Найти в Дзене

Методика Марии Монтессори. В чём её альтернативность?

Всем читателям доброго дня! Методика Марии Монтессори сегодня широко известна не только в среде профессионалов-педагогов, но и среди родителей. Систему #Монтессори сегодня называют альтернативной традиционной системе дошкольного образования.
Но что в ней такого уж альтернативного?
По мне, так ценнейший опыт итальянского врача и педагога начала 20 века должен быть взят на вооружение педагогами, не говоря при этом ни о какой альтернативе. Альтернатива - это же выбор из двух противоположных вариантов. А не лучше ли взять самое ценное из обоих вариантов, чем что-то полезное утерять? Вредна, по-моему, для образования подобная ситуация выбора! Попробуем выяснить, чем же не удовлетворила система #Монтессори нашу официальную педагогику?
В Советской России детские сады, открывшиеся ещё до революции и работавшие по методикам Монтессори, были закрыты в 20-е годы, во время провозглашения политики поголовного коллективизма. Вот выдержка из стенограммы протокола III пленума по дошкол
Оглавление

Всем читателям доброго дня!

Методика Марии Монтессори сегодня широко известна не только в среде профессионалов-педагогов, но и среди родителей.

Мария Монтессори - великий педагог
Мария Монтессори - великий педагог

Систему #Монтессори сегодня называют альтернативной традиционной системе дошкольного образования.
Но что в ней такого уж альтернативного?
По мне, так ценнейший опыт итальянского врача и педагога начала 20 века должен быть взят на вооружение педагогами, не говоря при этом ни о какой альтернативе.

Альтернатива - это же выбор из двух противоположных вариантов. А не лучше ли взять самое ценное из обоих вариантов, чем что-то полезное утерять? Вредна, по-моему, для образования подобная ситуация выбора!

Попробуем выяснить, чем же не удовлетворила система #Монтессори нашу официальную педагогику?
В Советской России детские сады, открывшиеся ещё до революции и работавшие по методикам Монтессори, были закрыты в 20-е годы, во время провозглашения политики поголовного коллективизма.

Вот выдержка из стенограммы протокола III пленума по дошкольному образованию в Советской России, обсуждающего судьбу московского монтессори-садика .
«Текущие дела: о московском д/саде по системе Монтессори.
т. Прушицкая. В Москве существует единственный д/сад по системе Монтессори. Съезд высказался против этой системы, но это не означает, что мы немедленно должны закрыть единственный сад по системе Монтессори. Необходимо опыт этот учесть.
т. Виленская. В настоящее время закрывать учреждение действительно несвоевременно, так как одно дело отрицать систему в целом, другое дело взять из нее наиболее ценное, что можно.
т. Орлова. Мы не закрываем, а реорганизуем. Это аристократический сад, который нам совершенно не нужен. Мы должны создавать у педагогов Марксистское мировоззрение. Этот сад дает опыт, как не строить дошкольное воспитание.
т. Моложавый. Некоторые приемы по системе Монтессори надо использовать, но для этого не нужно иметь особого сада.
т. Прушицкая. Данный д/сад нужно оставить для дальнейшего научного исследования, м.б., изменив состав персонала, влив туда новых работников.
т. Виленская. С закрытием сада надо выждать некоторое время, необходимо сделать еще попытку привлечения партийных монтессорианок.
т. Орлова. Мы не можем тратить громадные средства на заведомо отрицательные результаты этой системы.
Постановили:
1. Просить МОНО сохранить опыт по проверке дидактического материала Монтессори...»

Таким образом, открытый ещё до Революции детсад по методике Монтессори закрыли в 1926 году.

Вот цитата из резолюции: «Помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны, система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучёт биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками – все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики…»


Стоит к этому добавить, что свободолюбивая педагогическая идея Марии #Монтессори вызывала отторжение и других «несвободных» политических режимов: школы-Монтессори быстро были запрещены в Испании при режиме Франко, их разгромили в гитлеровской Германии и в самой Италии при Муссолини.

Самой Марии Монтессори пришлось покинуть родину и провести долгие годы за границей.
Что входит в понятие «альтернативная педагогика» сегодня?
1. Наличие обоснованного философско-методологического фундамента педагогической теории.
2. Эффективность и уникальность педагогической методики.
3. Отказ от классно-урочной организации педагогического процесса.

Посмотрим, что же такого уж альтернативного в системе #Монтессори ?
1. Суть философско-педагогической системы М.Монтессори – в содействии саморазвития ребёнка, в признании за ребёнком ведущей роли при его взаимодействии с педагогами, что полностью соответствует сегодня принципам личностно-ориентированного обучения на которые ориентируется отечественная педагогика. Ничего альтернативного.

Главный принцип педагогической идеи М.Монтессори:

«Помоги мне сделать это самому»

сегодня широко используется не только педагогами. Он звучит так:

"Не давай ребёнку рыбу, лучше научи его ловить рыбу ( дай ему удочку)"

2. Методика М.Монтессори по использованию для развития ребёнка специальных разработанных ей материалов, большинство из которых являются «автодидактическими» (самообучающими) – очень оригинальна, и более полной методики для развития сенсорных и интеллектуальных способностей ребёнка в мировой педагогике нет.

Сама М.Монтессори говорила о своей методике: это

"система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду" .

Понятие о предметно-развивающей среде сегодня прочно вошло в работу детских учреждений, так же, как и понимание сензитивного (сенситивного) периода развития - возрастного этапа, когда развитие определённых способностей ребёнка происходит намного легче и эффективнее.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

И что же альтернативного в том, если педагоги будут, следуя идеям #Монтессори , уделять внимание сенсорному развитию ребёнка - это же их обычная практическая ежедневная работа?

3. Про классно-урочную систему обучения в отношении образования дошкольников уже говорено не раз. Что это – перенос школьной организации педпроцесса на дошкольный возраст, и что это – негативный момент, от него нужно отходить.

Подробнее о самой методике М.Монтессори читайте в этой статье:

Плюсы и минусы методики Марии Монтессори (начало)

Так где же, в чём альтернативность педагогической идеи Монтессори? Налицо лишь её актуальность для педагогики вообще!

Нельзя не учесть и тот факт, что методика Марии Монтессори не свободна от ошибок. И если использовать её без доли критическоого мышления при работе с детьми - можно нанести ущерб детскому развитию.

А каковы Ваши взгляды, уважаемый читатель, на систему Марии Монтессори и на понимание "альтернативности в образовании"?

***************

Спасибо, что дочитали!

Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.

Всем мира, добра, любви и семейного счастья!

►►► Эти статьи могут показаться Вам интересными:

И кто только придумал этот термин «раннее развитие детей », от которого теперь все родители сходят с ума?

Чудо-стульчик для купания младенцев. Мы знали о его пользе, но не настолько!

Мой трёхлетний внук Миша изучает цифры со своей 82-летней прабабушкой