Совесть, Благородство и Достоинство —
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек. (БУЛАТ ОКУДЖАВА "Святое воинство")
Совесть — это чувство моральной ответственности за своё поведение; нравственная самооценка своего поведения.
Это внутреннее нравственное чувство, которое заставляет человека оценивать свои поступки и мысли с точки зрения добра и зла. Совесть может проявляться в виде угрызений, чувства вины или стыда, когда человек совершает плохие поступки, или в виде внутреннего удовлетворения и радости, когда он поступает правильно.
Совесть формируется под влиянием различных факторов: воспитания, общества и личного опыта.
Совесть можно определить как категорию этики, отражающую моральную ответственность человека перед самим собой, обществом и Богом. Это внутренняя потребность поступать справедливо, система моральных убеждений личности и способность применять эти убеждения для корректировки собственного поведения.
ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ?
Совесть — наш внутренний компас, безошибочно указывающий, что правильно, а что нет. Следуя её голосу, человек выбирает поведение и поступки, о которых ему потом не придется сожалеть.
В писаниях совесть сравнивают с сердцем и глазом, наблюдающим за действиями людей. Господь также уподобляет её сопернику, с которым нужно примириться до суда.
Этот внутренний голос неподвластен контролю и проявляется независимо от желаний. Как не убедить себя в сытости, когда голоден, так и в правильности поступка, если совесть говорит обратное.
СОВЕСТЬ - ГОЛОС БОГА
У человека есть два способа познать волю Божию:
Первый способ — это его внутренний голос.
Второй способ — это откровения и заповеди, которые были даны Богом и Иисусом Христом и записаны пророками и апостолами.
Первый способ называется внутренним, а второй — внешним. Первый способ связан с чувствами человека и связи души с Богом, а второй — с Божественным промыслом.
Апостол Павел говорил, что язычники, которые не знали закона, но поступали правильно, сами себе закон, потому что они показывали, что дело закона у них в сердце. На основе этого закона у языческих народов появились правила, которые помогали людям жить вместе, и воспитывали в них нравственное поведение. Хотя эти правила были неидеальными, они помогали избежать хаоса и распущенности. «Без порядка люди как листья», — говорит мудрость.
Каждый человек может почувствовать естественный закон нравственности в себе через свою совесть. Апостол Павел говорил, что у язычников совесть была свидетельством их поступков.
СОВЕСТЬ В ДЕЙСТВИИ
Совесть состоит из трёх частей: знания, чувств и воли. Слово «совесть» происходит от слова «знать». Когда говорят «совесть заговорила», «совесть признаёт» или «совесть отвергает», это значит, что человек чувствует.
Когда человек испытывает радость или грусть, это связано с его чувствами. Когда говорят «совесть удерживает меня от этого» или «совесть заставляет меня сделать это», это значит, что человек что-то решает и делает нравственный выбор согласно Божественным законам или заповедям.
СОВЕСТЬ - ЭТО ЧТО-ТО ЕЩЁ
Совесть — это голос, который появляется, когда человек понимает, что он делает и как он должен поступать.
Совесть — это как логика в мышлении. Она всегда с нами и говорит нам, что правильно, а что нет. Совесть — это что-то, что у нас есть с рождения, а не что-то, чему нас учат. Она говорит нам, что нужно слушаться Бога.
Когда Ева в раю хотела съесть запретный плод, совесть сразу же сказала ей, что это плохо. Ева знала, что нельзя есть плоды с дерева познания.
Именно поэтому древние говорили о совести: "В ней ощущается не только человеческое, но и божественное, или вышечеловеческое: Бог положил око своё на сердцах людей "(Сир. 17:7).
В этом заключается несокрушимая сила и величие совести по отношению к человеческим намерениям и действиям.
Люди говорят, что совесть — это не только что-то человеческое, но и что-то божественное. Бог всегда следит за нами через нашу совесть.
Совесть нельзя купить или обмануть. Она всегда говорит правду. Она говорит нам, когда мы делаем что-то плохое. И она наказывает нас, когда мы делаем что-то неправильно.
Говорят, что не мы владеем совестью, а совесть владеет нами. Мы должны слушаться её.
СОВЕСТЬ СУДЯЩАЯ И СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩАЯ
Апостол Павел называет законодательную совесть «свидетельствующей»:«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Римлянам 9:1).
Однако в Священном Писании больше говорится о совести судящей, то есть о совести, которая награждает или наказывает.
Например, после грехопадения Адам, после братоубийства Каин и после мщения невинному Иосифу братья — все они испытывали угрызения совести. В псалмах Давида не раз упоминается подобное состояние человека.
