Найти в Дзене
Журнал Автограф

Улыбнитесь, вас снимает ИИ!

Искусственный интеллект кардинально меняет мир фотографии, открывая новые горизонты для творчества и обработки изображений. О том, какие новые возможности появились уже сегодня и какие профессии начинают терять свою актуальность, мы поговорили с Сергеем Рожновым, создателем онлайн фотошколы и преподавателем Алтайского филиала РАНХиГС. Сергей поделился своими мыслями о привлекательности старых снимков, новых приложениях для фотографов, ключевых аспектах успешной фотосъемки и о главном в обучении студентов. Текст: Оливия Фиденева; фото предоставлены героем публикации Насколько верно сегодня трактуется понятие искусственного интеллекта в контексте обработки фотографий. Как само упоминание этого термина влияет на мнение пользователей о качестве изображения? Само слово «искусственный интеллект» многие понимают размыто. Следует отметить, что ИИ является маркетинговым названием и не имеет отношения к интеллекту в традиционном понимании. Когда я провожу опросы в социальных сетях, большинство р

Искусственный интеллект кардинально меняет мир фотографии, открывая новые горизонты для творчества и обработки изображений. О том, какие новые возможности появились уже сегодня и какие профессии начинают терять свою актуальность, мы поговорили с Сергеем Рожновым, создателем онлайн фотошколы и преподавателем Алтайского филиала РАНХиГС. Сергей поделился своими мыслями о привлекательности старых снимков, новых приложениях для фотографов, ключевых аспектах успешной фотосъемки и о главном в обучении студентов.

Текст: Оливия Фиденева; фото предоставлены героем публикации

Насколько верно сегодня трактуется понятие искусственного интеллекта в контексте обработки фотографий. Как само упоминание этого термина влияет на мнение пользователей о качестве изображения?

Само слово «искусственный интеллект» многие понимают размыто. Следует отметить, что ИИ является маркетинговым названием и не имеет отношения к интеллекту в традиционном понимании.

Когда я провожу опросы в социальных сетях, большинство респондентов выражают негативное отношение к ИИ, считая его ненатуральным и неестественным. Однако, когда я публиковал фотографию, одна из версий которой была обработана с помощью ИИ (но никто об этом не знал), большинство выбрало именно эту обработанную версию как более привлекательную.

Ранее фотографы могли создавать неправдоподобные образы и без использования ИИ, что иногда приводило к появлению «резиновой кожи», отсутствию теней и объема, в результате чего фотографии выглядели ненатурально. Мы всегда могли испортить фотографию - ничего не изменилось: просто если человек без навыков, без умений, то с ИИ он это сделает за секунду, а раньше это заняло бы полдня. Если человек обладает навыками и вкусом, то он и раньше обработкой улучшал фото, просто сейчас он может сделать это быстрей!

Что лучше - ручная обработка или с помощью ИИ, можно ли вообще обойтись без нее?

Многие не осознают, что фотография всегда проходит обработку. После съемок, фотоаппарат автоматически корректирует: насыщенность, резкость, контраст и экспозицию. Такой снимок зачастую выглядит грубовато, поэтому, когда обработка выполняется фотографом вручную или же он использует нейросети, это всегда лучше.

Ручная обработка фотографии после щелчка затвора была всегда, даже в эпоху пленки: во время проявки можно было изменить контраст и экспозицию, при необходимости даже убрать дефекты кожи.

И все же, это ретушь с помощью ИИ - это счастье для фотографа. Работа с светом и контрастом является творческим процессом — это душевно, многим нравится и интересно. А вот «коррекция прыщей» и удаление дефектов — это довольно скучно для творческих людей и занимает много времени. Сейчас, одно из чудес в том, что ты нажимаешь на кнопочку и всё готово: если сильный компьютер, то ожидаешь 5-10 секунд, если слабый — то 5 минут. Проблемные элементы можно удалить без особых усилий.

Искусственный интеллект также способен натурально дополнять фотографии. К примеру, недавно я опубликовал снимок, на котором дети играют. Он получился удачным, однако нога одного из детей не попала в кадр. Ранее, даже будучи художником, исправить такую деталь было бы затруднительно. В настоящее время, благодаря технологиям искусственного интеллекта, можно просто указать: «необходимо добавить траву или продлить изображение», и результат выглядит естественно.

Или, к примеру, что делать, если у вас получилась классная фотография, но на заднем плане лишний объект? Ранее в программе «Photoshop» можно было внести коррективы в фотографии, однако некоторые изменения требовали значительных усилий и времени.

Сейчас процесс редактирования стал не только значительно быстрее, но позволяет сделать изображение более уравновешенным. Например, если на снимке люди находятся в кафе, и вы добавляете третий элемент (согласно правилу третей), такой как чашка кофе, это может создать ощущение гармонии. При этом душевность и смысл изображения остаются неизменными, а фотография становится более эстетически привлекательной.

