Многие ли помнят, что события в Дюнкерке, были повторены менее, чем через месяц в ходе операций "Цикл" и "Воздушный"?
Судите сами - в ходе "Динамо" в общей сложности 224 320 британских солдат, а также 139 097 французских и некоторое количество бельгийских, были эвакуированы из Дюнкерка в период с 26 мая по 4 июня.
Хотел бы отметить, что часто приходится встречать рассуждения, будто англичане подло бросили своих французских союзников. Цифры говорят, что это было не так. Вот пара снимков - французов и англичан можно различить по каскам
Следовало ли британцам в первую очередь вывозить французов, а своих оставить на чужом берегу? Не думаю. Из окружённых вместе с ними под Дюнкерком французов в плен попали только порядка 15 000.
Британский экспедиционный корпус за чуть более двух недель боевых действий до эвакуации потерял 68 111 человек убитыми, раненными и плененными. Потери внушительные, не так ли?
Но в Дюнкерке оказались заперты не все британские войска, посланные на континент ранее, и даже 7 июня, уже после эвакуации Дюнкерка, во Францию направлялись новые подкрепления. Однако ход событий они переломить не смогли. В ходе операций "Цикл" и "Воздушный" из нескольких французских портов было спасено еще 191 870 военнослужащих.
Однако во время этих операций немецкие войска, в отличие от Дюнкерка, были достаточно далеко.
Причины, побудившие Гитлера остановить успешное наступление своих войск на Дюнкерк, до сих пор остаются до конца не проясненными. Английские офицеры были склонны считать это чудом, немецкие — самой страшной ошибкой за всю войну. Некоторые исследователи считают, что Гитлер не хотел слишком сильно настраивать против себя британцев, рассчитывая на заключение мирного соглашения в преддверии нападения на Советский Союз, другие говорят, что в нем внезапно взыграло самое обыкновенное человеколюбие, и он решил не устраивать кровавую мясорубку.
А вот как объясняют это аналитики с британского сайта IWM.org.uk, посвящённого истории мировых войн.
"Люди в высшем немецком командовании всегда предполагали, что французы смогут провести контратаку и отрезать танки, которые продвигались с такой скоростью. Они все время пытались заставить танки замедлиться, чтобы пехота могла их догнать, и поэтому этот приказ об остановке от 24 мая является своего рода еще одной итерацией этой осторожности. В частях Рундштедта, командовавшего основными немецкими силами на этом направлении, потери танков составляли от 30 до 50%, оставшиеся еще должны были пригодиться для продолжения французской кампании — их следовало поберечь.
Еще одной ключевой проблемой были гарнизоны союзников в других важных городах. Британские защитники Кале держались вопреки всем обстоятельствам до 26 мая, в то время как французские войска в Лилле сумели задержать 10 немецких дивизий в одиночку.
Немцы поняли, что, хотя они и выиграли начальную битву эффективно, они не победили Францию. У Франции все еще была огромная армия, и им понадобятся все их танки после того, как они разберутся с тем, что произошло в Дюнкерке. Они также думали, что немецкие ВВС могут уничтожить войска на плацдарме или любые корабли, пытающиеся их спасти, поэтому и был отдан этот приказ."
И всё-таки, по мнению авторов этого текста, что помогло сделать эвакуацию столь эффективной?
"...Во-первых, это погода.
Да, погода вряд ли могла быть более благоприятной. Было очень необычно для этого времени года, очень слабые ветры в течение большинства дней, и на пляже не было большого прибоя.
Это позволяло людям садиться в лодки меньшего размера прямо на берегу, прежде чем пересаживаться на более крупные корабли, что было невозможно в ветреные дни
Далее последовала изобретательность морского офицера, отвечавшего за эвакуацию, капитана Уильяма Теннанта, которая противоречит одному из классических сюжетов о Дюнкерке.
Одна из вещей, которую мы помним или думаем, что помним о Дюнкерке, — это маленькие плавсредства, которые забирали людей с пляжей. Конечно, они там были, более 300 единиц,
но это было меньшинство из тех, кто спасся. Большая часть эвакуации проходила через один из волнорезов гавани Дюнкерка. Это было очень узкое место с проходом наверху. Большинство людей, около 200 000 из 338 000 человек, ушли по этому маршруту, а не через пляжи.
Мол был настолько эффективен, потому что позволял войскам переходить из гавани на эсминцы или другие крупные корабли, а не проходить через трудоемкий процесс пересадки на меньшие лодки с берега. Мол никогда не был предназначен для использования таким образом, но он был основным фактором, сделавшим эвакуацию из Дюнкерка такой успешной.
У солдат там был разный опыт, и британская армия вела себя по-разному. Был определенный героизм, с другой стороны, были случаи беспорядка и случаи паники.
Сцены на пляжах варьировались от скуки, когда солдаты ждали погрузки, до бедлама, когда над головой кружились люфтваффе. По словам одного солдата, записавшего в своем дневнике 30 мая, ситуация была отчаянной: «каждый сам за себя, загружаясь».
А для солдат, которым удалось бежать на корабли, стресс не закончился. По возвращении в Британию они ожидали холодный прием.
Они думали, что будут осуждены общественностью. Они считали, что вернулись домой с поджатым хвостом, и все же обнаружили, что к ним относятся в основном как к героям, э-э, потому что люди были очень рады, что спасли так много своих парней, и это, по очевидным причинам национальной морали, было линией, которую продвигали пресса и Би-би-си. Сцены в пути следования к местам расположения
Встреча на вокзале
Британский моральный дух был на низком уровне, и поэтому британская пресса подчеркивала истории героизма, подобные тем, что были на так называемых маленьких судах. Большинство этих судов управлялись экипажами Королевского флота, а не гражданскими лицами, и все же эти истории о смелых британцах, побеждающих вопреки всему, являются историями, которые осели у людей в головах, частью того, что стало известно как «дух Дюнкерка»..."
И вот уже вернувшиеся, оправившись, требуют отдать им Гитлера живым. Уж они-то ему покажут кузькину мать
....................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4