону "With Oden on Our Side". Этот альбом помог группе пробиться в Америке, сменив некоторые пассажи с двойной бочкой на более ориентированные на арены моменты (более гимновые, а не приторно-слащавые). Шведская орда сочетала мелодии, зовущие поднять мечи, с рублеными ритмами и викингскими легендами, создав одни из своих лучших треков, такие как "Asator" и "Cry of the Black Birds".

2007: The Black Dahlia Murder – "Nocturnal"

-26

  • О чем: The Black Dahlia Murder продолжили свой восходящий путь к славе, выпустив свой третий, и лучший на сегодняшний день, альбом Nocturnal. Монохромная синяя обложка от Necrolord (Dissection, Dark Funeral) словно приглашает вас в зловещий замок, внутри которого оживает всё самое жуткое. Nocturnal - это один из самых адреналиновых и напряженных мелодик-дэт-метал альбомов, что когда-либо были выпущены. Он клинически точен в своих гитарных риффах и барабанных партиях, но при этом предлагает больше текучести благодаря соло-гитаре и восторженному, искажающемуся скриму покойного Тревора Стрнада.

2008: Septicflesh – "Communion"

-27

  • О чем: Воссоединившись в 2007 году и объединив две половины своего названия, греки Septicflesh сделали громкое заявление о своем возвращении в виде "Communion". Чистое топливо для кошмаров: Septicflesh обернули свой искаженный блэк/дэт-метал вокруг пугающей оркестровки, приправив атмосферу резкими кусками риффов. Динамика может показаться сложной поначалу, но оно того стоит.

2009: Obscura – "Cosmogenesis"

-28

  • О чем: С двумя участниками Necrophagist в составе, Штеффен Куммерер из Obscura помог сохранить техдэт под ярким немецким светом в 2009 году. После выхода альбома некоторые называли треки "Cosmogenesis", такие как "Choir of Spirits" и "Incarnated", реинкарнацией духа Чака Шульдинера из Death, что всегда является желанным одобрением для любой группы. Obscura по-прежнему делали упор на техничность, но стремление к написанию песен, а не к броской игре на гитаре, привело к созданию лучшего дэт-метал альбома года.

2010: Decrepit Birth – "Polarity"

-29

  • О чем: Decrepit Birth – одни из лучших в техдэте, стремящиеся побить рекорд по количеству риффов в минуту. Вместив три альбома гитарной игры менее чем в 40 минут, калифорнийцы никогда не задерживаются на одном моменте слишком долго, интегрируя грувы в свою виртуозную игру (как Suffocation). При этом новые моменты гасят желание, чтобы группа "посмаковала" пару риффов. В "Polarity" запоминается все: от вышеупомянутых гитар до хирургически точной игры Кей Си Ховарда на ударных и смертоносного рыка Билла Робинсона из измерений, известных только ему.

2011: Septicflesh – "The Great Mass"

-30

  • О чем: Еще до выхода "The Great Mass" Septicflesh называли альбомом года, и не только в дэт-метале. Здесь оркестровка – не просто дополнение, а стержень звучания группы. Стандартные аспекты группы служат лишь обрамлением для искусных симфонических моментов, движимых стремительно меняющимися темпами ударных.

2012: Cattle Decapitation – "Monolith of Inhumanity"

-31

  • О чем: Cattle Decapitation не нуждались в повышении интенсивности или динамизма, но они все равно сделали это с альбомом 2012 года "Monolith of Inhumanity". Эти дэт-грайндеры, не знающие жалости, проносятся сквозь потоки риффов, переключаясь с механических грувов на диссонирующие визги с чистым безумием. Здесь нет места для комфорта, а звериный рык и мучительный скрим Трэвиса Райана, пожалуй, лучшие из тех, что он когда-либо записывал.

2013: Gorguts – "Colored Sands"

-32

  • О чем: Через пять лет после воссоединения и исполнения нового инструментального материала Gorguts наконец-то выпустили долгожданное продолжение альбома 2001 года "From Wisdom to Hate". Вместо того, чтобы создавать еще одну запись-Франкенштейна, Люк Лемэй сосредоточил свою склонность к диссонансу на более прямолинейных риффах, бросая себе вызов в композиции и настроении. Это было неожиданно, но приятно: один из главных новаторов дэт-метала вернулся в игру.

