Анна Боева, старший консультант отдела продаж и обслуживания клиентов исследования потребительских панелей ICMR (ООО «ГФК-Русь»), о растущем сегменте красной рыбы и причинах, формирующих эту динамику.
Факт: россияне верны мясу
Рыба в целом, а в особенности красная рыба, занимает важное место в рационе россиян. Ее популярность объясняется не только вкусовыми качествами, но и пользой для здоровья. Красная рыба богата омега-3 жирными кислотами, витаминами и микроэлементами, которые необходимы для поддержания здоровья сердца, мозга и общего тонуса организма.
Такие гастрономические предпочтения россиян схожи с общемировым трендом на здоровое питание. Все больше людей стараются придерживаться сбалансированной диеты, зачастую делаю выбор в пользу рыбы или рыбных продуктов, снижая долю мяса, особенного красного, в своем ежедневном рационе. В основе такого нового отношения к мясным продуктам лежат мнения медицинских экспертов о том, что данная категория белков животного происхождения имеет канцерогенную природу, сложна для переработки пищеварительной системой человека, а следовательно для усвоения. Питательные же характеристики мяса, которые в прошлом продвигались как его безусловные нутрициологические преимущества, а в некоторых случаях даже безальтернативные с точки зрения поддержания здоровья, современной медициной всё чаще ставятся под вопрос.
Чтобы лучше понять, как такой настрой потребителей проявляется в выборе продуктов питания, обратимся к структуре корзины товаров повседневного спроса россиян (рис.1), составленной по данным панельного исследования ICMR (ООО «ГФК-Русь»).
Из графика становится понятно, что в структуре расходов российских семей рыбная категория пока мясу проигрывает, занимая всего 3% от общей корзины товаров повседневного спроса. В то время как на мясо различных видов (красное мясо, мясо птицы) приходится 13% среднегодовых потребительских трат россиян. Иными словами, мясная продукция остается основой рациона в нашей стране.
Тренд: рыбная категория набирает вес
Тем не менее в модели потребительского поведения россиян наметились характерные изменения. Так, в 2024 году по сравнению с 2023 годом был зафиксирован заметный рост рыбной категории на фоне остальных белковых продуктов животного происхождения, рыночные объемы которых кардинальным образом не изменились. «Рыбный» же рост в натуральном выражении составил 8%.
Россияне стали значительно чаще покупать красную рыбу, которая еще до недавних пор относилась к премиум сегменту продуктов питания, приобретаемых по «особому случаю». Частота покупки лососевых видов рыбы в 2024 году выросла на 8%.
Таким заметным изменениям в потребительском поведении домохозяйств есть достаточно объяснение — свою роль сыграла экономика. При средней цене за один килограмм красной рыбы в 567 рублей эта продукция уже не является «дорогим удовольствием», предназначенным исключительно для праздничного стола в российской семье. При том, что средняя стоимость одного килограмма говядины на фоне перманентного роста стала сопоставима со стоимостью того же деликатесного лосося. Именно поэтому выбор россиянину с учетом такого порядка цен сделать несложно — он теперь все чаще отдает предпочтение в пользу легкоусвояемого, богатого важными микроэлементами и витаминами протеина. То есть — в пользу красной рыбы.
Тренд: красная рыба - драйвер роста
По данным панельного исследования ICMR (ООО «ГФК-Русь»), россияне переключаются на красную рыбу практически со всех видов животного белка, включая самую доступную с точки зрения цены за килограмм курицу (рис 2):
В основе этого потребительского поведения лежат схожие мотивы: диетическая ценность красной рыбы зачастую превышает экономическую целесообразность покупки такого бюджетного белка как мясо птицы (фактор растущего запроса на здоровый образ жизни).
Феномен подтверждается и данными потребительского спроса на белую рыбу. Как и в случае с курицей, это — более дешевый продукт, средняя цена за один килограмм меньше на 45% чем за один килограмм красной рыбы. Но очевидно, что пищевые свойства белой рыбы, равно как и ее вкусовые качества, играют решающую роль при выборе российским покупателем животных белков. Поэтому доля лососевых в структуре общего потребления рыбы выросла в 2024 году по сравнению с 2023 годом на 7%, составляя теперь четверть рыбного рынка в России (рис 3):
Опираясь на данные исследования ICMR, мы посмотрели на гастрономические предпочтения россиян при выборе белковых продуктов в 2024 году. Рыба набирает популярность, становясь всё более весомым белком в потребительской корзине. Следите за обновлениями — в следующей статье мы посмотрим что происходит внутри рыбной категории.
Контакты ICMR ("ГФК-Русь"):
Нужна дополнительная информация? Мы всегда готовы помочь! Просто напишите нам на pr@icmr.ru.
Присоединяйтесь к ICMR (ООО "ГФК-Русь") в Телеграм канале @gfkrus.