.
.Сразу надо сказать, что самарским помещиков Владимир Ильич Ульянов был только в мечтах и планах своей матушки. Причем Мария Александровна не только мечтала видеть сына преуспевающим землевладельцем, но и предпринимала в этом направлении вполне конкретные шаги.
Обо всем по порядку. С сельской жизнью младшее поколение Ульяновых было вполне знакомо – каждый год семья на лето выезжала в имение Кокушкино под Казанью, которое приобрел еще в 1847-м году дед Владимира Ульянова Александр Бланк. Хотя взятая им для покупки усадьбы ссуда в Земельном банке так и не была полностью выплачена, это не помешало обеспечить пятерым дочерям заслуженного медика после его кончины стабильный доход с имения.
А в 1889-м Мария Александровна после внезапных трагических событий – смерти мужа и казни старшего сына Александр вдруг быстро, не глядя и по высокой цене – 7500 рублей –приобрела еще одно маленькое поместье в Самарской губернии возле деревни Алакаевка. Покупка преследовала цель отвлечь от политики сына Владимира , заинтересовать его сельским хозяйством и приобщить к привольной помещичьей жизни.
Что же представляло собой владение новых помещиков? Окрестные земли с 10-г века принадлежали башкирскому князю Кугурды Чемееву и его потомкам, а село основал в 1736-м году Моисей Богданов . Название «Алакаевка» произошло от распространенного здесь тюркского имени. Потом владельцы менялись часто, одно время алакаевский хутор и земли находились в собственности градоначальника Петра Алабина.
При всех владельцах главной местной «достопримечательностью» оставалась повальная бедность. Каждое четвертое хозяйство был безлошадным и большинство не имело собственной земли – пахали арендованную. В деревне ни один человек не умел читать и писать, зато сразу видели, где что плохо лежит – в первый же год у Ульяновых была украдена лошадь, а позже и корова. Скот местных жителей вдобавок объедал посевы хутора, так что начинающий юрист Владимир Ульянов первоначальную практику прошел, успешно судясь с соседскими крестьянами.
«Помещичья» деятельность Ульяновых была непродолжительна – в первый год приобрели скот, посеяли пшеницу и подсолнечник, а потом это дело забросили, сдали землю и мельницу в аренду посреднику по фамилии Крушвиц, стали сельскими рантье, получая доход в зависимости от урожая, зимовали в Самаре, а летом вели на хуторе беспечную дачную жизнь. Владимир с удобствами готовился к экзаменам, обустроив «кабинет» прямо в липовой аллее.
Здесь же написал свою первую работу – статью «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни», в которой с негодованием описывал «кулацких элементов», арендующих огромные площади и отбивающих у бедняков землю, необходимую для пропитания.
Видимо, себя он участником такой операции не считал, поскольку крестьян Алакаевки его семейство непосредственно не эксплуатировало, доход получало не из рук крестьян, а через посредника. Над сказать, что хотя семья Самару покинули в 1893-м, сдача хутора в аренду продолжалась до конца 1897-го, когда Ульяновы продали его за ту же сумму, за которую был куплен. С учетом того, что все это время они получали арендные платежи, спонтанная и дорогая покупка в итоге оказалась вполне выгодной.
Ну и Алакаевка из причастности к биографии Ильича извлекла немало. Ленинская тема до сих пор остается здесь центральной, поселок посещаемый и ухоженный. Помимо большой школы, библиотеки, Дома культуры и парка здесь есть даже хоккейный стадион.
А самое запоминающееся здание – не бывший дом Ульяновых, как можно предположить, а небольшой кирпичный гостинично-торговый комплекс с потрясающим мозаичным панно «Молодой Ленин» художника Д.В. Герасимова.
Дом-музей с ажурным заборчиком, яблоневым садом и липовой аллеей тоже хорош. Экскурсовод, помимо общеизвестных фактов, рассказывает, что молодой Владимир Ульянов однажды на спор провел ночь на поселковом «лихом месте» - могиле покончившей с собой девушки, и даже повесил там свою кепку, чтобы народ перестал бояться. Творческий подход!
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете