Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем.
Александр Серов.
В каталоге работ Иоганна Себастьяна Баха (BWV - Bach Werke Verzeichnis) числится по меньшей мере десять произведений, автором которых является Антонио Вивальди.
Как музыка итальянца попала в немецкий синодик?
Всё просто. Бах делал на Вивальди инструментальные каверы.
Распространено мнение, что наследие обоих композитора после смерти было предано основательному забвению.
Ерунда полная.
Взгляните на страницу из тома органных сочинений Баха 1888 года выпуска:
Музыкальный мир никогда не забывал ни того, ни другого.
Конечно, в популярности у народа, по определённым причинам, Баху повезло существенно больше. Его работы начали внедрять в сознание широких масс ещё в двадцатых годах XIX века, а очередь Вивальди подошла только спустя столетие.
Профессиональные музыканты всегда знали, что, например, ля минорный концерт для органа Баха (BWV 593) это переложение Концерта № 8 ля минор для двух скрипок и струнных Вивальди из третьего опуса - знаменитого "L’estro armonico" - опубликованного в 1711 году.
Музыка венецианского композитора в тот период была чрезвычайно популярна, Он много путешествовал, его фамилия, имя и прозвище гремели по всей Европе. А Бах никогда не пересекал границ Германии и, похоже, "Prete rosso" не знал о его существовании вообще.
Бах взялся за обработку концертов Вивальди находясь на должности органиста при дворе герцога Вильгельма Эрнста Саксен-Веймарского.
Для чего? Существует две версии.
Первая. Транскрибируя чужие сочинения, он совершенствовал свою композиторскую технику.
В качестве аргументации приводят слова первого биографа композитора Иоганна Николауса Форкеля:
... он [Бах] почувствовал, что вечной беготнёй по клавиатуре и бездумным перескакиванием с одних клавиш на другие ничего не добьёшься, что тут необходима упорядоченность и связность движения мысли и что для обретения этой упорядоченности нужно руководствоваться какими-то указующими вехами. Таким руководством стали для него скрипичные концерты Вивальди ...
По мнению Форкеля, перерабатывая скрипичные темы и пассажи, изначально не предназначенные для исполнения на клавире, Бах постиг закономерности музыкального мышления.
Французский философ Альберт Швейцер также утверждал, что Бах учился у Вивальди ясности и стройности построения.
С ними не согласен немецкий музыковед Кристоф Вольф:
В ключевом заявлении Форкеля говорится, что транскрипции Вивальди "научили его [Баха] мыслить музыкально". Форкель никогда не смог бы придумать такую фразу, потому что его ограниченные знания музыки Вивальди не могли дать ему абсолютно никаких оснований для вынесения такого суждения. Таким образом, информация, скорее всего, была получена из его основных биографических источников, а именно от двух старших сыновей Баха, Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануила.
Однако, как подмечает профессор музыки Джозеф Батлер, количество выполненных транскрипций существенно превышает потребность самосовершенствования:
Не нужно делать десятки идиоматических клавирных аранжировок концертов, чтобы научиться писать один для струнных ...
Можно предположить, что в дальнейшем влияние Вивальди проявилось при сочинении Бранденбургских концертов и "Концерта для скрипки с оркестром ми мажор" (BWV 1042).
Однако, ещё до знакомства с вивальдиевской схемой Бах умел создавать стройные ритурнельные формы. Например, во вступительной части кантаты "Der Herr denket an uns" (BWV 196).
Поэтому оставлю обсуждение тонкой грани между "подражанием" и "вдохновением" настоящим музыковедам и перейду ко второй версии. Более правдоподобной.
Бах послушно следовал указаниям своего работодателя. Тогда его обработке подверглись не только концерты Вивальди, но и другие партитуры из обширной библиотеки Вильгельма, в том числе произведения итальянцев Джузеппе Торелли, братьев Алессандро и Бенедетто Марчелло, а также незамысловатые сочинения юного Иоганна Эрнста IV - близкого родственника герцога.
В любом случае творчество Антонио Вивальди имело огромное значение для прогресса европейской музыки и эволюции менталитета солиста. Его открытия в области композиции неоспоримы.
Напротив, Бах - типичный консерватор, один из многих канторов-органистов, формировавших музыкальный ландшафт Северной Германии, отдавая предпочтение религиозной музыке, хоровому пению и древним формам. Но почему-то именно его наследие стало предметом благоговейного почитания, а сам он провозглашён "величайшим из музыкантов, святым, восседающим на недосягаемом под облаками троне".
Как так получилось, что ручей превратился в море? ... Об этом в другой раз.
Ссылка на статью отправляется в постоянный КАТАЛОГ публикаций канала. Ещё по теме:
Самозванец поневоле - как Петцольд трансформировался в Баха
Кто написал Токкату и Фугу Ре минор Баха?
Пророки забытых богов - Бах, Вивальди, Альбинони и их апологеты
Несмешная байка в заключении:
Однажды Бах проводил репетицию новой кантаты, на которую была допущена любопытная публика. А хор никак не мог вступить в нужном месте. Выведенный из терпения композитор заорал: "Der Chor fällt ein!"
И вдруг толпа с жутким грохотом бросилась из церкви вон. Какое-то время Бах стоял в полном недоумении, а потом начал громко хохотать.
Ведь по-немецки его фразу можно понять двояко: "хор вступает!" и "хоры падают!" (хоры - верхняя галерея в церкви).