Найти в Дзене

Опять эти русские...

Но, пожалуй, правильно - советские.

Это - про перелив топлива на орбите. Попадались мне отдельные материалы, описывающие различные ухищрения, связанные с переливом жидкостей в невесомости, особенно в случае жестких емкостей.

После публикации:

Ну тупые...

Интернет стал предлагать разные материалы по этому вопросу.

Вот один из них. Можете полностью прочитать по ссылке. Далее - отдельные фрагменты.

Цитирую:

"Как работают технологии передачи топлива?

Вопрос:

Я новичок в аэрокосмической сфере и хотел узнать, как МКС или другие ракеты заправляются в космосе. Я нашёл кое-какую информацию, но в основном это были патенты, и я не смог их хорошо понять.

Какие технологии существуют и как они работают ?

Ответ:

На данный момент Россия и Китайская Народная Республика имеют единственную действующую систему.

Также ранее ЕКА использовало российскую технологию в своем ATV (2008-2014), и КНР имеет такую возможность благодаря покупке технологии у России в 1990-х годах.

НАСА продемонстрировало заправку на орбите, и несколько частных компаний борются за контракты на заправку в космосе других платформ, например спутников.

Чтобы можно было проводить дозаправку, платформа должна быть спроектирована соответствующим образом ещё на этапе запуска, а подавляющее большинство космических платформ не были спроектированы для этого.

Единственными космическими аппаратами, которые изначально были спроектированы для дозаправки, были советские космические станции «Салют-6», «Салют-7», «Мир» и российский сегмент МКС. В последние несколько лет к этому списку добавились космический аппарат и космическая станция Китайской Народной Республики.

Поскольку технология основана на российско-советском опыте, китайская система по сути такая же, как и нынешняя российская."

Конец цитирования.

Если что - цитируемый материал от 2022 года.

Цитата:

"...большинство современных космических аппаратов используют устройства управления топливом (PMD) для отвода жидкости. Появились два основных типа PMD: каналы с экраном и лопастные устройства. Канал с экраном использует силы поверхностного натяжения жидкости в мелкопористом экране для создания барьера для пара. Пар не может попасть на смоченный экран, пока не преодолеет силу давления, создаваемую поверхностным натяжением. Обычно экран используется в качестве одной из сторон полого канала. По всему резервуару расположено множество каналов для максимального контакта с объемной жидкостью.

С 1978 года на российских космических станциях регулярно проводится дозаправка топливом с помощью модуля «Прогресс».
Чтобы избежать проблем, связанных с разделением фаз, гибкая мембрана отделяет жидкость от газа под давлением. Затем жидкость можно перекачивать, нагнетая давление в резервуаре, не опасаясь попадания пара в организм.
К недостаткам этой системы относятся срок службы мембраны, вес и неспособность справляться с парами, образующимися из основной жидкости. Тем не менее, модуль «Прогресс» включает в себя баки для дозаправки, вмещающие около 870 кг топлива (два бака с тетраоксидом азота и два с гидразином UDMH). В качестве рабочего тела используется азот под высоким давлением. Компрессор используется для снижения давления в приёмном баке путём перекачки азота обратно в баллоны высокого давления.
После проверки герметичности трубопроводов топливо и окислитель поочерёдно подаются на станцию. Раздельная подача каждого из них снижает риск в случае утечки. Процесс может контролироваться либо наземной станцией, либо экипажем космической станции.
Этот модуль и система впервые были использованы на «Салюте-6» 20 января 1978 года и с тех пор применялись на всех космических станциях, включая «Мир» и МКС.
Первая дозаправка МКС была произведена в августе 2000 года.

Поскольку используемые топливовоздушные смеси очень токсичны, трубопроводы для них находятся снаружи, поэтому экипаж не подвергается риску, если трубы протекут, но они соединяются в стыковочном кольце.

Российская система стыковки и внутреннего перехода, которая содержит дополнительные каналы для дозаправки топливом. Система КНР по сути такая же.

-2
-3

Из этой схемы видно, что система проста: в резервуарах есть топливо, в них закачивают азот, который вытесняет топливо, перемещая сильфон через резервуар. Топливо вытесняется из резервуара по единственному выходу — трубопроводу в приёмный резервуар, где сильфон в обратном направлении выталкивается поступающим топливом. Трубопроводы для этого на российских модулях станции также являются внешними, таким образом «Прогресс» заправляет «Звезду-М» и «Зарю» напрямую, последняя теперь используется в качестве дополнительного хранилища топлива, а «Прогресс» может заправляться через «Причал» и «Науку» МВМ, а также через «Поиск» (и ранее «Пирс»)."

Конец цитирования.

Выходит так, что система управления МКС, двигательная (есть еще гиродины) завязана только на российский сегмент станции.