Найти тему
VK Play

Первая Overwatch — всё. Чем нам запомнилась игра?

Оглавление

Токсичность, скандалы, постоянные правки баланса, реворки героев и потрясающий экспириенс

2 октября Overwatch навсегда стала частью истории. Первый командный шутер Blizzard плавно превратился во вторую часть (который мы уже вовсю изучаем и вскоре представим ее обзор), навсегда оставив позади привычные битвы командами по 6 человек, старые способности персонажей и многое другое.

Сегодня мы решили вспомнить, чем нам запомнилась первая часть, — от ее анонса до бесконечных правок баланса, реворка героев, влияния Лиги Overwatch на разработчиков и скандалов. Автор этих строк провел в игре более 1500 часов, и она оказалась для него той самой, которую можно одновременно безумно любить и сильно ненавидеть.

Overwatch стала первой игрой Blizzard в абсолютно новой вселенной. Любопытно, что изначально в компании планировали делать полноценную MMORPG с рабочим названием Project Titan, поэтому герои, лор и прочие мелочи здесь получились очень продуманными — не самая характерная черта для командных онлайн-шутеров.

Игру тепло встретили как критики, так и игроки. Возможность менять героев на ходу в зависимости от ситуации на поле боя, динамичные режимы, грамотное использование ультимативных способностей, затягивающий матчмейкинг и запоминающиеся персонажи — все это выглядело на момент выхода в 2016 году пусть и не суперсвежо, но очень органично. Но со временем у игры стали всплывать «болячки».

Мета персонажей и токсичность

Та самая пресловутая возможность менять персонажей на ходу сразу стала главной проблемой игры в первый год ее жизни. Формально предполагалось, что пользователи выбирают персонажей по «традиционной» мете 2-2-2 — два персонажа поддержки, два танка и два наносящих урон героя. Однако далеко не всем игрокам хотелось лечить команду или пробиваться вперед со щитом, поэтому нередко в начале матча пикались, например, 3 или 4 героя атаки. Доходило до того, что иногда пользователи выбирали шестерых героев атаки, что практически гарантированно означало проигрыш.

Разумеется, жаркие споры в чате о том, кому что пикать, не заставили себя долго ждать. Часто возникала ситуация, когда из-за одного выбранного героя не по мете команда могла разругаться за считанные секунды. Самые эмоциональные делали тролль-пики, а матч уже заранее можно было считать проигранным.

Неудачно использованная «ульта» или «неправильно выбранные» персонажи нередко приводили к жарким спорам в чатах
Неудачно использованная «ульта» или «неправильно выбранные» персонажи нередко приводили к жарким спорам в чатах

Blizzard понимала эту проблему и старалась предложить оптимальные решения. С одной стороны, бывали вполне рабочие нестандартные «сборки»: например, один очень сильный герой поддержки вроде Мойры или Аны, три атакующих персонажа и два танка, либо набравшая популярность в одно время мета GOATS. С другой, для работоспособности нестандартного билда команды необходима была мощная коммуникация, что редкость для случайных тиммейтов.

Сначала разработчики насильно навязали единственный возможный формат 2-2-2, и игроки не могли резко менять роли в зависимости от ситуации. Эти ограничения были встречены в штыки — многие полюбили Overwatch как раз за отсутствие строгих рамок. Спустя месяцы жалоб со стороны игроков авторы добавили отдельный «свободный» режим в матчмейкинг, где не было насильной привязки к классам.

Подпись к картинке. В игре был развит троллинг товарищей постоянной сменой героев. Некоторые игроки намеренно меняли героев каждые несколько минут, а на все просьбы делать адекватный выбор сообщали, что играют просто «для фана». Поэтому никто не может им указывать, за кого играть.

Тем не менее, Overwatch оставалась одной из самых токсичных игр. В ней сразу были видны ошибки тиммейтов (особенно если вы часто играете за хилеров), и далеко не все обладали выдержкой, чтобы адекватно попросить товарища по команде быть внимательнее. К тому же, на критику некоторые реагируют крайне болезненно. Поэтому возмущенные крики в голосовом чате из-за неудачно использованной ульты или обидные фразы вроде «worst team ever gg» стали привычным делом.

Полумертвый лор

Blizzard не экономила на создании впечатляющих синематиков, которые могут дать фору многим проектам Pixar. Ролики вызывали эмоции даже у далеких от игр зрителей, раскрывали персонажей, их мотивацию и, казалось бы, впереди у поклонников Overwatch еще десятки таких историй.

Анонс Overwatch на BlizzCon в 2014 году

Однако со временем пыл разработчиков поутих, и синематики стали выходить все реже. Последняя короткометражка по первой Overwatch «Встреча старых друзей», в которой показана встреча Маккри (то есть, простите, Кэсседи, но об этом чуть ниже) с Эш, вышла, на минуточку, еще в ноябре 2018 года.

Позже пользователи получали анонсы новых героев с их личными историями, трейлеры в честь ивентов, дневники разработчиков и подробности Overwatch 2. Лишь в июне 2022 года за несколько месяцев до сиквела Blizzard выпустила новый синематик про Королеву Джанкертауна.

Имбалансные герои

Герои Overwatch постоянно менялись на протяжении всей жизни игры. Blizzard старалась найти к каждому персонажу адекватный противовес в виде другого, однако нередко эксперименты приводили к тому, что некоторые герои ослаблялись, другие наоборот получали приличный буст.

Например, Кулака Смерти пришлось ослаблять вскоре после релиза — слишком уж много урона он успевал наносить и мало кто его мог эффективно остановить. Та же участь коснулась Бригитту, которая в одиночку успевала не только эффективно лечить союзников, но и эффектно станила и прерывала ульты, например, Гендзи или Жнеца.