Автор: Сергей Рожнов
Автор: Сергей Рожнов

Какие инструменты на основе ИИ Вы бы порекомендовали для обработки фотографий?

Я бы рекомендовал для практикующих фотографов «Retouch4.me» — это наша российская разработка, которая превзошла «Adobe Photoshop» в ретуши. Особенно в восторге детские фотографы: мама нарядила ребёнка, он успел всё помять, и появляются проблемы со складками на одежде. Сейчас, просто, нажимаешь кнопку, и всё поглажено идеально, либо почти идеально. Также стоит обратить внимание на «Flux», «XL», которые помогают дорисовывать фотографию реалистично.

Чтобы снимать фотографию в большом размере, нужны безумно дорогие фотоаппараты, а благодаря нейросетям они становятся не обязательными. Стало возможным значительно увеличивать размер фотографии без потери качества, даже используя камеры начального уровня.

Многие считают, что с обновлением техники автоматически улучшается и качество фотографий. Однако, судя по вашим словам о возможностях ИИ, это утверждение теряет свою актуальность.

В течение последних 10-15 лет фотографы сталкиваются с проблемами в эволюции фотоаппаратов: изменения становятся минимальными. Если просмотреть обзоры, то можно заметить, что камере десятилетней давности не хватает лишь некоторых новшеств, итоговые снимки остаются на высоком уровне, как и у современных моделей. С внедрением искусственного интеллекта в камеры мобильных телефонов, наблюдается рост качества и результата фотографии. Однако, если вам не удавалось делать хорошие снимки на стандартный фотоаппарат, то и на современные устройства вам не удастся добиться лучшего результата. Техника дошла до определенного предела, примерно так же, как и айфоны: с каждым обновлением становится чуть мощнее, чем была.

В таком случае, какие основные факторы определяют успешность фотографа в создании качественных изображений, если техника не является решающим элементом?

Прежде всего, важно понимать, что фотограф — это не только специалист, обладающий навыками съемки, но и человек, который знает, где и когда лучше всего проводить фотосессии. Если мы в неподходящем месте для съёмки, то ничего не получится, поэтому следует много гулять, записывать, что в таком-то месяце, в такое-то время, в таком-то месте можно сфотографировать. Успешные фотографии часто создаются в самых неожиданных местах, и знание этих локаций является одним из ключевых факторов успеха, наряду с умением общаться с людьми.

Кроме того, важным аспектом является выбор одежды, особенно ее цвета, который может существенно повлиять на итоговый результат. Например, если человек приходит в определенной одежде, это может диктовать выбор подходящей локации для съемки.

Основное внимание следует уделять взаимодействию с людьми. Важно создать атмосферу комфорта, чтобы люди могли расслабиться. Существует прием, который использовали ещё старые фотографы: сфокусировался на человеке для кадра, потом отпускаешь телефон или камеру и говоришь, что съемка завершена. В этот момент человек становится более привлекательным, так как его лицо расслабляется, и можно начать снова фотографировать. В результате, сначала человек выглядит обычным, потом удивленным, а затем начинает смеяться, что позволяет запечатлеть естественные и живые эмоции.

Автор - Сергей Рожнов. Фотография, обработанная с помощью ИИ: удален один объект, добавлен другой, увеличен масштаб изображения, дорисованы облака.
Автор - Сергей Рожнов. Фотография, обработанная с помощью ИИ: удален один объект, добавлен другой, увеличен масштаб изображения, дорисованы облака.

Как преподавателю, вам необходимо научить студентов основам фотографии, включая использование фотоаппарата. Однако, как мы уже обсудили, взаимодействие с людьми также является ключевым аспектом. На ваш взгляд, что следует считать более важным в процессе обучения: работу с людьми или работу с техникой?

Это, безусловно, работа с людьми и их расслабление. Техническую часть можно освоить довольно быстро, если у вас есть время и желание, каждый вечер, по часу или два, и к концу недели ты гарантированно сможешь снимать, не напрягаясь по поводу настроек.

В большинстве случаев коммерческой фотосъемки популярные фотографы, особенно в крупных городах и, вероятно, в других странах, не являются исключительно высококлассными профессионалами, а представляют собой людей, с которыми комфортно работать. Даже если фотограф создает выдающиеся изображения, это не имеет значения, если модели и клиенты не чувствуют себя комфортно в процессе съемки.

Большинство людей не обладают художественным образованием и могут не понять тонкостей фотографии. Если взаимодействие с фотографом было легким и приятным, то даже обычная фотография воспринимается положительно. В этом случае клиент может выразить восхищение, подписаться на социальные сети фотографа и рекомендовать его другим. Напротив, если общение было некомфортным, даже при наличии идеальной композиции и освещения, клиент не будет обращать на это внимание. Он будет воспринимать фотографию через призму своего опыта общения с фотографом. Таким образом, взаимодействие с клиентом оказывается более важным аспектом, чем технические навыки.