2014: Insomnium – "Shadows of the Dying Sun"

-33

  • О чем: Мелодик-дэт-метал существует уже два десятилетия, но как раз тогда, когда казалось, что поджанр исчерпал себя, Insomnium создали нечто совершенное. "Shadows of the Dying Sun" - это настоящее мастерство мелодик-дэта, с вокалистами Вилле Фриманом и Ниило Севаненом, которые поочередно исполняют чистый и гортанный вокал, с захватывающим характером. Кто знал, что дэт-метал может быть таким запоминающимся? Риффы на этой записи на высшем уровне, с плотной стеной звука, добавляющей успокаивающую теплоту к таким обязательным для прослушивания трекам, как “While We Sleep”, “Revelation” и “Lose to Night”.

2015: Sarpanitum – "Blessed Be My Brothers..."

-34

  • О чем: Sarpanitum предлагают редкое сочетание сверкающей мелодии и разрушительной звуковой мощи. "Blessed Be My Brothers..." бросает вызов условностям, добавляя заразительные гармонии к брутальной дэт-метал основе, подкрепленной мазохистской игрой Леона Мейси на ударных, чьи сбивки звучат как залпы пушек. Темы древних цивилизаций и мифологии: соло воспевают славу давно ушедших империй, а ритмическая часть записи быстро их разрушает.

2016: Interment – "Scent of the Buried"

-35

  • О чем: Хотя "Scent of the Buried" Interment появился в современной части этого списка, по звучанию он близок к грязи ранней шведской дэт-метал сцены и его легко можно принять за жемчужину той золотой эры. Соло с использованием "вау-вау" и риффы, зацикленные на педали HM-2, доминируют здесь, делая потерю Dismember более терпимой, поскольку их культовый звук представлен во всей красе.

2017: Dying Fetus – "Wrong One to Fuck With"

-36

  • О чем: Dying Fetus обрушили на 2017 год свою самую мускулистую работу со времен классического альбома 'Killing on Adrenaline'. Видеть группу на столь позднем этапе карьеры, выпускающую что-то настолько значимое, - большая редкость, и это трио продолжает оттачивать готовые к пит-сражениям грувы, которые стали визитной карточкой их карьеры. С учетом того, что гастроли сейчас важны как никогда, именно такие сборники песен позволяют Dying Fetus оставаться впереди своих более молодых современников, поскольку любая песня способна завести зал, полный размахивающих кулаками и локтями фанатов.

2018: Rivers of Nihil – "Where Owls Know My Name"

-37

  • О чем: Своим третьим полноформатным альбомом квинтет из Рединга, штат Пенсильвания, Rivers of Nihil создал техничный/прогрессивный дэт-метал альбом, вдохновленный Cynic, Atheist и Gorguts, но не копирующий их. В то же время альбом сочетает джазовые, мелодичные гитарные соло с партиями саксофона и соло, которые попеременно создают то сумрачную, психоделическую атмосферу, то взрывы диссонанса в свободной форме. Затем идут случайные пассажи мелодичного вокала, чтобы дать передышку от вокала Джейка Диффенбаха. Творчеству музыки соответствует концептуальная тема: последний человек на Земле становится бессмертным и наблюдает, как Земля умирает вокруг него. Это идеальное экзистенциальное/нигилистическое дополнение к экстремальной музыке, которая полагается на текстуру и настроение почти так же, как на громкость и агрессию.

2019: Blood Incantation – "Hidden History of the Human Race"

-38

  • О чем: Слишком много шумихи может убить группу, но Blood Incantation уже проходили через это. Мистический дэт-метал квартет из Колорадо вызвал ажиотаж в андеграунде еще до своего дебюта 2016 года, "Starspawn", который мгновенно был признан достижением жанра. Следующий альбом – 36-минутный "Hidden History of the Human Race" с четырьмя треками, один из которых занимает почти половину времени. Каждый трек уникален, особенно вдохновленный грибами инструментал "Inner Paths (To Outer Space)", который дает передышку перед марафонским спринтом финального трека. Blood Incantation играют безупречный дэт-метал.

