Если русский язык или физику с математикой можно выучить даже без особых задатков, то для ряда предметов нужны все-таки способности, которые есть не у всех. Это касается в первую очередь музыки, ИЗО и физкультуры. Если у ребенка нет музыкального слуха или его физическая подготовка не соответствует нормативам, то как быть?
Формально учитель не имеет права выставлять хорошие оценки просто «за старание». Но есть выход, который закреплен на законодательном уровне. В приказе Минпросвещения от 5 октября 2020 г. № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» пункт 5 гласит:
«По учебным предметам "Изобразительное искусство", "Музыка" и "Физическая культура" допускается указание отметки "зачтено"».
В каждой школе по всем предметам есть разработанная система оценивания результатов. И она может включать, в частности, не только отметки, но и «зачет/незачет» по творческим и спортивным дисциплинами. Достаточно установить эту возможность локальным актом школы. Но далеко не все учебные заведения этим пользуются.
С одной стороны, это уберет дискриминацию детей, которые стараются, но объективно не могут хорошо рисовать, петь или быстро бегать. С другой — лишает надежды на повышение среднего балла. Для обычного троечника пятерки по этим предметам могли бы помочь с поступлением в колледж.
Однако и здесь есть выход. Например, в «Школе будущего» в Калининградской области поступили так:
«В этом году мы придумали оставить „зачет“ по ИЗО и музыке, но для желающих получить отметку в апреле проведем контрольную и поставим ее в аттестат», – Алексей Голубицкий, директор.
Таким образом, у девятиклассников этой школы есть выбор: оставить в аттестате зачет или получить отметки и поднять средний балл. Такую практику может внедрить любая школа как по собственной инициативе, так и по заявлению от родительского комитета.