Найти в Дзене
Строительный мир

«Будет единственным в своем роде»: о проекте железнодорожной ветки в Ялту

Эту масштабную инициативу намеревались реализовать еще в царское время. Соответствующие проекты разрабатывались и при СССР. Реанимировать задумку пытались также во второй половине 2010-х. По крайней мере, данный вопрос поднимался на уровне федеральных властей. Однако до реализации дело так и не дошло. Возможно, в скором будущем эта линия, наконец, появится на карте, существенно облегчив доступ к курортам Крыма. В этой статье, опираясь на источники тех лет, мы вспомним инициативы времен Российской империи, а в дальнейшем подобным образом рассмотрим и проекты советского периода. Впервые о необходимости строительства ветки в Ялту заговорили в 1870-х, когда на средства частного капитала была построена Лозово-Севастопольская железная дорога, позволившая добираться до южного берега Крыма на поездах прямиком из Москвы и Санкт-Петербурга. Лозово-Севастопольская железная дорога // Сборник сведений о железных дорогах в России 1870-1872. — СПб., 1875. — Отд. II. — С. 91: «Первый участок дороги (
Оглавление

Эту масштабную инициативу намеревались реализовать еще в царское время. Соответствующие проекты разрабатывались и при СССР. Реанимировать задумку пытались также во второй половине 2010-х. По крайней мере, данный вопрос поднимался на уровне федеральных властей. Однако до реализации дело так и не дошло.

Возможно, в скором будущем эта линия, наконец, появится на карте, существенно облегчив доступ к курортам Крыма. В этой статье, опираясь на источники тех лет, мы вспомним инициативы времен Российской империи, а в дальнейшем подобным образом рассмотрим и проекты советского периода.

Железная дорога в Ялту: первые проекты

Впервые о необходимости строительства ветки в Ялту заговорили в 1870-х, когда на средства частного капитала была построена Лозово-Севастопольская железная дорога, позволившая добираться до южного берега Крыма на поездах прямиком из Москвы и Санкт-Петербурга.

Первый тоннель Лозово-Севастопольской железной дороги на дореволюционной открытке
Первый тоннель Лозово-Севастопольской железной дороги на дореволюционной открытке

Лозово-Севастопольская железная дорога // Сборник сведений о железных дорогах в России 1870-1872. — СПб., 1875. — Отд. II. — С. 91:

«Первый участок дороги (до Александровска) открыт для движения 15 ноября 1873 года на протяжении: 162 версты 189 сажень главного пути, 42 версты 6 саж. ветви от ст. Синельникова до Екатеринослава, и 3 версты 378 саж. товарной ветви к Днепру, у Екатеринослава же; всего на протяжении 208 верст 73 1/2 сажень. Второй участок от Александровска до Мелитополя протяжением в 105 1/2 верст открыт 23 июня 1874 года. Третий — от Мелитополя до Симферополя протяжением 228 3/4 верст — 14 октября 1874 года. Четвертый от Симферополя до Севастополя (72 3/4 верст) — 5 января 1875 года. Вся длина линии составила 614 3/4 в.».
Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г.
Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г.

Относительно ветки до Ялты рассматривались разные варианты, включая узкоколейку от Севастополя протяженностью 90 км. Во второй половине 1880-х на данном направлении проводились изыскания. Тянуть линию планировали вдоль побережья (проект предполагал строительство одиннадцати тоннелей), что не особо нравилось владельцам местных имений, для которых в случае появления дороги осложнялся бы доступ к морю. По некоторым данным, Александр III активно поддерживал именно эту инициативу, продвигаемую О. О. Баталиным и И. В. Романовым.

Правда, после смерти самодержца в 1894-м данный проект уже не имел серьезной поддержки. В приоритете теперь был вариант инженера Р. К. Гартмана, который предложил от Бахчисарая через Ай-Петри построить железную дорогу с зубчатой рейкой между рельсами — так называемая «система Абта», благодаря которой поезда оборудованные специальным колесом способны преодолевать крутые подъемы.

Пример зубчато-колесной железной дороги в Европе
Пример зубчато-колесной железной дороги в Европе

Именно эту инициативу правительственная комиссия и поддержала в 1897 году (по другим данным — в 1898 г.). Еще одно предложение было представлено инженером И. А. Сытенко — железная дорога широкой колеи на паровой тяге по направлению Симферополь – Ялта, но его отклонили.

В. С. Кривенко. Железнодорожные направления. — СПб., 1901. — С. 48:

«Столкновение частных интересов представителей трех предприятий во многом вредило делу, и поныне неосуществленному... Сравнивая все три направления, следует отдать предпочтение наиболее доступной по техническим условиям и более выгодной в экономическом отношении. Такой линией, как мне сдается, является Симферополь – Алушта – Гурзуф – Ялта. Она ближе начинается от магистрали, чем сокращается путь во внутреннюю Россию... Эта линия, помимо собственно южного берега, расшевелила бы и дремлющее чудное побережье на востоке от Алушты до Судака».