2020: The Black Dahlia Murder – "Verminous"

-39

  • О чем: Это бесспорно: The Black Dahlia Murder – главная дэт-метал группа XXI века. Группа остается на передовой благодаря своей склонности к переосмыслению и готовности идти в направлениях, полностью противоположных тому, что было на предыдущем альбоме. Всегда немного "через край" благодаря безумному вокалу Тревора Стрнада и ярким текстам, TBDM идеально соответствовали этому элементу на "Verminous" – альбоме, изобилующем мелодиями, уходящими корнями в классический хэви-метал, но при этом прочно укоренившемся в их неизменной техничной дэт-метал основе. Это новый захватывающий максимум для группы, приближающейся к 20-летию своего существования, готовой сохранить свое место на троне в течение следующего десятилетия.

2021: Archspire – "Bleed the Future"

-40

  • О чем: Кто-нибудь думал, что можно вывести техничный дэт-метал – в его чистейшей форме – на еще более экстремальный уровень, чем кто-либо делал раньше? Мы можем вспомнить как минимум пятерых канадцев, которые так думали, и имя им – Archspire. Заглавный трек "Bleed the Future" достиг абсурдных 360 ударов в минуту, но чистая скорость и точность этой группы на самом деле не самое впечатляющее в их четвертом альбоме. Здесь больше хуков, чем в ящиках для снастей на турнире по ловле баса – даже барабаны чертовски цепляют. Archspire существуют в своего рода вакууме, будучи способными достичь такого элитного уровня технического безумия, делая при этом каждый отдельный трек запоминающимся. И прямо сейчас никто даже близко не стоит к уровню вокалиста Оли Алерона, чья техника вокала "дробовиком" не похожа ни на что в экстремальном метале. Приветствуйте новых повелителей тех-дэта!

2022: Undeath – "It's Time... To Rise From the Grave"

-41

  • О чем: Как вы наверняка слышали, за последние пару лет появилась новая волна дэт-метала, и это одно из самых захватывающих времен за всю историю жанра. Undeath – одни из лидеров этой новой волны, и хотя "It's Time… To Rise From the Grave", второй альбом группы из Рочестера, штат Нью-Йорк, не изобретает велосипед, он, безусловно, возвращает все к более примитивному состоянию, когда наши предки впервые изобрели колесо.
    Undeath – обязательная подписка в социальных сетях, и их веселый нрав пронизывает музыку, даже если тексты по-прежнему довольно ужасны. Все это кажется немного ироничным, и это хорошо, потому что дэт-метал не должен быть супер-пупер серьезным, и после двух лет буквального ада на Земле мы все можем позволить себе немного расслабиться и вспомнить, что веселье вполне допустимо.

2023: Sanguisugabogg - Homicidal Ecstasy

-42

  • О чем: Всего за несколько лет Sanguisugabogg стали любимцами андеграунда и произвели фурор на дэт-метал сцене в 2023 году своим вторым альбомом Homicidal Ecstasy.Хотя их личности могут быть веселыми и восхитительно глупыми, что лучше всего продемонстрировано в нельзяgram с истерическими клипами, в которых наложены их самые жесткие риффы, музыка - совсем другое дело.Брутальный дэт-метал редко бывает таким запоминающимся, с большими, мясистыми риффами, которыми заправляет барабанщик Коди Дэвидсон, привносящий ощущение слэма и свинга, что является самым большим отличием от дебюта группы 2021 года Tortured Whole.Дэт-метал снова ВЕСЕЛЫЙ, и сцена сейчас самая здоровая за последние, наверное, 20 лет.

2024: Blood Incantation – "Absolute Elsewhere"

-43

  • О чем: Blood Incantation зарекомендовали себя как ведущее имя в современном дэт-метале, меняя форму на протяжении трех полноформатных альбомов, синглов и эмбиентных отступлений.
    "Absolute Elsewhere" полностью реализует этот диапазон влияний как запись, которая легко дрейфует между синтезаторными, космическими фэнтезийными пассажами, нежными рожками и адреналиновым, техничным дэт-металом.
    Эксперименты и сокрушение норм в дэт-метале постоянно подталкивали Blood Incantation к вершине с каждым релизом, и "Absolute Elsewhere", вероятно, будет рассматриваться как венец достижений жанра в течение многих лет.
    Эта амбиция также открыла новые врата (межпространственный портал?) в дэт-метал, и поклонники авангарда оценят этот уникальный поворот.

Это путешествие по почти четырем десятилетиям дэт-метала – лишь малая часть того богатства, которое подарил нам этот жанр. Каждый альбом – это отдельная глава в истории брутальности, и каждая группа – это отдельный мир. Слушайте, исследуйте и открывайте для себя новые грани экстремальной музыки!