Совесть — это внутренний голос, зависящий от нравственного развития, образования и жизненного опыта человека. Апостол Павел подчеркивает необходимость возрастания в нравственной мудрости и обновления ума для познания воли Божией (Евр. 5:13-14; Рим. 12:2).
ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕСТИ ЧЕРЕЗ ВЕРУ
Развитие совести требует совершенствования ума и воли, а также строгого следования справедливости, любви к истине. Важную роль играют наставления родителей, пример общества и Священное Писание, раскрывающее нравственные истины и обличающее пороки.
В Священном Писании совесть описывается как спокойная или тревожная, добрая или злая. Апостол Павел свидетельствовал о своей доброй совести (Деяния 23:1). Он призывал очищать совесть и иметь её чистой (1 Тимофею 3:9) (Евреям 10:22). Совесть может быть осквернённой или сожжённой (1 Тимофею 4:2) (Послание к Титу 1:15), что означает мучительное осознание вины.
В зависимости от своей силы и энергии, совесть может проявляться в различных формах. Она может быть решительной, скрупулёзной, и присуща людям склонным к мнительности и недоверию к способам очищения от грехов.
СОВЕСТЬ НАПОМНИТ О СЕБЕ
Под воздействием страстей и шума окружающего мира голос совести часто становится приглушённым и едва слышным для человека. Если часто игнорировать его, то он постепенно затихает, и совесть начинает болеть и отмирать. Этот процесс может привести к состоянию бессовестности, то есть к утрате способности чувствовать стыд и угрызения совести.
Говоря о состоянии бессовестности, мы имеем в виду не отсутствие карательной силы совести, а утрату совестливости, то есть попрание всех законов и прав, как божественных, так и человеческих или отмирание всякого нравственного чувства.
Повседневные заботы и изменяющийся мир могут заглушить и карательный голос совести, но даже в этом случае она всё равно остаётся в человеке, проявляясь в тайном унынии, меланхолии, тоске и состоянии безнадёжности.
Перед смертью, совесть особенно жестока, она обрушивается на человека со всей яростью, вызывая беспокойство и боязливость, а также мучительное ожидание будущего воздаяния. Каин, Саул, Иуда и Орест могут служить яркими примерами такой злой совести.
Таким образом, совесть выступает как ангелом-утешителем, так и дьяволом-мучителем, аналогом Рая и ада.
Хочется привести ещё одну выдержку из священного Писания, касающиеся человеческой совести, упомянув одно место из послания апостола Павла к коринфянам: «Совесть же разумею не свою, а другого; ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью?» (1 Кор. 10:29).
СОВЕСТЬ - КАЧЕСТВО КАЖДОГО
Совесть — личное качество человека, но её навязывание другим вызывает конфликты. Потому что понимание этого чувства у каждого свое. Уважайте свою совесть и чужую.
"Господь дал нам закон, Священное Писание, Божественное откровение, но прежде этого Господь вложил в человека свой Божественный голос, который называется совесть." (Преподобный ИЛИЙ Оптинский)
В церкви Христовой существует сила, способная изменить человека к лучшему. Она направляет нас на путь к более чутким и ясным мыслям, словам и поступкам.
Как говорится в Библии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Когда человек обретает чистоту сердца, в его душе загорается свет Божий. Этот свет становится путеводителем для наших мыслей, слов и действий. В его свете мы становимся не только лучше сами, но и помогаем другим обрести свет и чистоту.
Когда сердце человека наполняется светом, он начинает испытывать радость. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Они уже в этой жизни предвкушают радость Царства Небесного.
Святой Иоанн Златоуст говорил: «Не величие власти, не богатство, не могущество, не сила тела, не роскошные пиры, не дорогие одежды и другие мирские блага приносят радость и спокойствие. Это приходит только от духовного благополучия и чистой совести».
"Сады, оливковые кущи – вельможи, кто во что горазд…
Но есть Единый, Всемогущий, который всем за всё воздаст!
Крепись и ты, мой друг, читатель, всея как есть, - по благодати!
Пусть будут помыслы чисты, а там, хоть месяц, хоть кресты
Любовь и Совесть – мера Бога… - Припомни Гога и Магога!
Читай и сердцем, и умом - Всё, что ни есть в тебе самом!" (Любовь и совесть- мера Бога." Владимир Константинов)
СПАИБО БОГУ ЗА ВСЁ..
Друзья, если было полезно и понравилось, оцените пожалуйста, поставьте лайк. Будьте добры.
На моём канале вы можете послушать церковные песнопения, заходите по ссылке: https://dzen.ru/suite/30a2a13f-615a-4569-815b-47dd1a1529a1
Оставляйте комментарии и пишите, что вас интересует..
Все статьи канала здесь - Православный чтец.
Жмите на канал, и подписывайтесь, что бы не пропустить новые статьи.
БЛАГОДАРЮ..