Найти в Дзене

К 110-летию С. Рихтера. Шопен, Глазунов, Сибелиус. РНО. Дирижер А. Рудин, солист Н Луганский

В этом году отмечается 110-летний юбилей выдающегося пианиста Святослава Рихтера, ряд концертов марта Московская филармония приурочила к этому событию. Логично, что музыкальное посвящение пианисту должно содержать выступление других пианистов, в этот вечер за роялем был Николай Луганский. Я, честно говоря, не специально выбирала этот концерт, просто он входил в абонемент РНО, то есть я оказалась слушателем, пришедшим в данном случае на оркестр. К Шопену я равнодушна, Глазунов для меня малознаком, но интересен (вспоминаю этот концерт, впечатлило). Самые большие надежды я возлагала на Сибелиуса, представлялось, что именно его симфония придется по сердцу больше всего. Вышло все несколько иначе, но давайте по порядку. Начнем с того, что я очень удивилась тому, что в КЗЧ яблоку негде было упасть. Около входа в здание несколько человек спрашивали лишний билет. Радостно, конечно, за любимый коллектив, но причина оказалась в Николае Луганском. Такого проявления любви к музыканту я давно не вид

В этом году отмечается 110-летний юбилей выдающегося пианиста Святослава Рихтера, ряд концертов марта Московская филармония приурочила к этому событию. Логично, что музыкальное посвящение пианисту должно содержать выступление других пианистов, в этот вечер за роялем был Николай Луганский. Я, честно говоря, не специально выбирала этот концерт, просто он входил в абонемент РНО, то есть я оказалась слушателем, пришедшим в данном случае на оркестр.

К Шопену я равнодушна, Глазунов для меня малознаком, но интересен (вспоминаю этот концерт, впечатлило). Самые большие надежды я возлагала на Сибелиуса, представлялось, что именно его симфония придется по сердцу больше всего. Вышло все несколько иначе, но давайте по порядку.

Начнем с того, что я очень удивилась тому, что в КЗЧ яблоку негде было упасть. Около входа в здание несколько человек спрашивали лишний билет. Радостно, конечно, за любимый коллектив, но причина оказалась в Николае Луганском.

Такого проявления любви к музыканту я давно не видела. Люди целенаправленно шли послушать любимого пианиста и своим горячим приемом вызывали его на бис три раза (!!!). И Луганский действительно хорош! А еще каким-то настроением, подачей материала он чем-то напоминает Рихтера, хотя будто бы более душевный и даже ранимый. Потенциально, ранимый, конечно. Второй концерт Шопена для фортепиано с оркестром он сыграл безупречно, не придерешься. Я сидела в правом амфитеатре и рояль в этот раз стоял так, что я очень хорошо видела пианиста, его мимику, движения. Луганский не только технически точно все сыграл, но и «прожил» все произведение от и до.

Николай Луганский
Николай Луганский

Я всегда благодарно слушаю такую музыку ( Шопен, Шуман, Лист, Брамс), если она случается в концертах, но в основном она проходит как-то сквозь меня – красивое, утонченное, романтическое, но я не проживаю ее, а наблюдаю.

Но тут как будто нечто большее работало на атмосферу. Интересно, что у самого концерта Шопена тоже фактически юбилей, впервые он был исполнен 15 марта 1830 года, РНО и НЛ играли его 13 марта 2025. И в музыке правда есть что-то весеннее, обаятельное, это не Шопен-меланхолик, эмоции весьма разнообразны. Почему-то напомнило Бетховена. Николай Луганский к тому же вышел в концертном фраке ( давно не видела такого подхода), а когда исполнял на бис короткие произведения

(я так поняла, тоже Шопена), у него на рояле очень живописно лежала красная роза, подаренная слушателями. Как ни банально прозвучит – это все тоже слагаемые успеха.

Отчего-то так принято, что произведения солиста с оркестром обычно исполняют в первой части концерта. Не раз становилась свидетелем того, что вторая часть, без звездного солиста становится людям менее интересна, ряды редеют. Поредели и в этот раз.

Однако, что важно: сам Николай Луганский остался слушать вторую часть, переодевшись в неприметную клетчатую рубашку, он сидел в центральной части амфитеатра. Очень уважаю музыкантов, которые так делают, отметила как-то, что, к примеру, скрипач Даниил Коган всегда остается слушать ту часть, в которой не играет.

«Романтическое интермеццо» А. Глазунова – произведение симпатичное, но весьма небольшое – чуть более 10 минут,

А симфония Сибелиуса оказалась тоже на удивление компактной – в ней всего одна часть. И опять же рецепт не бояться проклятия 9-й симфонии: писать меньше. У Сибелиуса именно 7-я стала последней.

Тем не менее, в одночастной симфонии многократно меняется настроение, темп, мажор на минор и обратно, такое музыкальное « эх, прокачу!» Я, как стереотипный слушатель симфоний приготовилась к путешествию подольше. А тут такое. Несмотря на то, что некоторые фрагменты меня зацепили, к концу концерта я поняла, что, как это ни странно, Шопен, на которого я никаких надежд не возлагала, оказался самым ярким впечатлением.

РНО, конечно, отличный оркестр, маэстро Рудин на высоте, они неизменно радуют. Жаль, не было у меня времени написать про предыдущий концерт абонемента, когда играли очень интересную программу: Чайковский и…Плетнев. Учитывая, что М.Плетнев в свое время создал этот оркестр, затем оставил, как будто это было очень особенное событие, но надо было рассказывать по горячим следам, сейчас уже поздно.

А. Рудин и РНО
А. Рудин и РНО