Найти в Дзене

Ведьма для князя (30)

После того, как выгнал князь Юрий племянника из Переяславля, стало на Руси неспокойно. Вернувшись в Новгород Всеволод, где раньше княжил, был встречен новгородцами с недовольством. Бояре серчали, роптал народ, приняв его отъезд за предательство. Издревле слыл Новгород градом сильным, народ на новгородских землях жил свободолюбивый, богатый. Не зря сами попросили себе некогда княжича Владимира, ставшего крестителем всей Руси! "Погнали Всеволода из Переялавля и приполз он обратно, хвост поджавши!" - возмущались на торге открыто. И до того не особо благоволили новгородцы к Всеволоду, как ставленнику Киева. Обязанность платить дань князьям, которые жизнью новгородской интересовались мало, а были слишком далеко, чтобы влиять на сложившийся уклад жизни обширных земель, тяготила. Но прежние Киевские князья были сильные, многие из них будучи княжичами, сидели сами в Новгороде, и после не забывали о нем. Князь Игорь, сын его, князь Святослав, сам князь Владимир, Мудрый князь Ярослав. Под ними и ходить не зазорно было! Новгород был для них учителем, пропуском в дальнейшую жизнь. После смерти Мстислава Владимировича, тоже из Новгорода на киевское княжение отправившегося, приняли у себя его сына, а он променял их и на Переяславль, по праву ему не принадлежащей.

Всеволод, запершись в своем тереме, погрузился в тяжкие раздумья. Настроение новгородцев не было для него секретом, нужные люди доложили обо всем. Нужно было честь свою вернуть, да только как это сделать?! Неожиданно в Новгород прибыл младший брат Всеволода Изяслав, сидевший на княжении в Турове. Прибыл не в гости, а убежища, заступы и помощи просить у брата. В Туров Изяслав прибыл чуть больше года назад, когда князь Ярополк отправил в Переяславль вместо изгнанного Юрием Всеволода, дядьку их Вячеслава. Вячеславу чем-то в Переяславле не приглянулось. Может тяготило его близкое соседство с половцами, которые несмотря на установившееся торговые связи, многочисленные брачные союзы и договоры с Русью, продолжали совершать набеги на небольшие города и селения. Переяславль был на их пути, заслонял собой подходы к Киеву, и князю тамошнему приходилось много времени уделять тому, чтобы успевать отражать их атаки. А Вячеслав славился своей праздностью, на подъем был туг. Итак, Вячеслав вернулся в Туров, где теперь княжил его племянник. После недолгой битвы, Изяслав был изгнан из города. Туровцы поддержали вернувшегося Вячеслава.

Рассказывая Всеволоду о своем позоре, Изяслав едва зубами не скрежетал, и брат понимал его. Сам был чужим теперь в своем княжестве.

-Так что ж теперь, в Переяславле князь Юрий сядет? - сообразил Всеволод, встрепенувшись.

-У князя Ярополка иного выхода нет!

-А земли Ростовские и Суздальские Юрий своим сыновьям оставит! Что же нам, Мстиславичам, скоро и головы примкнуть негде будет!

Изяслав стукнул кулаком по столу. Всеволод крепко задумался. В голове его зрела мысль, еще не сформировавшаяся, требовавшая выхода.

-Вина несите! Трапезничать вдвоем с братом будем! - велел Всеволод стольничему.

Когда по несколько чаш с вином было выпито, Всеволод поведал брату, что замыслил. А замыслил он отобрать у дядьки Юрия Ростов и Суздаль, как бы в отместку за то, что для них потерян был Переяславль. На деле же желали княжить на своих землях, в бою отвоеванных, а не там, где князь Киевский укажет.

В Суздали готовились к свадьбе. Дочь князя Юрия, Мария, готовилась к венчанию с племянником византийского императора Иоанна Комнина. После многолетней вражды с Киевом при Владимире Мономахе и установления долгожданного мира, завершившегося браком сына Иоанна, Алексея, с внучкой Мономаха, Добронегой, Иоанн Комнин, всячески старался укрепить с помощью уз брака свои позиции на всех сторонах света. Ему, конечно, были известно все, что творилось на Руси после смерти его бывшего противника и увидев в князе Ростовском возможного будущего князя Киевского, Иоанн попросил для своего племянника в жены одну из дочерей князя Юрия. Юрий решил отдать Марию, ведь среднюю дочь Ольгу обещал отдать за сына Галицкого князя Владимира Володаревича.

