Дёшево - не совсем, конечно, подходящее слово.
Когда вы собираетесь в поездку на очень Дальний Восток, это слово лучше не вспоминать.
Лучше сказать: не запредельно дорого.
Впрочем, ещё несколько лет назад попасть на Камчатку и уж тем более на Северные Курилы было делом достаточно дорогим. Сейчас же ситуация меняется. Не буду обманывать и говорить, что это может позволить себе каждый, это всё-таки не пойти в соседний магазин мороженку купить, но что уж там, эти регионы стали гораздо доступнее для многих людей.
Как я уже сказала, поездка на Северные Курилы начинается с Камчатки.
Если раньше относительно недорогие билеты из Москвы на Камчатку надо было брать за полгода до поездки, то прошедшим летом запустили столько дотационных рейсов, что за месяц-два до поездки можно было купить те самые дотационные билеты по приятной цене в 25 000 рублей.
Но наша-то цель - Северные Курилы.
В предыдущие поездки я попадала туда незатейливым способом. Мы арендовали теплоход на всю Курильскую гряду. В прошлом году арендовали парусную яхту. Что, однако, не меняет сути дела. А дело в том, что данный способ хоть и является самым удобным для знакомства с Курильскими островами, но увы, закономерно он же является самым дорогим. Очень дорогим.
И сами понимаете, если вы не группа туристов и даже не сопровождающий группу туристов, а всего лишь два подготовщика затейливых трасс для будущих туристов, нанимать хоть яхту, хоть теплоход - непозволительная роскошь.
Поэтому нынче на Северные Курилы, а точнее на остров Парамушир, где расположен город Северо-Курильск, мы добирались рейсовым транспортом.
Да-да. Такой тоже есть.
Знакомьтесь - теплоход Гипанис.
На самом деле, в Северо-Курильск из Петропавловска-Камчатского летают рейсовые вертолёты.
Стоит билет на них где-то 4000 рублей - столько же, сколько на теплоход.
Лететь - всего ничего, полтора часа, в отличие от теплохода, который идёт 15-17 часов в зависимости от волны.
Но есть одна загвоздка. В случае туманов или непогоды, которые на Северных Курилах бывают слишком часто, вертолётные рейсы отменяют.
Теплоход же - надёжен, как Подмосковная электричка. Может задержаться, но скорее всего вы прибудете в нужную точку по расписанию.
Однако, собираясь на Северные Курилы, не забудьте одну маленькую, но важную деталь.
Северные Курилы являются пограничной зоной, и для пребывания на островах вам потребуется пропуск.
Не пугайтесь, не всё так печально. Оформить пропуск совсем не сложно.
Для оформления пропуска вам надо обратиться в Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району в Петропавловске-Камчатском.
Там работают очень милые люди, которые быстро и подробно отвечают на все вопросы.
Правда, к началу лета, когда идёт наплыв желающих попасть на Северные Курилы, они начинают отвечать не так быстро. Но в том не их вина.
Поэтому, чтобы оформить пропуск в спокойном режиме, лучше обратиться заранее.
Если вы не уверены в датах поездки, то лучше сделать пропуск сразу на весь сезон. Например, поставить даты с начала июня до конца августа.
Заявление на пропуск подаётся в электронном виде.
А вот получать его надо лично. Поэтому запланируйте ваш приезд в Петропавловск-Камчатский тай, чтобы можно было получить пропуск (в выходные вам его не выдадут). Или найдите кого-нибудь в Петропавловске, кто согласится подъехать в пограничное управление и получить пропуск за вас.
Для этого вам потребуется написать от руки доверенность на получение (ну, или ваш помощник может сам написать такую доверенность от вашего имени).
Для граждан РФ время рассмотрения заявления на пропуск - до двух недель. Для иностранных граждан - до месяца.
Так что не откладывайте на последний момент.
Мы свои пропуска для этой поездки оформили спокойно ещё в январе и забыли про них до поры до времени.
Можно оформить как индивидуальный, так и групповой пропуск.
С групповым пропуском есть одна только засада. В нём назначается старший группы, на которого пропуск выдают. И он обязательно должен присутствовать в поездке.
И никого нельзя будет добавить в этот пропуск. Если кто-то решит примкнуть к вашей группе, ему придётся оформить персональный пропуск.
С формальностями закончили. Давайте уже перейдём к Гипанису и отправимся на Северные Курилы.
Ходит Гипанис 2-3 раза в неделю. Расписание есть в интернете. Расписание на лето 2023 года скорее всего появится где-то в начале весны.
Исходя из расписания теплохода, планируете поездку, покупаете билеты - и в путь.
На следующий день после моего прилёта в Петропавловск-Камчатский мы грузились на Гипанис.
Кстати, про мы.
Мы - это Ден, мой камчатский коллега, с которым мы уже не раз бывали в экспедициях и не только (может кто-то читал полный трагизма на грани комизма рассказ, как я под его руководством скитур осваивала).