Когда в игре появился Кулак Смерти, игроки разделились на два лагеря: те, кто его ненавидел, и те, кто умел за него играть
Когда в игре появился Кулак Смерти, игроки разделились на два лагеря: те, кто его ненавидел, и те, кто умел за него играть

В то же время Blizzard старалась сократить разрыв между популярными персонажами и теми, кого выбирают реже всего. Поэтому в свое время полный реворк, например, получили Сомбра, Симметра и Торбьорн.

Лига Overwatch: скандалы и влияние на разработчиков

В 2018 году Blizzard запустила в Северной Америке Лигу Overwatch. Нельзя сказать, что матчи профессиональных игроков вызывали какой-то невероятно безумный интерес, но фанатам было любопытно посмотреть на то, что творят киберспорстмены.

Но со временем интерес к про-матчам стал угасать. Как минимум, из-за безумной динамики игры уследить за всем, что происходит в играх профессионалов, было сложно даже хардкорным фанатам.

Вдобавок компания перед какими-то изменениями в балансе или умениях персонажей нередко полагалась на мнения про-игроков из Лиги. Однако стиль игры киберспортсменов сильно отличался от стиля рядовых пользователей, что вызывало протесты у фанатов, которые в целом не очень любили профессиональные матчи.

С игроками Лиги были нередко связаны разные крупные скандалы. Например, в апреле 2018 года Джонатана «DreamKazper» Санчеза, восходящую звезду Boston Uprising, обвинили в сексуальных домогательствах к несовершеннолетней фанатке по имени Лили. Девочка предупреждала, что ей всего 14 лет, но киберспортсмена это не остановило. Как итог — расторжение контракта и «отмена» Санчеза как про-игрока.

DreamKazper несколько раз после скандала пытался вернуться как стример, однако сразу получал негативную реакцию от пользователей соцсетей. Как итог — теперь он полностью исчез с радаров
DreamKazper несколько раз после скандала пытался вернуться как стример, однако сразу получал негативную реакцию от пользователей соцсетей. Как итог — теперь он полностью исчез с радаров

Наконец, сама Лига Overwatch после прошлогоднего скандала, связанного с сексизмом в Activision Blizzard, лишилась крупных спонсоров вроде Coca-Cola, T-Mobile и State Farm.

Отсутствие новых временных событий и ивентов

Авторы Overwatch первые пару лет поддерживали игру от всей души. Они добавляли новые режимы, карты и героев, предлагали сезонные события — в том числе для кооперативного прохождения.

Но примерно после 2018 года все резко изменилось. События стали ежегодно повторятся (особый привет поклонникам осточертевшего до чертиков «Лусиобола»!), крупные апдейты стали выходить реже, а главными новинками становились разве что мифические и легендарные скины персонажей.

Резкое снижение потока нового контента стало откровенно смущать пользователей. Не исключено, что в этот период разработчики стали активно работать над второй частью.

Уход Джеффа Каплана

Джефф Каплан, геймдиректор Overwatch, сразу стал любимой у игроков «говорящей головой». Поклонники игры полюбили его за открытую позицию по волнующим вопросам, за «ламповые» рождественские стримы, где он по восемь часов сидел у камина, общался с аудиторией, обсуждал будущее игры и приглашал гостей из числа разработчиков, а также за коронную фразу «Это Джефф из команды Overwatch».

Поэтому уход Каплана из Blizzard в апреле 2021 года стал полной неожиданностью для сообщества. Топ-менеджер проработал в компании 19 лет и покинул ее без явных причин, и громких заявлений или манифестов, что стало причиной для спекуляций. Фанаты гадали: значит ли это, что игра стагнирует? Чего ждать от второй Overwatch и ждать ли ее вообще?

Кстати, отсылку к Каплану планировали добавить на карте «Нью-Йорк» в Overwatch 2 на витрине одного из магазинов. Однако «пасхалку» отменили после того, как Blizzard ввела новую политику против включения ссылок на реальных людей в свои игры
Кстати, отсылку к Каплану планировали добавить на карте «Нью-Йорк» в Overwatch 2 на витрине одного из магазинов. Однако «пасхалку» отменили после того, как Blizzard ввела новую политику против включения ссылок на реальных людей в свои игры

Джесси Маккри больше не существует

Из-за крупного скандала Blizzard, связанного с домогательствами в компании, пришлось срочно переименовывать некоторых персонажей в играх студии. Overwatch не стала исключением — брутальный ковбой Джесси Маккри в октябре 2021 года неожиданно стал Коулом Кэссиди.

Твое лицо, когда ты больше не Маккри
Твое лицо, когда ты больше не Маккри

Персонаж был назван в честь разработчика Джесси Маккри, который оказался замешанным в скандалах с харассментом. Его уволили в июле 2021 года, а спустя четыре месяца с его именем попрощались и в командном шутере. Игроки по-прежнему называют персонажа Маккри — просто так удобнее.

Тем не менее положительных моментов и приятных эмоций, связанных с Overwatch, было немало. Игра освежила подход к командным шутерам, показала, что значит невероятная динамика и яркие колоритные персонажи. Матчи часто бывали абсолютно непредсказуемыми, а любая мелочь могла перевернуть все с ног на голову. Здесь не нужна была абсолютная меткость или реакция уровня про-игроков, а слаженная командная работа и грамотный подход к выбору персонажей нередко были гораздо важнее личного скилла.

Получится ли у Overwatch 2, которая полностью заменит первую часть, сохранить эти достоинства и избавиться от «болячек» первой части? Ждать ответов на эти вопросы осталось недолго — 4 октября сиквел полноценно заработает на всех платформах.