Найти в Дзене
Будущее не в прошлом

Красный шелк. Военное дело — последняя надежда империи.

Лукошко мыслей собралось, отправляем в омут. Не то чтобы военное дело (включает экономику, логистику, военную науку, подготовку, технологии) — гарантия существования империи, но, может быть, последним шансом всё изменить и поправить в будущем. И, несмотря на то, что мир уже многие столетия говорит о наступлении эпохи гуманизма, события последних ста лет показывают: чем привлекательнее идеи гуманизма, тем с большим ожесточением люди убивают друг друга. У гуманизма пока нет ответа: как добрым выжить в злом мире? Вот и получается парадоксальный вывод: «Как сделать всех добрее? Убить всех злых». О всеобщем мире в другой раз, здесь только как в целом отсталой России удалось догнать китайскую империю благодаря военному делу. Военное дело в Китае до рубежа Новой Эры было, наверное, самым передовым в мире. Богатая экономика, передовые технологии и военная наука позволяли создавать мощные армии, что, собственно, и позволило Цинь Шихуанди силой объединить разрозненные княжества в единую импери

Лукошко мыслей собралось, отправляем в омут.

Не то чтобы военное дело (включает экономику, логистику, военную науку, подготовку, технологии) — гарантия существования империи, но, может быть, последним шансом всё изменить и поправить в будущем. И, несмотря на то, что мир уже многие столетия говорит о наступлении эпохи гуманизма, события последних ста лет показывают: чем привлекательнее идеи гуманизма, тем с большим ожесточением люди убивают друг друга. У гуманизма пока нет ответа: как добрым выжить в злом мире? Вот и получается парадоксальный вывод: «Как сделать всех добрее? Убить всех злых».

О всеобщем мире в другой раз, здесь только как в целом отсталой России удалось догнать китайскую империю благодаря военному делу.

Военное дело в Китае до рубежа Новой Эры было, наверное, самым передовым в мире. Богатая экономика, передовые технологии и военная наука позволяли создавать мощные армии, что, собственно, и позволило Цинь Шихуанди силой объединить разрозненные княжества в единую империю. Особо отметим военную науку: трактат «Законы войны почтенного Суня» (второй век до нашей эры) или «Сунь-Цзы Бинфа» (孫子兵法) до сих пор изучают во многих военных академиях мира, потому что там рассматриваются не только стратегии и тактики, но и философия войны в целом.

-2

Затем развитие военного дела в Китае остановилось, но продолжало играть важную роль в сохранении единства империи: как только Китай был на грани распада, приходили захватчики и силой собирали всех сепаратистов в единое государство. Так было три раза: северные степные народы (тюрки) основали китайскую династию Тан, монголы основали китайскую династию Юань и маньчжуры основали китайскую династию Цин. Удивительное дело, насколько сами китайцы (коренной народ хань) обленились воевать, думали, что смогут манипулировать варварами с помощью денег и настраивания друг против друга, и каждый раз оказывались под властью не очень многочисленного, но воинственного народа.

Все китайское везение закончилось с приходом европейцев. Им было неинтересно жить с китайцами в одной империи, им хотелось грабить. А когда Китай отказался добровольно выворачивать карманы, оказалось, что отряд в 400 штыков с современными пушками легко громит многотысячное войско когда-то непобедимых маньчжуров. Империя, пренебрегающая военным делом и не готовая защитить себя от вооруженных бандитов, обречена на распад, что и началось после проигрыша Китая в опиумных войнах. Понять, как устроен современный мир, Китаю помог СССР.

-3

А вот в России с пониманием, как важно военное дело, было всё в порядке во все времена ее существования — соседи не давали расслабляться. Собственно, катализатором образования из разрозненных славянских (и не только) племен в громадное протогосударство Русь (между прочим, уникальное явление) стали профессиональные военные отряды викингов — дружины. По сути, сборища бандюганов, крышующие международные перевозки из варяг в греки, но дружина — это еще и «дружба», т. е. братство профессиональных военных. И это выгодно отличало их от племенного ополчения кривичей, древлян и прочих. Защита дружинами за долю от продажи торговых путей резко подняло «экономику» племён, проживающих на территории Руси.

Россия очень неспешно обзаводилась атрибутами империи, иногда всё могло рассыпаться, но постоянное поддержание военного дела не хуже, чем у соседей, позволяло потом сделать всё правильно. В отличие от Китая, мы свою «опиумную» Крымскую войну не проиграли, но, увы, мало поняли, как изменился мир. Можно сколько угодно ругать (и справедливо) СССР за жестокость диктатуры пролетариата, но свою главную битву он выиграл, а вот предшествующий император две свои проиграл — Японскую и Первую мировую. Выживание (народов) империи важнее политики или идеологии, и по этому критерию Сталин оказался правителем лучше, чем другие, даже с учетом очень дорогой цены. А идеологию и жизнь могут потом поправить, те кто выжил.

-4

В 1945 году советские войска за месяц разгромили миллионную Квантунскую армию в Маньчжурии. Япония сразу же капитулировала и вернула Китаю все территории, захваченные с 1933 года. Воины с красной звездой тогда для китайцев были как боги — освободили от власти демонов. И мир с того времени не особо изменился. Россия может стать лучше, но сегодня ей нужно думать о выживании завтра, без это никакого будущего не будет.

Тем не менее военная мощь — это лишь необходимое условие, но не гарантия того, что империя будет существовать долго. Ничто не может спасти государство, если у него нет стержня. Александр Македонский, например, обладал лучшей военной машиной своего времени, но завоеванные территории распались без стержня.