Предыдущие наши Курильские экспедиции всегда организовывала я, приглашая Дена поработать гидом.
Нынче же произошла рокировка. Организацией и разведки, и самой экспедицией занимался Ден.
Вот, собственно. Ден и я - два в меру бравых разведчика, отправились прокладывать маршруты на ранее не хоженные нами вулканы, чтобы потом на эти вулканы с туристами сходить.
Изначально время отхода теплохода было указано 9 утра. Но время это весьма условно. Выход происходит исходя из реального времени прибытия Гипаниса и ещё с учётом каких-то других факторов.
Так что время надо уточнять. Постоянно уточнять.
Мы в итоге отправлялись и Петропавловска-Камчатского ближе к вечеру от нового красивого Морвокзала.
Понятное дело, что когда судно только выходит в море, хочется стоять на улице и ловить каждое прекрасное мгновение.
Каждый чудесный вид.
Промышленные объекты в виде симпатично выстроившихся кранов сменялись вулканами и птицами.
Особенно не хочется уходить с палубы в вечернее, предзакатное время, когда на улице начинается самая красота.
И вот здесь кроется первое "увы".
Вся палуба перегорожена. Есть достаточно большое пространство для машин, куда пассажиров не пускают. Есть - для экипажа. Пассажирам проход так же запрещён.
Для пассажиров оставили совсем крошечный пятачок, где находится место для курения.
Впрочем, оказалось, что из нашей каюты, которая находится на палубе выше, открывается вид ничем не хуже.
И окошко тоже открывается. Да.
Солнце село, и теперь самое время приступить к краткому обзору теплохода.
Любители точной информации могут ознакомиться с расположением кают на схеме. Заодно посчитать, сколько на теплоходе каких помещений.
Для любителей лирики скажу, что на теплоходе несколько пассажирских кают, расположенных на двух палубах.
Есть каюты четырёхместные, есть двухместные.
Вот наша двухместная каюта.
Туалетов в каютах нет.
Они расположены чуть в стороне - две двери со строгими надписями.
Туалет для пассажиров ничем не отличается от этого же заведения для экипажа. Я проверила.
Помещение с табличкой "Душ" также имеется. Однако, там не душ, а какая-то кладовка.
Впрочем, шестнадцать часов можно и без душа обойтись.
Лично я, чтобы побороть джетлаг и качку, как только закончился закат легла спать и проспала до двенадцати часов следующего дня. Под удивлённое бурчание Дена:
- Сколько можно спать?!
Даже от ужина и завтрака отказалась.
Питание на теплоходе происходит по расписанию и за отдельную плату.
Вот в такой небольшой столовой.
В прошлом году, говорят, еда была очень вкусная. В этом повар сменилась. И еда была, скажем так, съедобная.
Обслуживание - в лучших традициях советских столовых.
Да что уж там. Вся эта поездка не теплоходе, включая антураж и людей, напоминала экскурсию с этакий совковый сервис.
В общем-то, даже прикольно.
Ничего же нет страшного в таком диалоге между пассажиром и сотрудником столовой:
- Так, первое наливаем?
- Спасибо, нет. Дайте только второе.
- Слабак!
Просто несколько непривычно завсегдатаем московских кофеен.
Тут такая большая звёздочка-сноска должна быть. И поясняющая надпись: внимание-внимание! в этом блоге периодически используется сарказм и ирония!
В качестве знакомства с интерьерами вот вам ещё одна фотография - коридор из столовой.
А я перемещаюсь на палубу, ибо там показались уже Курильские острова.
Точнее, остров Парамушир, куда мы и направляемся.
До этой поездки мне приходилось бывать на Северных Курилах только в июле и августе. При чём уже в середине июля.
На дворе была середина июНя. Но какая разница. Ещё всё в снегу.
Кстати, это вовсе не означает, что в июне сюда ехать не надо. В этом есть своя прелесть, и я ещё вернуть к этой теме.
А мы тем временем подходим к городу Северо-Курильск.
Первое, что бросается в глаза на подходе - старые судна. Не уверена на сто процентов, но кажется, это последствия цунами 1952 года, которое стало причиной многочисленных человеческих жертв и разрушений.
А вот и сам Северо-Курильск показался. Точнее, порт и рыбзавод.
Прежде чем сойти на берег, всех пассажиров просят разойтись по каютам для проверки документов.
По корабельному радио несколько раз передали, что чем быстрее все зайдут в каюты, тем быстрее у всех проверят документы, и мы сможем сойти на берег.
Пусть здесь вместо фотографии пограничников, проверяющих документы, будет фотография строгого корабельного кота.
На этом мы прощаемся с Гипанисом, и отправляемся на берег.
В предыдущей серии:
Курилы 2022. Разведка боем. Это странное слово Камчатка.