Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Жан-Леон Жером: Инстаграммер XIX века, который пережил свой хейт и стал мемом

Оглавление

Как художник-консерватор обогнал время, став кумиром арт-хипстеров спустя век после смерти

Если бы Жан-Леон Жером жил в наше время, его TikTok пестрел бы хештегами #путешествиянавосток, #античныйлук и #яжхудожник. Французский мастер академизма, родившийся за 60 лет до изобретения кинематографа, умудрился стать главным «контент-мейкером» своего времени. Его картины — это смесь роскошных восточных эстетик, античных драм и помпейского гламура, который сегодня бы назвали «винтажным трендом». Но как художник, которого современники обвиняли в косности, превратился в культовую фигуру для поколения, помешанного на ретромоде? Давайте разбираться, заварив кофе и включив иронию.

Жан-Леон Жером (фр. Jean-Léon Gérôme; 11 мая 1824 года, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904 года, Париж) — французский живописец и скульптор, известный своими работами в академическом и ориенталистском стилях, также известном как «помпейский стиль». 
Жан-Леон Жером (фр. Jean-Léon Gérôme; 11 мая 1824 года, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904 года, Париж) — французский живописец и скульптор, известный своими работами в академическом и ориенталистском стилях, также известном как «помпейский стиль». 

«Сториз» из Помпеи: почему Жером был королем эскапизма

Пока парижские импрессионисты пытались поймать мимолетность света, Жером, словно упрямый блогер-реконструктор, создавал гиперреалистичные «сторис» из прошлого. Его полотна — это детализированные репортажи: вот гладиатор падает на арене Колизея (лайкните, чтобы спасти!), вот торговцы на базаре Каира торгуются за ковер (скидка 10% по промокоду GEROME). Зрители XIX века, уставшие от индустриальной революции, сбегали в его воображаемый мир, как сегодня бегут в Netflix.

«Он был гуру визуального сторителлинга, — шутит куратор Лувра Пьер Лефевр. — Если бы не отсутствие айфона, он бы точно снимал вертикальные видео. С подписями в духе: „Снова в Каире, зацените эти оттенки песка!“».

Хейтеры vs. Фанаты: война с импрессионистами и мода на „олдскул“

Жером не просто не любил импрессионистов — он их отменял. Представьте: Моне пишет «Впечатление. Восходящее солнце», а Жером в ярости твитит: «Это что за мазня? Настоящее искусство должно быть как фотография!». Их противостояние — классический «холивар» в духе «Айфон vs. Зенит». Академист Жером считал, что искусство обязано быть идеальным, как фильтры в Instagram, а не размытым, как селфи после пятничной вечеринки.

Но мода циклична. В 1970-х, когда мир устал от абстрактного экспрессионизма, все вдруг вспомнили: «А ведь Жером круто детализировал складки на тоге!». Его реабилитировали хипстеры от искусства, которые носили клетчатые рубахи и слушали винил. «Он был перфекционистом, — говорит арт-критик Мари Дюпон. — Его картины — это аналог 8K-разрешения. В эпоху, когда люди рисовали „как видится“, он делал „как в реальности“».

Ретроспектива 2010: Как Жером стал мемом

Выставка 2010 года в музее Орсе — это история о том, как художник стал виральным. Кураторы, словно продюсеры ребрендинга, показали Жерома не как зануду-академиста, а как провокатора. Его «Пигмалион и Галатея» — предвосхищение феминистских дискуссий (ожившая статуя смотрит на творца с немым вопросом: «И это всё?»). А «Заключенные-христиане» — готовый сюжет для хоррора про древний Рим.

«Его работы — это смесь „Игры престолов“ и документалки BBC, — смеется блогер Артем Миронов. — Если бы он творил сейчас, его бы обвинили в культурной апроприации, но тогда это называлось „ориентализм“».

Заключение: Почему Жером актуален в эпоху цифры

Жан-Леон Жером — мастер парадоксов. Консерватор, ставший революционером ретро-эстетики. Художник, которого сначала хейтили, потом забыли, а затем раскопали, как виниловую пластинку на блошином рынке. Его история доказывает: искусство не бывает «устаревшим» — бывают эпохи, которые еще не доросли до его понимания.

Сегодня, когда мы листаем ленту соцсетей в поисках идеальных кадров, Жером напоминает: иногда стоит замедлиться и рассмотреть каждую деталь. Даже если для этого придется стать «немодным» на пару веков.

P.S. Если встретите его «Гладиаторы» в музее — не забудьте поставить лайк. Он ждал его 150 лет.

Материалы по теме