Долгие годы я очень любил как отгадывать кроссворды, так и составлять их. Особенно нравилось вводить людей в ступор словечками, абсолютно непривычными русскому человеку. Например, задаёшь вопрос: "Крупнейший остров Адриатического моря", три буквы, все они проверяются. А человек начнёт гадать и просто зависает - как это так, тут же один только набор согласных: Крк! Разве может остров так называться?!!
Может. Потому что у западных славян такое в порядке вещей. Например, жил в Чехии один оружейник, Сильвестр Крнка, так у него вообще из пяти букв четыре согласные. Подозреваю, что чехи (как и хорваты, в случае с тем самым островом) просто экономили на гласных, а чеха, на самом деле, звали Крынка. Но - не нам их судить.
В середине XIX века этот подданный Австро-Венгрии разработал однозарядную винтовку довольно необычной конструкции, которую и предложил своему военному ведомству. Однако там её рассмотрели и отвергли, после чего Крнка посчитал, что теперь он имеет полное моральное право продать свою разработку в другие страны. Например - в Россию.
А вот нашим военным его винтовка понравилась, и в 1869 году её приняли на вооружение.
Что же из себя представляло это изделие? На самом деле, Крнка пошёл довольно простым путём: учитывая то, что в Европе скопилось огромное количество дульнозарядных мушкетов разных образцов, он предложил модернизировать их, превращая в казнозарядное оружие. Для этого надо было просто отпилить заднюю часть ствола и накрутить на неё компактную ствольную коробку, в которой на шарнире крепился откидывающийся вбок затвор. Старый курок ударного капсюльного замка бил по толкателю ударника, а ударник, в свою очередь, - по капсюлю патрона.
Такой подход очень понравился нашему военному ведомству, ибо позволял не списывать в утиль российские 6-линейные дульнозарядные винтовки образца 1856 и 1858 годов, а дать им вторую жизнь (то есть сэкономить огромные средства).
Стоит отметить довольно внушительный калибр винтовки - 6 линий, то есть 15,24 мм, в два раза больше, чем у "трёхлинейки" - ВИНТОВКИ МОСИНА.
Затворная рама была выполнена очень качественно, а простота конструкции и процесса заряжания позволяла легко обучить стрельбе даже начинающих солдат. Также отмечалась высокая живучесть и надёжность винтовки.
Однако были и недостатки - в частности, невысокая скорострельность (она всё равно была намного выше, чем у дульнозарядных образов, но ниже, чем у казённнозарядных других моделей). Также ВИНТОВКА КРНКА обладала не самой лучшей точностью и нередко возникали проблемы с экстрактацией гильз. Дело в том, что экстрактор хорошо работал только будучи идеально чистым и исправным, в этом случае он не только выдвигал гильзу из патронника, но и выбрасывал её за пределы оружия через жёлоб ствольной коробки (для этого затвор винтовки было предписано открывать резким ударом ладонью по расположенной справа рукояти). Однако в реальной жизни оружие было, как правило, загрязнено, поэтому гильзу часто приходилось вытягивать руками, а в редких случаях - даже выбивать шомполом с дульного среза.
Прицельная дальность ВИНТОВКИ КРНКА была определена как 1200 шагов, хотя в обычно огонь вели на дистанцию вдвое меньшую.
И вот с этим оружием русская армия в 1877 году начала войну с Османской империей и вышла из неё с победой.
Хотя уже к концу кампании стало ясно: с "крынкой" придётся распрощаться, ибо в мире есть много чего куда более интересного. Да и калибр 6 линий уж больно велик, вполне достаточно 4,2 линии.
В итоге то, что было в русской армии, передали болгарам, мол, теперь вы свободны, защищайтесь самостоятельно. Правда, некоторый объём ВИНТОВОК КРНКА сохранился и у нас, его ещё долгие годы использовали на охоте - как раз там пули калибра 15,24 мм оказались очень к месту.
По некоторым сведениям, охотничий вариант этого оружия кое-где в российской глубинке встречался чуть ли не до начала XXI века. Но это надо бы перепроверить.
Сильвестр Крнка (31 декабря 1825 - 4 января 1903) - австро-венгерский конструктор оружия чешского происхождения.
Родился в городе Великий Бор, Пльзеньский край Чехии, но ещё подростком переехал в Вену и стал учеником одного оружейника. Поднабравшись опыта, ещё через несколько лет он поступил на службу в местный оружейный склад Национальной гвардии в город Волин.
Именно там он впервые начал разрабатывать способ переделки дульнозарядного оружия в казнозарядное, но - под бумажный патрон. Эта конструкция Комиссией для испытания ружей 3-го армейского корпуса в Праге была признана удачной, но вышестоящее начальство решило иначе и вынесло заключение: «Приведённое оружие непригодно для военного использования».
Потом Национальную гвардию расформировали, Крнка потерял работу, помыкался два года, поступил на службу оружейником в 10-й уланский полк «Граф Эдуард Клам-Галлас» в Трансильвании.
Там он изобрёл новый тип твёрдого свинцового снаряда «для пробивания кирасы», а также новый тип фугасного снаряда.
Анализируя опыт применения стрелкового оружия в Крымской войне, Крнка решил использовать нарезной ствол и металлический патрон. Однако и эта разработка была отвергнута военными.
Решив не сдаваться и идти до конца, 10 декабря 1866 года Крнка подал заявку на патент. И 1 марта 1867 года получил документ № 36679/497. Однако даже после этого у себя на родине он так и не сумел пристроить собственную разработку, которая военным упорно не нравилась. Именно поэтому он и подался в России, а заодно и в Черногорию, где открыл собственную оружейную мастерскую.
Стоит отметить, что его сын, Карел Крнка, тоже стал конструктором оружия. В 1923 году он разработал и предложил Чехословакии целых три варианта автоматической винтовки (САМОСТРЕЛ КРНКА) под патрон 7,92×57 мм Маузер и магазином на 10 патронов.
Но, во-первых, все эти изделия не прошли испытания, а выявленные недостатки автору так и не удалось исправить, а во-вторых, это тема другой статьи.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!