Найти в Дзене

Как кошка с собакой. О нерушимой дружбе палубы с машиной.

Обратился к такой животрепещущей теме, как говорится, по просьбе трудящихся. В нашем случае – по просьбе читателей моего канала. А конкретно, недавно я получил комментарий с просьбой примирить машинную команду с палубной. По некотором размышлении я пришёл к выводу, что в целом такой необходимости нет, они и так мирно сосуществуют на каждом судне, оказывая друг другу посильную помощь в нелегком моряцком труде и быте. Но внесение некоторой ясности в этот вопрос не помешает. Тут кстати мне предложили на работе взять группу для руководства практикой. Почему кстати? Сейчас поймёте. Спрашиваю, в чём выражается руководство практикой? – Да так, пустяки, дать задание, собрать отчёты, оценить качество. В общем, мелочи. Правда, могут возникнуть проблемы. – Например, какие? – Да вот, прошлым летом наш практикант подрался со стармехом, пришлось улаживать конфликт. – А конфликт-то в чём заключался? – Да стармех начал учить жизни практиканта, а тот неблагодарным оказался и врезал стармеху по физ
образец дружбы кошки и собаки. из интенета
образец дружбы кошки и собаки. из интенета

Обратился к такой животрепещущей теме, как говорится, по просьбе трудящихся. В нашем случае – по просьбе читателей моего канала. А конкретно, недавно я получил комментарий с просьбой примирить машинную команду с палубной.

По некотором размышлении я пришёл к выводу, что в целом такой необходимости нет, они и так мирно сосуществуют на каждом судне, оказывая друг другу посильную помощь в нелегком моряцком труде и быте. Но внесение некоторой ясности в этот вопрос не помешает.

Тут кстати мне предложили на работе взять группу для руководства практикой. Почему кстати? Сейчас поймёте.

Спрашиваю, в чём выражается руководство практикой?

– Да так, пустяки, дать задание, собрать отчёты, оценить качество. В общем, мелочи. Правда, могут возникнуть проблемы.

– Например, какие?

– Да вот, прошлым летом наш практикант подрался со стармехом, пришлось улаживать конфликт.

– А конфликт-то в чём заключался?

– Да стармех начал учить жизни практиканта, а тот неблагодарным оказался и врезал стармеху по физиономии. Стармех, конечно, обиделся. Тем более что лишился пары зубов.

– И чем закончился конфликт?

– Замяли. Дело в том, что учить жизни юнца стармех взялся в безобразно пьяном состоянии...

В общем, я согласился.

Но тут же вспомнил молодость. Я начинающий четвертый помощник на пассажире. По поручению старпома следил за порядком на мостике. В понятие порядка включалось состояние медных или латунных элементов интерьера: рамы и задрайки иллюминаторов, а также комингсы (так на флоте называют пороги, но и не только) входных дверей с крыльев мостика. Они должны были надраены до блеска, который обновлялся по мере того, как поверхности начинали окисляться и тускнеть. И вот, после очередной процедуры чистки комингсов дверей, нас удостоил своим вниманием старший механик, нарисовавшийся на входе с крыла правого борта.

фото из интернета. это не судовой комингс, но в целом похож. чтоб иметь представление.
фото из интернета. это не судовой комингс, но в целом похож. чтоб иметь представление.

Почему-то стармех не стал заходить на мостик, а наступил на сверкающий комингс и застрял в дверном проёме. Я немного подождал, потом подошёл к "дедушке" и осведомился, не изволит ли он войти вовнутрь и не заметил ли он, что комингс только что был надраен.

Стармех посмотрел на меня, как на насекомое, которое что-то прожужжало и всё-таки снизошёл до меня, чтобы «научить жизни»:

- Товарищ 4-й помощник, вы не имеете права делать замечание старшему офицеру.

Конечно, у нас не дошло до рукоприкладства, и стармех был трезвым, но как видите, событие, даже столь незначительное, отложилось в моей памяти на долгие годы.

Вот из таких мелочей складывалась легендарная вражда палубы и машины.

