Двое суток в ледяной воде. Двенадцать судов, прошедших мимо. И постоянно накатывающее отчаяние. Осенью 2019 года дайвер Павел погрузился на 20-метровую глубину Японского моря, а когда поднялся наверх – катера с другом рядом уже не было. Волны уносили его всё дальше, ноги стёрлись в кровь. Мало кто верил, что в таких условиях он сможет выжить, но близкие не теряли надежды.
«Нырну быстренько – и всё»
Остров Русский в заливе Петра Великого (1 километр от Владивостока) давно облюбовали дайверы, так как здесь можно не только поохотиться на морских обитателей, но и исследовать затонувшие суда. Осенью 2019 года перед закрытием сезона 32-летний Павел в компании других дайверов решил порыбачить и заодно проверить новое оборудование. Утром 8 ноября он созвонился с супругой и отправился к морю.
В 8 утра мужчина с одним из напарников вышел в море. Температура воздуха составляла +2 градуса, воды – +8 градусов. Через час он надел гидрокостюм и в 200 метрах от южного берега острова погрузился на глубину 12 метров. Ещё спустя 40 минут он совершил второе погружение – уже на 20 метров. В этот момент погода резко ухудшилась.
«Погода была и так на грани можно/нельзя работать. Но, опять же, эта самонадеянность: «Я и не в такую погоду работал. Пойду, нырну быстренько, посмотрю – и всё», - объясняла в передаче «Вернувшиеся» супруга Павла Татьяна.
«Ваш муж пропал без вести»
Кислорода в баллоне Павла должно было хватить на 30 минут, однако с момента его погружения прошли все 40 минут, а он до сих пор не всплывал. В 10:30 напарник дайвера начал его поиски по направлению ветра. Так как волна шла к берегу, мужчина двинулся к нему и стал обследовать территорию по мысам и бухтам. Когда стало понятно, что самостоятельные поиски ни к чему не приводят, он обратился в МЧС и полицию.
В 11:30 спасатели направили к месту пропажи катер МЧС. На протяжении четырёх часов они осматривали морскую поверхность в районе исчезновения Павла, но результата не было.
«Часов в 16 я начала звонить – не берёт трубку. Не слышит, видимо, или ещё что. И мне с его номера позвонил друг. Позвонил и передал трубку следователю. Меня огорошили такими словами: «Важ муж пропал без вести», - вспоминала Татьяна.
«Шансы найти его были равны нулю»
Около 17 часов информация дошла и до лучшего друга Павла Василия. В это время катер МЧС вернулся на базу, а Татьяна с Василием взяли организацию поисков в свои руки. Когда они связались с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт», узнали, что там примерно в 18:00 уже была оставлена заявка на поиск Павла. В 18:30 информацию о пропаже дайвера направили в водолазное подразделение отряда «ДобротворецЪ».
«Зная море и течение, что собой это представляет, шансов на обнаружение данного человека в принципе не было. Они были равны нулю», - поделился руководитель водолазной группы «ДобротворецЪ» Карэн.
Не относился к опасностям серьёзно
Павел из-за своей деятельности не раз оказывался в шаге от смерти. Однажды, по словам жены, его чуть не переехал мотором лодочник, в другой раз он «закессонил». Тогда он погружался на глубину 30 метров, где вдруг переклинило редуктор – попала вода и воздух перестал поступать. Пришлось резко подниматься на поверхность. От кессонной болезни погиб друг Павла, сам же он не относился к ней серьёзно.
«Мне он об этом сказал так, будто шёл вчера в магазин и споткнулся. Мы там были, замёрз, ну я быстро вышел, «закессонил», поболел, отлегло – и продолжил нырять. Он не воспринимал эти неудачи, происшествия как какие-то знаки свыше. Он очень упорный, порой даже упёртый», - рассказал Василий.
Никто не знал, что случилось с Павлом утром 8 ноября. Лететь водолазной группе из Москвы во Владивосток не было смысла – слишком много времени это бы заняло. На место выехала группа отряда «ЛизаАлерт», однако он не специализируется на поисках на воде.
Поиски пришлось прекратить
Волонтёры осматривали береговую линию, оповещали местное население, так как тело может вынести на берег в любой части острова. К поискам подключили квадрокоптер, который мог засветить глубину до 5 метров, но на снимках Павла видно не было. К 21 часу на помощь выдвинулись другие отряды и местные жители.
Все группы в социальных сетях были забиты информацией о пропавшем – она распространилась с невероятной скоростью. Вскоре рыбаки с собственными катерами вышли в море, где курсировали по определённым маршрутам. В 23 часа, когда стало совсем темно, поиски прекратили. Возобновили их утром следующего дня.
Несмотря на неутешительные прогнозы, близкие Павла не теряли веры в то, что могут найти его живым. Они просили спасательный вертолёт, но им сказали, что с вертолёта дна не видно.