Опять же, в фильмах, показывают, что человек родился гениальным, а в реальности такого не бывает. Обычно, когда встречают талантливого человека, просто не знают, что он тренировался 15 лет, и у него сначала ничего не получалось. Мозг не создает ничего нового — он в основном опирается на наш прошлый опыт. Поэтому насмотренность, которая позволяет комбинировать старые знания и создавать что-то новое, играет ключевую роль в фотографии.

Как её тренировать фотографу?

Важно уделять внимание просмотру фильмов, изучению композиции и оценке фотографий. Даже если изображения не вызывают положительных эмоций, следует задуматься о причинах этого. Простое наблюдение не приносит пользы. Понимание эстетики без осознания причин ее формирования неэффективно. Наличие базовых знаний позволяет проводить анализ и осмыслять увиденное. В результате, каждая фотография, независимо от ее качества, становится ценным источником информации и опыта.

Предположим, что человек не знаком с основами фотографии и просто снимает все, что ему нравится, в большом количестве. В результате один из его снимков оказывается профессиональным. Можно ли это считать удачей, обусловленной количеством сделанных фотографий?

Есть шутка, что «сделаешь тысячу снимков, и лишь несколько будут великолепными». В этом есть доля правды, но наличие навыков значительно увеличивает шансы на успех. Но важно не только видеть, но и понимать, что делает изображения красивыми.

Чтобы поймать птичку, которая красиво размахнула крыльями и в этот момент схватила комарика, фотограф, условно, должен сделать тысячу кадров. Съемка большого количества фотографий является нормальной практикой, особенно если целью является захват уникального мгновения, но если ты осознанно фотографуешь, то у тебя получится ещё больше удачных снимков. Однако, в случае портретной съемки, намного важнее сделать хорошее освещение и получить естественное выражение лица, тогда не нужно будет делать сотни дублей.

Если возвращаться к теме студентов, то какие направления в фотоискусстве уже не актуальные?

С предметной фотосъёмкой уже скоро можно будет попрощаться. Я бы, к примеру, не пошёл учиться на предметного фотографа. Предметная съёмка очень сложная, много профессиональных тонкостей. Раньше процесс съёмки требовал специальных навыков и опыта, а сейчас достаточно снять товар на белом фоне со всех сторон и загрузить в ИИ, который сможет обыграть любой сюжет, к примеру, инопланетянин держит товар, при этом оседлал корову, которая бежит по Марсу.

Везде, где не нужны чувства, ИИ справится. Эмоциональные съемки, такие как семейные или свадебные, заменить ничто не сможет, хотя ИИ может помочь улучшить задний план.

Соответственно и работа ретушеров как отдельных специалистов может вскоре стать менее актуальной, как мы уже упоминали ранее, искусственный интеллект научился эффективно и естественно обрабатывать дефекты кожи.

Автор – Сергей Рожнов
Фотография, обработанная с помощью ИИ: увеличено изображение, дорисованы книги.
Автор – Сергей Рожнов Фотография, обработанная с помощью ИИ: увеличено изображение, дорисованы книги.

Некоторые вещи вечны, другие - мимолетны, а некоторые просто становятся популярными. В связи с этим, какие современные тенденции в фотографии вы считаете наиболее важными?

Меня вдохновляет эпоха Возрождения, особенно творчество таких мастеров, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Я стремлюсь к тому, чтобы цвета в моих работах были чистыми и насыщенными; данный подход находит отражение даже в современном кино, что является актуальным на сегодняшний день, поскольку наблюдается тенденция к киношному стилю. Сегодня в фотографии, как и в искусстве, многие стремятся делать что-то похожее. Раньше художники творили по своим ощущениям, как говорится: «я художник — я так вижу». А сейчас, поскольку спрос есть, создают под него.

Говоря о спросе, стоит отметить, что среди молодежи в настоящее время наблюдается интерес к старым фотографиям. Что делает их привлекательными, несмотря на то что качество фотоаппаратов было ниже?

В фотографии не так важна техника, как свет, цвет, композиция. Старые фотографии привлекательны, потому что они являются наследием художников, которые сотни лет учились грамотно сочетать оттенки цветов, подбирать расположение объектов, правильно расставлять тени от света. Отчасти из-за того, что старые камеры были несовершенны технически - фотографам приходилось это компенсировать более серьезным подходам к построению кадра, освещению, поэтому снимки и получались интересные! Дешевые фотокамеры плохо работают при недостатке освещения, что делает более дорогие устройства необходимыми. Пользователи доступных фотокамер часто сталкиваются с трудностями восприятия света, особенно в условиях низкой освещенности, где разница в качестве становится очевидной. Тем не менее, даже на старых фотоаппаратах можно делать интересные снимки, главное — это знания.