Найти в Дзене
Мэри Поппинс

Коррекция дислексии онлайн: эти близнецы доказали, что все возможно

Вокруг дислексии есть много мифов, и один из них – причина проблем в недостатке интеллекта у ребенка, или недостаточное внимание и количество занятий дома с родителями. Разумеется, научное сообщество опровергает такие заявления, но я решила объяснить все на одном примере – заодно показать, как можно помочь своему ребенку и каким может быть результат. Автор методики, на которой основана российская онлайн-платформа для коррекции дислексии SLOGY, профессор Александр Корнев рассказал об одном кейсе – семь месяцев на платформе занимали два мальчика-близнеца. Ребята учились в первом классе, и на тот момент им было по 7,5 лет. Дети посещали один класс, воспитывались в одинаковых условиях, но при этом имели разный уровень развития навыков чтения. Если у Алексея наблюдались лишь незначительные трудности, характерные для начала обучения, то у Антона были все признаки формирующейся дислексии. За семь месяцев систематических занятий с использованием цифровой платформы оба ребенка показали значител
Оглавление

Вокруг дислексии есть много мифов, и один из них – причина проблем в недостатке интеллекта у ребенка, или недостаточное внимание и количество занятий дома с родителями. Разумеется, научное сообщество опровергает такие заявления, но я решила объяснить все на одном примере – заодно показать, как можно помочь своему ребенку и каким может быть результат.

История близнецов и их навыки чтения

Автор методики, на которой основана российская онлайн-платформа для коррекции дислексии SLOGY, профессор Александр Корнев рассказал об одном кейсе – семь месяцев на платформе занимали два мальчика-близнеца. Ребята учились в первом классе, и на тот момент им было по 7,5 лет.

Дети посещали один класс, воспитывались в одинаковых условиях, но при этом имели разный уровень развития навыков чтения. Если у Алексея наблюдались лишь незначительные трудности, характерные для начала обучения, то у Антона были все признаки формирующейся дислексии.

Как близнецы учились читать

За семь месяцев систематических занятий с использованием цифровой платформы оба ребенка показали значительный прогресс, но динамика развития их навыков существенно различалась. Алексей, изначально имевший более высокий стартовый уровень, освоил четыре группы слогов и шестнадцать двусложных слов. Антон, несмотря на более серьезные исходные трудности, также добился заметных успехов: освоил три группы слогов, два двусложных слова.

Посмотрите прогресс на инфографике, которой поделились в SLOGY:

-2
Число предъявлений, необходимое для освоения и автоматизации групп слогов у Алексея
Число предъявлений, необходимое для освоения и автоматизации групп слогов у Алексея
Число предъявлений, необходимое для освоения и автоматизации групп слогов у Антона
Число предъявлений, необходимое для освоения и автоматизации групп слогов у Антона
Число предъявлений, необходимое для освоения и автоматизации односложных слов у Алексея
Число предъявлений, необходимое для освоения и автоматизации односложных слов у Алексея
Число предъявлений, необходимое для освоения и автоматизации односложных слов у Антона
Число предъявлений, необходимое для освоения и автоматизации односложных слов у Антона

Кроме того, после того, как дети усвоили первые три группы слогов (К, Л и Н), темп усвоения слогов каждой из групп увеличивался. Это видно по тому, какое количество предъявлений слогов в программе требовалось для детей.

Были у детей и ошибки – значимых различий у близнецов не было, но Антон в двусложных словах ошибался чаще, чем в односложных словах и слогах.

«Анализ динамики автоматизации чтения слогов отчетливо свидетельствует о наличии эффектов переноса, происходящего при усвоении и автоматизации процесса симультанного распознавания слогов. Автоматизация слогов, предъявленных ранее, ускоряет автоматизацию чтения новых слогов. Иными словами, данная методика обеспечивает не просто заучивание слогов, а выработку алгоритмов слогослияния на основе имплицитного научения», – объяснил автор методики профессор Корнев.

Результаты близнецов

Результаты исследования выявили существенные различия в динамике формирования навыков чтения у наших испытуемых. У Алексея наблюдался сбалансированный прогресс в освоении как слогового чтения (рекодирования), так и целостного восприятия слов (декодирования). В то время как у Антона процесс освоения этих навыков протекал неравномерно: формирование автоматизированного слогового чтения происходило с заметным отставанием, а освоение целостного распознавания слов - особенно медленно.

Последующее тестирование чтения связного текста показало, что Антон, несмотря на доступность материала, не смог ответить правильно ни на один из десяти вопросов по содержанию. Этот факт находит свое объяснение в данных, полученных при помощи ЦИМИОМ: у мальчика отмечалось замедленное формирование навыка рекодирования (автоматизации оперативных единиц чтения слогового типа СГ/ГС) и особенно выраженные трудности в развитии декодирования, предполагающего доступ к лексическому значению слов.

Важно отметить, что в отличие от брата, у Алексея оба компонента навыка чтения развивались гармонично и взаимосвязано. Обнаруженные различия касались преимущественно скорости автоматизации оперативных единиц чтения и целостного восприятия слов, тогда как точность распознавания (количество ошибок) у обоих детей была сопоставима. Также у Антона наблюдался слабо выраженный лексический эффект, что, вероятно, и стало одной из основных причин его трудностей с пониманием прочитанного текста.

Если вы замечаете сложности в чтении у ваших детей, занятия онлайн помогут им автоматизировать навыки чтения, ускорят процесс и помогут понимать смысл прочитанного. Заходите на сайт по ссылке: первый месяц занятий бесплатный, а на первую оплату будет скидка 15%.

Изображения: сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1, slogy.ru