Второй день – и никаких зацепок
И всё же пилот частного вертолёта Василий Чихунов откликнулся на помощь и, невзирая на штормовую погоду, в 7 утра 9 ноября отправился искать пропавшего. С момента его исчезновения прошли почти сутки. Мужчину пытались найти повсюду: вдоль береговой линии ходили волонтёры, в небе кружил вертолёт, а в море курсировали катера.
«Был вариант, что Паша мог выплыть, то есть его могло выбросить волной на берег. Могло быть состояние тяжёлое – тогда волонтёры могли бы помочь тем, что смотрели с берега. Потому что здесь территория тяжёлая из-за скал. То есть ту территорию, которую может просмотреть вертолёт либо лодка, её не может просмотреть человек – и наоборот», - разъясняла координатор Приморской региональной организации «ПримПоиск» Кристина.
В 15 часов того же дня к поисковикам присоединились фридайверы – люди, которые могут нырять без акваланга и надолго задерживать дыхание. Татьяне звонили неизвестные ей дайверы, которые рассказывали свои истории, пытаясь тем самым поддержать её. Второй день поиска тоже был безуспешным.
«Найден. Утонул»
10 ноября в 7 утра к порту Владивостока подходил транспортный рефрижератор «Тигр-2». В это время на палубу вышел боцман Махир. Он оглянулся по сторонам и заметил в море чёрную точку.
«Со мной была в тот день моя близкая подруга Ольга. Она тоже на телефоне со всеми была. С, по-моему, большекаменского паблика «Рыбаки охотники» или что-то такое прислали сообщение «Найден. Утонул», - со слезами на глазах вспоминает Татьяна.
В это время с судна спустили шлюпку и на борт подняли человека, обнаруженного ранее Махиром.
«Он в таком состоянии [был], я думал, какой-то старик. Весь чёрный аж», - описывал боцман.
«Паша, сынок, это ты?!»
Татьяна находилась рядом со свекровью в тот момент, когда на её телефоне раздался звонок. «Паша, сынок, это ты?!» - услышала женщина и не поверила своим ушам. Павла нашли в 17 километрах от места погружения.
«Плакали. Его когда с порта вывезли, он ещё снарягу [снаряжение] пытался за собой тащить», - вспоминала супруга.
«Собирались пойти на рыбалку, на дайвинг. Я начинал с 13 метров и спустился до около 20 метров. Видимость была плохая из-за ветра. Мне ещё друг говорит: «Может, не надо?» Я говорю: «Да ладно, нормально. Сверху дует, там всё равно ещё внизу не разогнало»
Нырнул, а там по низу тянуло холодное такое течение. Взвесь была, видимость плохая. Спустился ниже – думал, может быть ниже не пробивает волна. Хуже, хуже там – холоднее, мутнее. Решил, что дальше [погружаться] нет смысла. Вышел. Смотрю – катер отнесло от точки, где я погружался. Я надул буй, у меня был с собой сигнальный буй. Пока болтался туда-сюда, меня относило», - начал свою историю Павел.
«Я живой»
Мужчина видел катер и пытался подать шумовой сигнал, но из-за сильного прибоя и волнения его никто не слышал. Друг направился к берегу, в то время как Павла уносило всё дальше в море. Он смог столько продержаться в воде только благодаря своему гидрокостюму и огромному желанию жить.
«Двигался постоянно, чтобы разогнать кровь и было тепло. Пока грёб, ноги растёр до крови – рубцы были, заживало долго. В рот постоянно залетали капли солёной воды – они просто разъели нёбо, язык, горло».
Мимо проходили суда, но они не замечали дайвера. Моментами накатывало отчаяние, но Павел пытался побороть его – двое суток пел песню. За всё время, что мужчина провёл в воде, рядом с ним прошло 12 грузовых судов. Только с тринадцатого судна его заметили и спасли.
«Жену набираю – занято. Набираю матери – мать взяла. Говорю: «Живой. Я живой», - сквозь слёзы рассказывал Павел.
«Смерть показала, кто хозяин»
«Смерть поиграла, наверное, со мной немножко. Показала, кто хозяин. Море объяснило, что нельзя пренебрегать правилами безопасности – всё-таки техника безопасности кровью пишется».
Павел сделал для себя выводы и поблагодарил каждого, кто принимал участие в его поисках. Многие люди даже не знали его, как и он их, но всё равно откликнулись на просьбы о помощи. Спасение дайвера можно назвать уникальным, так как далеко не каждому удаётся выжить в такой ситуации. История Павла – очередное напоминание о том, насколько опасно море, а потому не стоит с ним шутить. Излишняя самонадеянность может привести к трагедии.
Друзья, если вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.
Читайте также: