Найти в Дзене
Ридус

Исторический спад: продажи Tesla рухнули из-за политических амбиций Маска

Tesla продолжает расплачиваться за политические амбиции своего основателя и генерального директора Илона Маска. Продажи компании в первом квартале этого года упали на 13%. Это крупнейшее сокращение поставок за всю её историю. С января по март Tesla поставила 336 681 автомобиль, по сравнению с 386 810 за первые три месяца прошлого года, что стало худшим показателем со второго квартала 2022 года.

Бренд, долго служивший синонимом электромобиля, столкнулся с протестами у своих выставочных залов со стороны тех, кто выступал против действий Маска в качестве главы Департамента эффективности государственного управления и советника президента США Дональда Трампа. Также были случаи вандализма в отношении объектов Tesla, включая ее зарядные станции и некоторые автомобили.

Все эти инциденты, возможно, отбили охоту к покупке Tesla даже у тех, кто в принципе рассматривал такую возможность. Сама компания не упомянула о протестах в своем сообщении, однако напомнила о модернизации модели Y в течение квартала, что временно остановило производство на всех четырех заводах на несколько недель.

Тем ни менее, снижение продаж оказалось сильнее, чем ожидали аналитики Tesla, которые прогнозировали их на уровне 350 тысяч единиц.

   © wikipedia.org
© wikipedia.org

Компания дает общую цифру продаж, без распределения по рынкам. Но, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей, только в Европе за первые два месяца года продажи Tesla упали на 49%, хотя в целом продажи электромобилей на континенте выросли на 28%. Это может быть связано с оппозицией Маску в Европе, благодаря его активной поддержке ультраправых политических партий в Германии и Великобритании.

Политические разногласия усугубляют и без того непростое положение американской компании, которая в последние годы сталкивается с большими трудностями из-за растущей конкуренции со стороны других автопроизводителей, особенно китайских.

Китай является крупнейшим рынком для электромобилей, а для Tesla - вторым по величине после США. Главный конкурент компании - китайский автопроизводитель BYD - сообщил, что в первом квартале продал более 416 тысяч легковых автомобилей с полностью электрическим приводом, что на 39% больше, чем годом ранее, и вновь обогнал Tesla как крупнейшего в мире продавца электромобилей.

Ранее BYD уже несколько раз обгонял Tesla в продажах за квартал, но по итогам года американской компании удавалось сохранить лидерство. Однако, с учетом текущих тенденции, Tesla может потерять это звание в 2025 году.

Электромобили BYD, помимо прочего, как правило, дешевле, чем Tesla. Ранее в этом месяце BYD представила систему зарядки, которая, по ее словам, всего за пять минут наполнит батарею энергией настолько, чтобы обеспечить последней модели EV запас хода в 250 миль.

BYD и большинство других китайских производителей электромобилей не представлены на рынке США, и до недавних пор это весьма помогало Tesla. Ее акции почти удвоились в цене после президентских выборов в надежде, что тесные связи Маска с Трампом приведут к политике, выгодной для компании. Но, достигнув рекордного уровня незадолго до Рождества, бумаги потеряли 44% своей стоимости к закрытию торгов во вторник.

Руководство Tesla все чаще делает ставку на искусственный интеллект, автономность и робототехнику, планируя запустить роботакси в Остине в июне. Компания также заявила, что в первой половине года выпустит новые, более доступные по цене автомобили, хотя подробностей пока мало.

Обе инициативы дали некоторым инвесторам надежду на то, что в ближайшие месяцы Tesla сможет обновить свой устаревший модельный ряд и преодолеть ослабевающую популярность своего генерального директора.