"Только проснётся - сразу лезет к подоконнику" - такими подписями сопровождает дочь последние, посланные мне по WhatsApp, фотографии 10-месячного внука Димы.
Думаете, его интересует то, что за окном? Совсем нет - он любит повертеть в руках всё, что лежит на подоконнике.
А там может быть много чего интересного: пульт от телевизора, телефон, блокнотик, карандаш, зеркальце, мамина косметика, забытые старшим братом игрушки и ещё много разных мелочей.
Всё это страшно привлекательно для малыша. Он надолго "зависает" у окна, пока всё не подержит в руках, не пересмотри, а то и не "проверит на зуб".
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
►►► Статья в тему:
Методика Марии Монтессори. В чём её альтернативность?
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Та же самая история происходит с рассматриванием содержимого в ящиках тумбочек и шкафов. Куча вещей выбрасывается на пол и подвергается глубокой ревизии. Всё, что "плохо лежит" не остаётся без внимания малыша.
В кухонных шкафах история бывает даже поинтереснее, ведь там предметы ещё и издают много звона и шума, что привлекательно само по себе.
Что же заставляет малыша исследовать неизведанные уголки квартиры? И почему?
Ответ простой: стремление к развитию, радость познания чего-то нового.
Но хотелось бы узнать, а как конкретно столкновение с "новизной" в окружающем мире отражается на развитии мозга ребёнка?
Влияние "новизны" на развитие мозга ребёнка
Само по себе развитие является условием выживания человека. Всё не способное к развитию и неразвивающееся погибает быстрее (либо сразу).
А "новизна" стимулирует развитие головного мозга, а, значит, человека в целом, ну, и человечества, конечно же.
Не вдаваясь в нейрофизиологию, "на трёх пальцах", без сложной терминологии, опишу (для заинтересованных напишу более подробную статью), что и как происходит в головном мозге, когда ребёнок узнаёт что-то новое.
Наш мозг состоит из нервных клеток, которые имеют вид "головоногов" (это знают все). Неважно даже знать, что "ноги" имеют разные названия, разное назначение, главное понять, что они могут постоянно расти и ветвиться, как корни растений.
Приведу только одну цифру: мельчайших отростков (которые называются "шипики") может быть порой до 10000 на 1 мм.
Однако, если корни растений не вступают во взаимодействие с корнями рядом растущих собратьев, то отростки нервных клеток только то и делают, что постоянно отращивают новые шипики и вступают в контакты между собой.
И таких контактов, таких новых связей, образуется до 1000 каждую минуту( у малыша 3-5 лет).
Причиной появления связей между отростками нервных клеток каждый раз является определённая "новизна", замеченная ребёнком в окружающем мире. Причём, это "новое" ребёнок может и увидеть, и услышать, и унюхать...
Вот поэтому, известный педагог Мария Монтессори создавала много развивающих пособий для детей, часть из которых предназначалась для ознакомления детей с новыми для них запахами и вкусами.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
►►► Статья в тему:
Методика Марии Монтессори. В чём её альтернативность?
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
При этом, надо понимать следующий момент: если связи долго не используются, они отмирают (!) со временем.
Здесь уместна аналогия с со снежным полем, на котором имеются как одна-две основательные лыжни, по которым катаются множество лыжников, и которые активно используются весь зимний сезон, так и постоянно появляющиеся и исчезающие лыжные дорожки-однодневки, которые "живы" до первого снежка.
То есть, важно: не только регулярно "прокладывать новые лыжни", но и поддерживать их в рабочем состоянии; не только знакомить ребёнка с чем-то новым, но и возвращаться периодически к полученной ранее информации.
Полка "новизны" в группе детского сада
Когда я только пришла работать в детский сад, одна из полок на уровне глаз детей выделялась под полку "новизны".
На ней мы ежедневно меняли игрушки, причем, составляли определённую объёмную сюжетную "картину" под общим названием "Из жизни куклы". Например: "Кукла пошла в магазин (пьёт чай, катается на санках, катает коляску с лялькой и т.д.). У неё имеется сумка с интересными вещичками, одежда с карманами (тоже не пустыми). Навстречу ей - Мишка с коробкой подарков (новыми мелкими игрушками) В магазине - интересные новые "товары"".
Ежедневно содержимое полки менялось, кукла переодевалась, содержимое сумок, коробок, карманов заменялось на новое. Сами персонажи на полке также обновлялись: добавлялись другие куклы, мишки, собачки и т.д.
Детям разрешалось игрушки с этой полки брать и рассматривать, но возвращать на прежнее место.
Однако, постепенно требование создавать такую "полку новизны" в группе детского сада исчезло...
"Волшебные мешочки" с разнообразными мелкими предметами
В практической работе воспитателя мешочки с мелкими предметами и игрушками всегда называются "Волшебными мешочками", потому что это, действительно, "волшебные" для развития детей предметы.
В них складывается штук 20 разных предметов из категории "шурум-бурум" (в быту это так называется ))) ): интересные мелкие игрушки, брелочки, картинки от лото или домино, детали от сломанных игрушек, сломанные женские украшения, браслетики, колечки и так далее.
Всё это "богатство" предлагается детям доставать и рассматривать в свободное время.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
♥ Если Вы согласны, что "КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ не достижимо без ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ" – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Вот где "новизна" бьёт через край, и новые "шипики" отрастают, и новые связи между нервными клетками замыкаются.)))
И мешочков таких должно быть штук 20-30.
Эти "Волшебные мешочки" мы даже выдавали домой ("напрокат"), чтобы дети могли подольше позаниматься с ними в спокойной обстановке. Родителям предлагалось пополнять мешочки мелкими предметами, если имелась такая возможность.
О чём мне напомнило поведение малыша Димы
Внук Дима, как, впрочем, и все другие младенцы, сам себе ищет "новизну" в окружающей обстановке. Вот и шарится по ящикам, да тумбочкам.
А подросшие девочки, кстати, считают за счастье "покопаться" в маминой косметичке или сумочке.
Дети ищут "новизну" всеми доступными способами, и задача взрослых - предоставить им эту возможность.
Вот на такие размышления и воспоминания натолкнуло меня поведение моего десятимесячного внука Димы.
►►► Эти статьи могут заинтересовать вас:
Мои экстремальные прогулки в детском саду. Лайфхаки для повышения двигательной активности детей
Развлекать или не развлекать детей? Вот в чём вопрос для учителей, воспитателей и родителей
Смехотерапия на дому. Польза смеха для больших и маленьких
9 антимифов о необходимости общественного дошкольного образования (детского сада) в жизни детей
Нужна ли сегодня "Материнская школа"? О помощи семьям с детьми дошкольного возраста