Крымские железные дороги до Ялты и в особенности железная дорога от Бахчисарая до Ялты с электрической тягой // Железнодорожное дело. — СПб., 1901. — №48. — С. 2:

«По более внимательном разборе данного вопроса нельзя не высказаться предпочтительно и за направление на Бахчисарай. Во-первых, как за наиболее короткое, а во-вторых, как за прорезывающее богатую и живописную, но пока совершенно лишенную путей сообщения, а по тому заброшенную часть Крыма... Линия на Бахчисарай, имея непосредственное транзитное значение, оживит и весь промежуточный район, через который она пройдет... Наконец, сам переезд из Бахчисарая в Ялту с перевалом через Яйлу и открывающейся панорамой Черного моря также будет единственным в своем роде».
Вокзал в Симферополе, 1890-е гг.
Вокзал в Симферополе, 1890-е гг.

По факту ни зубчато-колесной, ни узкоколейной, ни железной дороги со стандартной колеей так и не появилось. Вопрос упирался в финансирование. Власти лишь разрешили стройку, но выделять на нее денег не планировали. Магистраль предполагалось тянуть за счет частных инвестиций. Но желающих вкладывать в проект не нашлось. Дело в том, что одобренный проект Гартмана, который был всесторонне проработан как с технической, так и с экономической точек зрения, выходил слишком дорогим — около 6 млн руб. При этом, как отмечалось в прессе тех лет, «предприятие представлялось мало доходным».

Только электротяга

В самом начале XX в. был представлен целый ряд новых инициатив, что побудило власти создать специальную межведомственную комиссию, которая выдвинула ряд требований — на них и нужно было опираться инженерам. Одно из условий — дорога должна быть на электрической тяге и иметь узкую колею. Приоритетным направлением назвали Севастополь – Ялта – Алушта.

Варианты направлений Южнобережной железной дороги
Варианты направлений Южнобережной железной дороги

На этот раз даже поговаривали, что деньги могут выделить из царской казны. В 1903 году под руководством Н. Г. Гарина-Михайловского начались изыскания, продолжавшиеся на протяжении восьми месяцев. Была проделана колоссальная работа и предложено свыше 80 вариантов трассировки, в том числе по направлению Бахчисарай – Ялта. Но в итоге строить линию с колеей 1000 мм решили от Севастополя. Однако Русско-японская война помешала осуществлению этих планов.

Почтовая открытка 1909 г., на которой изображен так и не построенный виадук в ущелье Уч-Кош проектируемой Южнобережной железной дороги
Почтовая открытка 1909 г., на которой изображен так и не построенный виадук в ущелье Уч-Кош проектируемой Южнобережной железной дороги

К обсуждению данного вопроса вернулись довольно быстро. Вновь предлагались самые разные варианты, в том числе с пятикилометровым тоннелем под Ай-Петринской яйлой — ветку (113 км) должны были тянуть со стороны Бахчисарая. В дальнейшем от Ялты предусматривалось строительство линий до Алушты и Симеиза. Эта идея принадлежала некогда работавшему с Гартманом С. Н. Чаеву, к которому присоединился его коллега Д. П. Кандауров.

Д. П. Кандауров, С. Н. Чаев Два проекта электрической железной дороги на южный берег Крыма. — СПб., 1911. — С. 5:

«Линия Бахчисарай – Ялта по выходе из тоннеля проходит на протяжении 15 верст по горным склонам, поросшим вековым сосновым лесом. С сооружением ее призывается к новой жизни совсем нетронутая часть Крыма и, вместе с тем, открывается возможность создать горно-климатические станции, постройка которых позволит проводить в Крыму и летние жаркие месяцы».
Почтовая открытка 1909 г., на которой изображен главный вокзал Ялты (проект) проектируемой Южнобережной железной дороги Бахчисарай – Ялта
Почтовая открытка 1909 г., на которой изображен главный вокзал Ялты (проект) проектируемой Южнобережной железной дороги Бахчисарай – Ялта

Именно этот вариант власти и одобрили в 1912 году. Единственное, что оставалось инженерам — найти спонсоров. Широко разрекламированный проект оценили примерно в 30 млн руб. Но нужную сумму собрать так и не удалось, из-за чего Чаеву и Кандаурову пришлось отказаться от реализации своих планов. Тогда на передний план вышел их главный конкурент (проект предпринимателя и инженера Г. К. Ушкова Севастополь – Ялта – Алушта), которому в Министерстве путей сообщения и дали «зеленый свет».