Юрий думал не долго, понимал, что иметь в качестве союзника императора Византии, весьма выгодно. Как и всегда, в подобных случаях, невесту никто не спросил, хочет ли она покинуть родину и навсегда поселиться в чужой стране. Как и старшая сестра незадолго до того, Мария о своем замужестве думала лишь со слезами на глазах.

Вместе со сватами, прибыл в Суздаль монах, по имени Гавриил, весьма ученый человек, знающий множество языков и разумеющий в науках. Послали его для того, чтобы в случае удачных переговоров, приступил он без промедления к обучению Марии новому языку и обычаям. Рассказывать Гавриил умел настолько хорошо, что скоро Мария перестала лить слезы и уже с нетерпением ждала, когда же отправится в ту страну далекую, где почти не бывает зимы, где растут диковинные плоды и живут неведомые животные. Мечтала увидеть море и горы, послушать пение райских птиц. И науки давались Марии легко. Скоро могла с монахом говорить на латыни.

Ярина готовила для падчерицы приданое. Была Мария ее любимицей и от предстоящей разлуки становилось грустно.

-Ты уж не забывай нас там, Машенька! - говорила иногда Ярина, видя заинтересованные глаза девушки, после занятий с Гавриилом.

-Да что ты, Ярина! Как же мне позабыть вас! Писать буду тебе и батюшке! Вести слать!

Мария пересказывала мачехе, сестре и боярским дочкам о том, что узнала от Гавриила, и Ярина, порой, даже немного завидовала ей. Не уж то есть такая красота на свете?! Поверить в то, что монах говорит правду было сложно. По его словам не только природа была прекрасна на Византийских землях, но и люди сплошь доброта. Вот в это Ярина поверить не могла, и Марию предостерегала.

-Ухо в остро держи! Не доверяй никому, покуда не убедишься, что человек сердцем чист!

Да куда там! Слушала Мария мачеху, да только в одно ухо влетало, а в другое вылетало...

Провожать Марию до границ земель русских Юрий поручил Ростиславу. В условленном месте должны были встретить княжну и ее сопровождение послы Иоанна Комнина. За приданным не поскупились - обозы с добром выехали раньше невесты, растянувшись длинною вереницей. Облобызались последний раз, всплакнули женщины. Благословил дочь князь Юрий и митрополит Ростово-Суздальский, и отправилась Мария в путь.

Не успели проводить Марию с радостью, как с другой стороны пришли вести страшные. Идут на князя Юрия племянники родные, брата Мстислава сыны. А ведь только накануне думал Юрий с воеводами, о том, что делать, если Ярополк снова решит Переяславль кому-то из них отдать. Но видно не решил, и его, Юрия, тоже не звал. И вот теперь грозят ему войной! Допустить племянников на свои земли Юрий не хотел. Не для того столько труда людского в нее вложено, чтобы топтали их чуждые конские копыта, чтобы проливалась тут не нужная кровь. Юрий кликнул ополчение, послал весть брату Андрею, и начал приготовления.

Сон покинул Ярину, после того, как узнала она о предстоящей войне.

-Тебе тут оставаться опасно, Ярина! Коли меня одолеют племянники, тебя с детьми не пожалеют! - говорил жене Юрий, когда они оставались одни.

-Никуда не поеду! - упрямо отвечала Ярина и Юрий хмурился.

-О вас забочусь!

-Как же в глазах людей я выглядеть буду, коли сбегу при опасности! Надежды последней их лишу, а тебя - уважения!

-Если я проиграю, то всех погублю! - возражал он.

-А коли тебя не станет, мне на что жить?! Детей обещаю, коли нужда будет, отправлю восвояси, все для этого наготове держать буду! А меня уехать не проси! Здесь тебя дождусь...

Юрий вздыхал, сдавался на время и понимал, что с годами любит Ярину все больше...

Ведьма для князя | Вместе по жизни. Пишем и читаем истории. | Дзен

Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву! Рекомендую также подписаться на канал в Телеграмме, чтобы быть в курсе последних событий.

Поддержать автора можно переводом на карты:
Сбербанк: 2202 2002 5401 8268
Юмани карта: 2204120116170354 (без комиссии через мобильное приложение)