Палуба традиционно обвиняет машину, что маслопупы оставляют мазутные пятна по всему судну, где наводит порядок палуба. Механики жалуются, что матросы ломают палубные механизмы, которые потом приходится чинить машинёрам. Ну и матрос со шлангом – кошмар электромехаников, восстанавливающих залитое морской водой электрооборудование. Из личной копилки взаимных упрёков могу добавить случай, когда мы мыли трюма после угля под пшеницу, вода наполняла трюм, механики не могли откачать и говорили, что забились льяльные колодцы, для чистки которых матросам уже пришлось бы нырять в холодную воду. А когда я спустился в ЦПУ, где механики комфортно пили чай, пока матросы возились в трюмах, оказалось, что механики включили откачку не из того трюма, который мы мыли.

Думаю, что читатели смогут привести немало примеров, когда одна из сторон вредила другой. Не стесняйтесь, пишите в комментариях. Только попрошу соблюдать вежливость, чтобы мне не пришлось удалять излишне эмоциональные замечания.

Но с возрастом я понял, что дело не в профессии, будь то палуба или машина, а в индивидуальных качествах. Люди грамотные и думающие вместе ищут пути решения проблемы. Все, кто находится на одном судне, зависит одни от других. Ещё будучи старпомом, я всегда старался ладить с механиками. И как ни странно, убедился, что они вполне себе адекватные люди, всегда помогали запустить насосы, откачать балласт, прочистить шпигаты и т.п.

приходилось и мне бывать в машинном отделении. вот почему я всегда сочувствовал механикам. фото из личного архива
приходилось и мне бывать в машинном отделении. вот почему я всегда сочувствовал механикам. фото из личного архива

Иногда попадались и такие механики, которые отказывались сотрудничать, придумывали отмазки, говорили, что мои просьбы выполнить невозможно. Но это были плохие механики как специалисты. Потом приходили другие, более квалифицированные, решали проблемы. Так было с водой, попадавшей в трюм по неизвестной причине. Стармех уверял меня, что из балластно-осушительной системы вода не может попасть в трюм через невозвратные клапана. А потом другой стармех разобрал систему и обнаружил, что и трубы и клапана забиты зерном, что делало невозвратные клапана не такими уж невозвратными. То же было и с гидравлической системой открытия трюмов, когда новый стармех обнаружил засоренный клапан в системе. Да и с фекальной системой, которая не работала, пока новый стармех не прочистил трубы. Может быть, и ко мне были претензии у механиков, о которых я не помню. Но я всегда старался идти навстречу друг другу.

Так что считаю вражду палубы и машины устаревшим стереотипом, как и собак с кошками. Разумные существа должны уметь ладить друг с другом, тогда всем живётся лучше.

оказывается, кошки с собаками могут легко уживаться
оказывается, кошки с собаками могут легко уживаться

В завершение хочу поделиться фактами неразрывной дружбы палубы с машиной на примере многодневного запоя нашего капитана со стармехом, на всём переходе аж от Суэцкого Канала до Китая. О нем я уже писал. И сам я тоже всегда дружил со стармехами. Ведь с кем ещё можно иногда выпить рюмку-другую. Со старпомом нельзя – субординация не позволяет. Стармех – другое дело, он хоть и подчиняется капитану, но можно считать коллегой по управлению департаментами, капитан – палубная часть, стармех – машинная. Практически равные фигуры по рангу. Стармехи даже претендовали на руководство судном, писали коллективное письмо в управление Балтийского пароходства, нам ещё в училище рассказывали.

одно из многих фото со стармехом. взято наугад из личного архива
одно из многих фото со стармехом. взято наугад из личного архива

О том, что у меня со стармехами были всегда хорошие отношения свидетельствует и тот факт, что недавно один такой стармех пригласил меня погостить летом у него на море. Приглашение рассматривается. Если удастся вырваться с огорода в разгар сельскохозяйственных работ, сообщу дополнительно.

Спасибо за прочтение и комментарии.