Грандиозная задумка Ушкова

Данную инициативу еще до отмены проекта линии Бахчисарай – Ялта предлагали реализовать без гарантий правительства. Разработкой необходимой документации по приглашению Ушкова (владельца имения Форос) занимался инженер Л. А. Штукенберг. Дорогу предполагалось строить с широкой колеей на электротяге. Протяженность линии между конечными пунктами должна была составить порядка 130 км. Завершить работы рассчитывали за 2,5 года.

Проект дороги у мыса Айя 1915 г.
Проект дороги у мыса Айя 1915 г.

Г. К. Ушков. Пояснительная записка к проекту железнодорожной линии Севастополь – Ялта – Алушта. — СПб., 1911. — С. 37:

«При определении количества поездов мы считали правильным иметь в обращении относительно большее количество поездов небольших составов и остановились на поезде, состоящим из моторного и прицепного вагона, в общем 100 мест... Между Севастополем и Ялтой мы имеем 15 пар, из них 2 пары идут между конечными пунктами без остановки и предназначены для пассажиров прибывающих или отправляющихся на север через Севастополь. 5 пар из этих поездов продолжают свое движение до Алушты и одна до Гурзуфа... От Ялты до Алушты и Симеиза — 11 пар... От Ялты до Алушты — 4 пары... От Ялты до Гурзуфа — 6 пар... Движение от Севастополя до станции Балаклав-город предлагаем производить 10-ю парами поездов по 50 мест».
Золотой портсигар работы Фаберже с изображением схемы будущей железной дороги, сделанный из драгоценных камней по заказу Г. К. Ушкова
Золотой портсигар работы Фаберже с изображением схемы будущей железной дороги, сделанный из драгоценных камней по заказу Г. К. Ушкова

Данный проект, утвержденный в 1913 году, также оценили почти в 30 млн руб. Хотя сам Ушков уверял, что стройка обойдется в 22 млн руб. Примерно пятую часть средств необходимо было потратить на выкуп земель. К кампании пытались привлечь британцев, но те отказались вкладывать свои средства, так как посчитали строительство линии нецелесообразным. В частности, они обратили внимание на проблему южнобережных оползней. Тем не менее деньги были найдены — основным финансовым партнером проекта стал один из сибирских банков.

В 1916 году были проведены новые исследования территории при помощи фототеодолитной съемки, что привело к частичному пересмотру прежней трассировки (дорогу решили провести через мыс Айя с двумя небольшими тоннелями). За счет появления новой инфраструктуры Ушков рассчитывал сделать из Фороса курорт мирового уровня (частности, был разработан и утвержден проект города-сада), в который ежегодно будут приезжать туристы с самых разных стран.

План курортного поселка Форос, 1915 г.
План курортного поселка Форос, 1915 г.

Новый крымский курорт «Форос» / Русская Ривера. — Петроград, 1916. — №1-2 (5-6). — С. 37-38:

«По пути из Севастополя в Ялту, недалеко от Байдарских ворот, у самого берега моря на пространстве более 30 десятин расположен громадный тенистый парк имения Форос. Владелец этого имения строитель южно-бережной железной дороги инженер Г. К. Ушков устраивает здесь огромный курорт, создание которого будет стоить около 6 млн руб. Недавно состоялась закладка нового курорта».
Проект города-сада Ласпи, 1917 г.
Проект города-сада Ласпи, 1917 г.

Строительство железной дороги началось в 1916-м. Власти всячески поддерживали кампанию, так как в условиях Первой мировой войны значение линии возросло в разы. В Крым начали активно завозить рельсы и шпалы. Казалось, уже совсем скоро давняя мечта, наконец, воплотится в жизнь. Однако, по ряду причин, и на этот раз не удалось завершить задуманное. Согласно источникам советского времени, «возникли контры между правлением и управлением по постройке».

Б. Аплаксин. Крымская Южнобережная железная дорога // Крым. — М.-Л., 1929. — №1 (9). — С. 42:

«Правление, получая деньги для постройки, намеревалось использовать их для целей спекуляции — закупить земли в районе будущей дороги. Начальник управления Л. А. Штукенберг хотел вывести правление на чистую воду. Тем не менее все, что он ни предпринимал для этого, терпело неудачу. Правление имело в управлении своих ставленников, моментально сообщавших обо всем в Петроград по Телеграфу».
Бешуйская железная дорога на карте Крыма 1922 г.
Бешуйская железная дорога на карте Крыма 1922 г.

На этом фоне деньги со временем попросту перестали поступать. Начались судебные разбирательства. А после революции 1917 года работы и вовсе прекратились. Документация в итоге была утеряна. Рельсы же, которые успели завезти в 1920-х использовали при строительстве рокадной дороги Джанкой – Перекоп и узкоколейки от угольных копей на склоне горы Бешуй-Шор до поселка Шахты, которая просуществовала вплоть до середины 20 столетия. Что касается Южнобережной железной дороги, то к этой инициативе вернулись уже при советской власти. Но это уже другая история.